Формирование универсальны учебных действий.
Выпускник научится:
· понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
· анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
· определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
· различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
· различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
· производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
· понимать основной принцип построения и развития музыки;
· анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
· понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
· определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
· понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
· понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
· распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
· узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
· различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
· называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
· узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
· определять тембры музыкальных инструментов;
· называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
· определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
· владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
· определять характерные особенности музыкального языка;
· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
· анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
· анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
· творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
· различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
· определять характерные признаки современной популярной музыки;
· называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
· анализировать творчество исполнителей авторской песни;
· выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
· находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
· сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
· понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
· находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
· понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
· называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
· определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
· владеть навыками вокально-хорового музицирования;
· применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
· участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
· передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
· проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
· понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
· эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
· приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
· применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
· обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
· использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
· понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
· понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
· понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
· определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
· распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
· различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
· выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
· активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
1. Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
2. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2013.
3. Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
4. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010
5.Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
6.Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010.
7.Музыка. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам Т.И. Науменко, В.В. Алеева / М90 сост. Г.П. Попова, Л.В. Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 74с.
8.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль; учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина – 3-е изд. – М: Издательство «Глобус», 2010. – 170 с. 0 (Уроки мастерства).
9.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л.В. Золина. – 2-е изд., стереотип. – М:Планета, 2010. – 176 с. – (Современная школа)
Литература для учащихся
1. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
3.Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, М/МЕДИА
1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
6.Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
8. ФЦИОР Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) 2008 г.
9. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения)