МДК.02.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Содержание

Учебная практика:

1.Анализ предметно-развивающей среды по художественному воспитанию детей

2.Наблюдение и анализ НОД по продуктивным видам деятельности (рисование,

аппликация, лепка)

Производственная практика:

1.Планирование проведение НОД по продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка), подбор материала.

2. Самостоятельное проведение НОД по продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка), подбор материала.

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1. Анализ предметно-развивающей среды по художественному воспитанию детей

Вопросы к анализу:

1. Соответствует ли предметно-развивающая среда по художественному воспитанию возрастным особенностям детей группы?

2. Удобно ли расположена зона по художественному воспитанию в группе?

3.Какие материалы и оборудование по художественному воспитанию имеются в группе? Доступны ли материалы для использования его детьми?

4.Подобраны ли наглядно-дидактические пособия для детей по художественному воспитанию

(игрушки, альбомы, рабочие тетради, открытки, иллюстрации, репродукции и др.) для разных видов продуктивной деятельности?

5..Каково качество материалов и наглядных пособий?

6.Что рекомендовали бы дополнить?

ЗАДАНИЕ 2. Наблюдение и анализ НОД по продуктивным видам деятельности (рисование,

аппликация, лепка)

Вопросы к наблюдению и анализу:

1. Из скольких частей состояло НОД?

2. Какими приемами был вызван интерес детей к НОД?

3.Доступно и четко ли воспитатель объяснила способы работы, конкретны ли были пояснений детям?

4. Осуществлялась ли опора при объяснении на наглядный материал, образец? Каково качество материалов и наглядных пособий?

5.Проверил ли воспитатель усвоение детьми объяснений с помощью контрольных вопросов?

5. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии).

6. Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе.

7. Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход?

8. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям? Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения.

9. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя?
10. Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески?

11.Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их?
12.Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован? Привлекались ли дети к анализу выполненных работ?
13.Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.

14.Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Планирование НОД по продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка), подбор материала.

Рекомендации к планированию НОД по продуктивным видам деятельности

Алгоритм написания конспекта НОД по продуктивным видам деятельности

Конспект НОД по продуктивным видам деятельности должен состоять из следующих компонентов:

1 . Название темы.

2. Задачи:

изобразительная задача;

техническая задача;

воспитательная задача.

3.Активизаци словаря.

4. Предварительная работа.

5.Материалы: для детей; для воспитателя.

7.Ход НОД.

Ход занятия делится на три части. В первой части необходимо спланировать приемы, направленные на создание интереса детей к теме занятия и методы объяснения задания. Во второй части предусмотреть индивидуальные приемы, способствующие выполнению задания. В третьей части указываются формы организации рассматривания и анализа всех работ, подведения итога занятия.

Образец НОД.

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему:

«Весеннее небо».

Задачи:

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Музыка»

1.Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений.

2. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Закреплять технику рисования деревьев.

3. Воспитывать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Развивать творческое воображение.

Предварительная работа

Наблюдение за небом на прогулке (прозрачное, разного цвета в разное время суток), по возможности наблюдение заката, рассматривание изображение неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах и т. д.

Материалы, инструменты, оборудование

Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весна - красна»; акварельные краски, ватные тампоны, баночки с водой; цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры (на выбор);салфетки матерчатые, салфетки белые, бумажные; клей-карандаш; кассета с записью музыки Моцарта «Фантазия», Манссне «Размышление», магнитофон, основа для будущего альбома «Весна- красна».

Содержание НОД

Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, вы любите истории? (Да)

- Тогда послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:

«Однажды один мальчик пошел кататься на коньках. Он заскользил по голубой дуге-дороге и с удовольствием заметил, что цвет дорожки под его ногами постепенно изменяется. Сначала он был ярко-голубой. Потом стал переливаться на солнце то желтыми крапинами, то розово-голубыми и сиреневыми искрами. Дальше-дальше…Дорожка светлела, бледнела…. И закончилась совсем белым сугробом.

- Вот теперь я знаю, что такое оттенок!- воскликнул мальчик ».

-Вот такая история произошла с мальчиком.

Беседа:

- А вы знаете, что такое оттенок? (Это изменение одного и того же цвета).

Показ воспитателем вариантов голубого цвета: от светло синего до нежно-голубого.

- Вот, например, сейчас- голубой. Остается голубым, но немножко меняется, когда мы добавляем другой цвет; становится более светлым, если добавить больше воды; принимает другой оттенок, когда смешивается с другим цветом.

-А где можно увидеть такие оттенки? ( На небе).

- Послушайте стихотворение и скажите, какие оттенки неба вы услышали?

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет,

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

-Какие оттенки неба были в этом стихотворении? (Темно-голубой, ярко-золотой, голубой)

Вы такие внимательные. Молодцы.

Объяснение нового материала:

-А вы хотите изобразить такое весеннее небо?

Хорошо, но сначала, давайте посмотрим ,какое небо сегодня.

(Дети подходят к окну и рассматривают цвет неба)

-Посмотрите на небо, какие оттенки вы увидели?

( Голубое, нежно-голубое, розоватое, нежно-розовое, желтоватое и др.).

- Теперь каждый из вас может нарисовать свое весеннее небо, с тем оттенком, которое больше нравиться. Давайте на фоне неба нарисуем красивые деревья, которые просыпаются после зимы, а затем нарисуем небо?

Дети проходят к столам.

Показ способа выполнения:

Воспитатель напоминает, как нарисовать дерево и показывает новую технику рисования неба «по мокрому», растяжку, лессировку.

-Ребята, а чем можно нарисовать стволы деревьев? (Мелками, карандашами, пастелью)

- Теперь выберите материал, которым вы нарисуете деревья. А для того, чтобы быстро смочить лист, лучше взять тампон или толстую кисть.

Воспитатель включает музыку.

– А поможет вам в рисовании музыка композитора Моцарта, которая называется : «Фантазия», она подскажет вам - какой выбрать оттенок: розоватый, бирюзовый, сиреневый или желтоватый.

В процессе выполнения детьми работ воспитатель помогает напоминанием техники изображения, советом по выбору материалов, цветов, расположению деревьев тем детям, которые испытывают трудности. Тем детям, которые справятся быстрее, предлагает приклеить снежные сугробы, которые еще не растаяли с помощью мятой бумаги.

За пять минут до окончания занятия собираются все работы на выставку и проводиться их анализ:

Ребята, посмотрите, какое красивое весеннее небо у нас получилось.

-найдите пожалуйста самое нежное небо!

- А где небо самое яркое?

-Какого оно оттенка?

- А где небо получилось с несколькими оттенками?

-Какими?

Молодцы, ребята. Вы сегодня так старались, и я приготовила вам сюрприз, подарю вам вот эту обложку к альбому о весне. А когда ваши рисунки высохнут, вы сможете их оформить в книгу о весне. А что еще можно будет поместить в этот альбом? (Рассказы, стихи о весне, картинки с изображением птиц и т.д.)

ЗАДАНИЕ 2 Самостоятельное проведение НОД по продуктивным видам (рисование, аппликация, лепка), подбор материала.

Рекомендации по подготовке и проведению занятий

Развитие детского изобразительного творчества требует правильной организации, четкой продуманной системы. НОД по продуктивным видам деятельности проводят только в первую половину дня, так как в это время больше возможностей создать хорошее освещение. Важно воспитателю выбрать место своего расположения, чтобы все дети хорошо могли видеть его лицо. Поэтому стоять на фоне окна (свет сзади) нецелесообразно. Перед занятием комнату необходимо проветрить. Во время его проведения воспитатель должен постоянно контролировать правильную осанку детей, так как им приходится относительно долго сидеть.

Подготовку НОД по продуктивным видам необходимо осуществлять в трех направлениях: подготовка воспитателя, подготовка детей и подготовка материала.

Подготовка студента к проведению НОД по продуктивным видам начинается с планирования работы и изучения задач Программы, по которой работает ДОУ. Полезно познакомиться с содержанием методической литературы, примерными конспектами занятий. Подход к этой работе должен быть творческим. Не следует переписывать все подряд, необходимо выбирать самые эффективные методы и приемы обучения, соотнося их с решением поставленных задач по конкретной группе детей. Целесообразно планировать три задачи: изобразительную, техническую, воспитательную. Важно продумать активизацию словаря детей, предварительную работу, материалы, методику проведения занятия.

Обязательно накануне занятия воспитатель - практикант должен потренироваться в технике и способах изображения. Даже если методика его проведения не предусматривает показ образцов, необходимо выполнить их, чтобы выяснить возможные трудности у детей и заранее продумать приемы их преодоления.

Подготовка детей. Решение задач НОД по продуктивным видам возможно лишь при условии проведения грамотной предварительной работы. Без создания, зрительных представлений и знаний по теме предстоящего изображения нельзя рассчитывать на успех. В течение недели, предваряющей проведение занятия, необходимо спланировать и провести предварительную работу. В зависимости от вида и темы занятия возможны следующие приемы:

1.Экскурсии, во время которых уточняются представления детей о природе, труде взрослых, улице города и пр.

2.Наблюдения живых объектов изображения в естественных условиях: птиц, животных, человека.

3.Игры, во время которых уточняются представления о предметах: их форме, строении, цвете, относительном соотношении частей (мяч, посуда, транспорт и пр.).

4.Рассматривание предметов с натуры, альбомов, малой скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстраций и т.д.

5.Чтение художественной литературы, рассказывание фольклорных произведений.

6.Беседы по теме предстоящего занятия, во время которых можно предложить старшим дошкольникам продумать содержание и последовательность работы.

7.Задание детям 5-7 лет самостоятельно провести наблюдение по темам, например «Дом, в котором я живу», «Как я провел выходной день» и пр.

Подбор и подготовка материалов. Студенту необходимо заранее проверить качество и наличие всех необходимых материалов, наглядных пособий и оборудования. Накануне занятия готовится глина, нарезается и подписывается бумага, точатся карандаши. Клей и краски готовятся в день занятия. После того как дети уберут игрушки, воспитатель предлагает всем принять участие в самообслуживании: организации рабочего места. В каждой группе дети раскладывают только то, что им по силам. Например, взрослый расставляет в младших группах пластмассовые плоские баночки с водой, клей. Дети могут приготовить для себя листы бумаги, тряпочки и другой безопасный материал. С середины средней группы вводится дежурство по занятиям. Дежурные следят за правильностью организации рабочего места, выполняют поручения воспитателя, докладывают о готовности всех детей. Роль воспитателя в руководстве дежурством и самообслуживания заключается в обучении детей правильно располагать материал: эстетично и удобно. Начинать занятие можно лишь тогда, когда воспитатель проверит обеспечение материалами каждый стол. Нелишне иметь запас материалов на отдельном столе или на полке «под рукой».

Выбор методов и приемов

В одном занятии могут применяться самые разнообразные методы и приемы. Выбор их зависит от того программного со­держания, которое должны усвоить дети, а также от возрастных и индивидуальных особенностей дошколь­ников.

Рассмотрим это положение на примере занятий, направленных на решение разных изобразительных задач. Когда дети овладеют рядом формообразующих навыков и тем самым получат возможность передавать несложные предметы в станичном положении, педагог ведет их к передаче этих пред­метов в движении. Используя различные методы: информацион­но-рецептивный, репродуктивный, эвристический, воспитатель организует наблюдения движений в жизни или на занятиях рисо­ванием и лепкой (за животными или за детьми, которые изменя­ют положение рук, ног, корпуса). Помогает и рассматривание игрушек.

Передача движений в самой простой форме доступно детям только после 4 лет. В подготовительной к школе группе ребята могут сами объяснить, что и как изменяется в фигуре, когда чело­век идет на лыжах, катается на коньках, везет тяжелые сани, как кошка выгибает спину и т. п.

Прежде чем показать, как лучше передать то, или иное движе­ние, надо предоставить ребятам возможность самим попробовать выразить его в рисунке (лепке), организовав предварительные на­блюдения, пояснив, с чего надо начинать, как последовательно выполнять изображение. Способ изображения движения чаще всего не показывается. Детей подводят к его осознанию и приме­нению путем анализа движущихся частей, их формы и положения в пространстве.

Когда перед детьми ставится задача передать в рисунке, лепке, аппликации несложный сюжет, выполнить иллюстрации к лите­ратурному произведению, воспитатель применяет исследователь­ский и эвристический методы, однако при реализации темы у де­тей могут возникнуть затруднения в выполнении отдельных изо­бражений. Если ребята уже усвоили способ построения изображе­ний, последовательность их создания, то достаточно предоставить им наглядный материал для уточнения представлений о внешнем виде предмета (это может быть иллюстрация, игрушка и др.).

Может быть, понадобится показ способа рисования той или другой части предмета, и в этих случаях педагог прибегает к ин­формационно-рецептивному методу. Но спешить с демонстрацией способа изображения не следует, надо выяснить сначала, что за­трудняет детей, чтобы оказанная помощь не лишала их самостоя­тельности.

Например, ребята рисуют на тему «Кем ты хочешь быть?». Одной девочке для воплощения ее замысла потребовалось нари­совать человека в профиль. Ребенок в замешательстве: в таком положении фигуру не изображали. Однако педагог не спешит показать готовый способ. Он предлагает посмотреть, как выглядит идущий человек в профиль. Проведенный анализ позволяет девочке соотнести стоящую перед ней задачу с теми способами изображения, которыми она владеет и ребенок рисует фигуру человека самостоятельно. Здесь видно сочетание информационно-рецептивного, репродуктивного и эвристического методов.

Примерная схема самоанализа НОД по продуктивным видам.

1. Достигло ли занятие запланированной цели? Как это можно определить (по продукту детской деятельности – детским работам, по интересу детей и их желанию заниматься художественной деятельностью и др.)?

2. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты занятия оказались для меня неожиданными?

3. Если не достигло НОД по продуктивным видам цели, то почему? Чего же тогда я достигла?

4. Какие технические ошибки детей были при выполнении работы? Возникла ли необходимость позаниматься с кем то из детей индивидуально?

МДК.02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания
с практикумом

Содержание

Учебная практика:

1.Наблюдение и анализ проведения музыкально-дидактических игр с дошкольниками

2.Наблюдение и анализ музыкального развлечения, праздника для дошкольников.

Производственная практика:

1.Самостоятельное проведение музыкально-дидактических игр с дошкольниками.

2. Планирование и самостоятельное проведение музыкального развлечения, праздника для детей

ЗАДАНИЕ 1 Наблюдение и анализ проведения музыкально-дидактических игр с дошкольниками

Вопросы к анализу проведения музыкально - дидактических игр с дошкольниками

1.Название игры.

2.Возрастная группа.

3.Цель игры.

4. Наглядный материал: количество карточек, их размер, что на них изображено ( картинок, игрушек, предметов, фишек и др.).

5. Музыкальный материал ( музыкальные фрагменты с указанием автора музыки и если нужно слов, фрагменты звучания различных музыкальных инструментов, перечислить каких).

6. Количество играющих.

7.Методика проведения МДИ ( игровые приёмы, словесные методы).

8. Результативность игры.

ЗАДАНИЕ2. Наблюдение и анализ музыкального развлечения, праздника для дошкольников.

Вопросы к анализу музыкального развлечения

1. Организация развлечения:

· тема развлечения;

· форма развлечения (беседа-концерт, театрализованное действие , музыкальное шоу и т. д.)

· возраст детей;

· количество объединённых групп;

2. Условия к проведению развлечения:

· наличие сценария;

· оформление зала;

· своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, ТСО; их эстетичность

· время проведения;

· эстетика внешнего вида детей и взрослых;

· размещение зрителей, участников;

3. Проведение развлечения:

· качество используемого музыкально-литературного материала: его художественность, доступность, объем;

· познавательная и воспитательная значимость;

· занимательность, игровые ситуации, сюрпризные моменты.

4. Оценка деятельности педагогов:

· знание сценария педагогами;

· роль ведущего: его знание детей, умение организовать и собрать внимание, заинтересовать; эмоциональный тон, культура речи, слаженность действий всех педагогов, участников развлечения;

· выступления взрослых (эмоциональность, художественность исполнения).

5. Оценка деятельности детей:

· качество пения, движений, художественно-речевой, театральной деятельности детей и др.

· активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей, распределение ролей между ними;

· непринужденность, естественность, заинтересованность, радость

6. Оценка общей эмоциональной атмосферы.

7. Длительность развлечения, его плотность, динамичность, насыщенность.

8. Воспитательная роль развлечения, его влияние на всестороннее развитие ребенка.

9. Вывод о качестве проведения музыкального развлечения.

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельное проведение музыкально-дидактических игр с дошкольниками.

Студент должен подобрать 2 дидактические игры для детей своей возрастной группы , углубляющие музыкальное восприятие детей дошкольного возраста и разработать методические рекомендации по их использованию.

Рекомендации к выполнению.

Рекомендуемая тематика игр:

1 группа МДИ: Игры, цель которых - формирование знаний о музыкальных жанрах, стилях, направлениях, музыкально - выразительных средствах, музыкальных инструментах, композиторах. Формирование знаний о музыкальных инструментах, группах инструментов (3 основные: струнные, духовые, ударные); их строении, особенностях звукоизвлечения, что облегчает в дальнейшем музыкальное восприятие ребенка в процессе слушания инструментальной музыки. «Музыкальные часики», «Музыкальное лото», «Засели домик», «Убери лишний инструмент», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки» («Собери картинку»),«Три кита», «Русская народная песня» и др.

2я группа МДИ имеет цель: развитие эмоционального отклика на музыку, т. е. ладового чувства, что чрезвычайно важно для детей с сохранным развитием и с нарушениями интеллектуальной сферы. «Разное настроение», «Солнышко и тучка», «Зайка пляшет, Зайка спит», «Море», «Кот Мурлыка».

3я группа игр МДИ ставит перед собой цель: развитие слуховых представлений детей (звуковысотного, регистрового, тембрового слуха). «Лесенка», «Разноцветные песенки»», «Где мои детки?», «Разные колокольчики», «Угадай, что звучит» и др.

4я группа игр МДИ ставит перед собой цель - развитие ритмического чувства детей. «Ритмическое эхо», «Три медведя», «Ритмические полоски», «Кто шагает?» и др.

Подбирая музыкально – дидактические игры, направленные на формирование знаний о музыке, студенты могут воспользоваться пособием С. Вохринцевой « Музыкальные инструменты» , в комплект которого входят такие игры, как: « Убери лишний инструмент», « Составь рассказ по картинкам», «Три кита в музыке», «Собери картинку» и др., а также методическими пособиями «Музыкально- дидактические игры в детском саду» Н. Г. Кононовой и «Наглядные средства музыкального воспитания ребенка» под ред. Э. П. Костиной.

Примеры МДИ с описанием их проведения.

Например, музыкально – дидактическая игра «Зайка».

Цель игры: развитие у детей младшего дошкольного возраста ладового чувства, эмоционального отклика на контрастную музыку изобразительного характера, формирование элементарных представлений ребенка о жанровой принадлежности музыки

( плясовая, колыбельная).

Ход игры: на фланелеграф прикреплены 2 карточки: 1 –я карточка на ярко – оранжевом фоне с изображением пляшущего Зайки, 2 –я карточка на темно – синем фоне с изображением спящего Зайки.Звучат 2 контрастных музыкальных фрагмента в живом исполнении либо в записи. После первого детям задаётся вопрос « Что делает Зайка?» - покажите картинку, «Какой Зайка?» ( веселый, радостный, он пляшет, улыбается).

После 2 –го фрагмента дети, показывая картинку, говорят: «Зайка спит, он притих». А педагог добавляет, обогащая словарь музыкально – образных характеристик : « И музыка колыбельной мягкая, тихая, нежная, напевная».

По аналогии с данной игрой студенты могут назвать игры «Солнышко и тучка» для детей младшего дошкольного возраста, « Разное настроение» ( дети выбирают одну карточку из 5 предложенных, соответствующую настроению музыки), «Котёнок Фунтик» для среднего возраста (дети моделируют при помощи маленьких деталей (бровки, ротик) различное настроение котенка: обиженное, грустное; сердитое и весёлое).

Среди игр на развитие музыкально – слуховых представлений можно назвать такие, как : «Куда шагает песенка, а ну –ка отгадай» для детей старшего дошкольного возраста, где ребенку предлагается для прослушивания мелодия ( в восходящем, либо в нисходящем движении, звучащая на одном звуке, на разных звуках). На фланелеграфе расположены 4 разноцветные карточки с нотоносцем, на котором расположены нотки – солнышки в различном порядке.

Ребенок может ответить: « Это розовая песенка. Она шагает вверх» и т. д. Прекрасно развивают слух ребенка такие игры, как: «Где мои детки?», «Я иду по лесенке», « Волшебный мешочек»и др.

Подбирая игры на развитие чувства ритма, студенты могут назвать следующие: « Три медведя»,( дети по ритмической пульсации угадывают героя сказки), « Ритмические полоски» ( дети старшего дошкольного возраста выкладывают цветными полосками ритмический рисунок , показанный педагогом).

В инструкции по проведению МДИ (она размещается в конверте или под крышкой коробки для игры) студенту следует указать:

- название игры,

-возрастную группу,

-цель игры,

- наглядный материал: количество карточек, их размер, что на них изображено ( картинок, игрушек, предметов, фишек и др.).

- музыкальный материал ( музыкальные фрагменты с указанием автора музыки и если нужно слов, фрагменты звучания различных музыкальных инструментов, перечислить каких).

- количество играющих,

- ход игры.

Игры эстетично оформить в отдельной коробке (конверте). В дневнике по практике студент даёт подробный план - конспект проведения игры, в приложении к конспекту даётся инструкция к её проведению.

ЗАДАНИЕ 2 Планирование и самостоятельное проведение музыкального развлечения, праздника для детей

Рекомендации к подготовке и проведению музыкального развлечения

Т. к. музыкальное развлечение требует задействованности нескольких взрослых, студенты планируют одно развлечение на 2-4 человека на свою возрастную группу или на 2 близкие по возрасту группы.

1. Выбирается форма музыкального развлечения.

2. Определяется время проведения, зрительская аудитория (количество детей).

2. Составляется сценарий.

3. Распределяются роли (для взрослых и детей).

4. Продумывается: ТСО, оформление зала, простейшие декорации, костюмы, атрибуты.

5. Подбирается музыкальный материал к развлечению.

Наши рекомендации