Сведения о типовых составах симфонических оркестров

Основным составом полного симфонического оркестра является так называемый парный состав, где сольные (духовые) голоса представлены попарно:

2 флейты (I-II),

2 гобоя (I-II),

2 кларнета (I—II),

2 фагота (I—II),

2 пары валторн (I-II; III—IV),

2 трубы (I—II),

3 тромбона и туба (четырехголосный хор),

1 литаврист,

2-3 исполнителя на ударных,

первые скрипки (16 человек — 8 пультов),

вторые скрипки (14 человек — 7 пультов),

альты (12 человек — 6 пультов),

виолончели (10 человек — 5 пультов),

контрабасы (8 человек — 4 пульта).

В тройном составеполного симфонического оркестра сольные голоса представлены тремя инструментами, в частности за счет пополнения их всеми разновидностями деревянных духовых инструментов:

2 флейты (I—II),

малая флейта (она же III флейта),

2 гобоя (I—II),

английский рожок (он же III гобой),

2 кларнета (I-II),

малый кларнет (он же III кларнет) или бас-кларнет (он же III кларнет),

2 фагота (I—II),

контрафагот (он же III фагот),

3 пары валторн (I-II; III-IV; V-VI),

<стр. 215>

3 трубы (I—II, III),

3 тромбона и туба (четырехголосный хор),

1 литаврист,

3–4 исполнителя на ударных,

группа смычковых инструментов (в том же, как и предыдущий, составе).

С конца XIX века тройной состав является наиболее употребительным в музыкальной практике и обязателен для комплектования любого симфонического оркестра.

Ударные инструменты и арфы (от одной до трех) имеются независимо от состава оркестра (то есть не регламентированы в отношении количества).

Различные четверные, пятерные и прочие составы оркестра получаются путем дальнейшего увеличения количества сольных голосов. При этом обычно дальнейшее увеличение количества духовых идет неравномерно, и наличие, например, пяти труб (как в «Поэме экстаза» Скрябина) совсем не определяет обязательного присутствия в партитуре десяти валторн (их в «Поэме экстаза» восемь).

Наиболее устойчивым из чрезмерных составов является четверной состав полного симфонического оркестра. Он выглядит так:

2 флейты (I—II),

первая малая флейта (она же III флейта),

вторая малая флейта (она же IV флейта),

4 гобоя (I—II—Ш),

английский рожок (он же IV гобой),

2 кларнета (I—II),

малый кларнет (он же III кларнет),

бас-кларнет (он же IV кларнет),

3 фагота (I—II—Ш),

контрафагот (он же IV фагот),

4 пары валторн (I—II, III—IV; V—VI; VII—VIII),

4 трубы (I-II, III—IV),

3 тромбона и туба (четырехголосный хор), иногда — 4 тромбона и туба,

<стр. 216>

1 литаврист,

4-5 исполнителей на ударных,

смычковые инструменты в таком же количестве, как и в предыдущих составах.

Правда, в отношении смычковых инструментов нужно заметить, что при парном составе духовых можно вполне обойтись несколько меньшим их количеством, а именно: двенадцатью первыми скрипками, десятью вторыми, восемью альтами, восемью виолончелями и пятью-шестью контрабасами.

Наоборот, когда на струнную группу ложится огромная тяжесть звучания духовых инструментов четверного состава, совершенно необходимо наличие всей упомянутой ранее массы струнных.

Однако чрезмерное увеличение количества струнных инструментов также не рекомендуется, так как слишком массивное звучание смычковых способно обескровить и поглотить деревянные духовые тембры и даже ослабить блеск и силу медных духовых инструментов.

Таким образом, нормальное количество смычковых инструментов в оркестре колеблется от 12 до 16 у первых скрипок, от 10 до 14 — у вторых; от 8 до 12 у альтов, от 8 до 10 у виолончелей и от 5 до 8 у контрабасов. Следует заметить, что многие оркестраторы предпочитают преобладание количества виолончелей над количеством альтов и считают правильным следующее соотношение числа струнных: 16-14-10-12-8.

Кроме полных составов симфонического оркестра существуют еще различные неполные и малые составы.

Из них упомянем так называемый бетховенский состав: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 литавры, 10 первых скрипок, 8 вторых скрипок, 6 альтов, 5-6 виолончелей, 3-4 контрабаса.

Оркестратор должен точно представлять себе избранный им состав не только с точки зрения количества сольных голосов, но и в отношении числа исполнителей в каждой группе смычковых инструментов. Это особенно важно при сложных разделениях групп на самостоятельные партии (divisi).

<стр. 217>

При разделении групп струнных инструментов на отдельные партии употребляются следующие (итальянские) термины:

а) divisi (сокращенно div.) — разделение на 2 партии;

б) divisi in 3 (in 4 и т. д.) — разделение на 3 (на 4 и т. д.) партии.

Отказом от игры divisi являются обозначения — non divisi или unisono (сокращенно — unis.).

Если играет один солист, то перед фразой ставят слово solo, а прочие исполнители данной группы указываются термином altri (остальные).

Исполнение фразы двумя солистами и бóльшим их числом предписывается надписями: а 2 soli; а 3 soli и т. д. [1]

Отказом от игры sul ponticello, sul tasto, col legno является слово ordinare (сокращенно — ord.).

Каждый духовой инструмент представляет собой сольный голос, в отличие от струнных, выступающих группами. Поэтому каждый из них имеет свой порядковый номер, проставляемый перед соответствующими фразами в тех случаях, когда данные фразы поручаются лишь одному инструменту (I°; II°; III° и т. д.).

Игра двух (или иногда трех и более) инструментов, записываемых на одной строчке, обозначается термином а 2 (а 3, а 4).

Приведенные выше составы полных и особенно неполных симфонических оркестров являются ТИПОВОЙ схемой. Живая практика создает большое число различных смешанных вариантов, где деревянные духовые инструменты тройного состава сочетаются с медными парного состава и наоборот.

Заканчивая настоящую книгу, можно лишь пожелать оркестраторам не увлекаться исключительными составами, не писать партитур, недоступных для исполнения нормальными средними симфоническими оркестрами, памятуя, что мастерское владение

[1] Следует обратить внимание на разницу в обозначениях: divisi in 2 (in 3 и т. д.) и divisi а 2 (а 3 и т. д.). В первом случае все исполнители делятся на две (три и т. д.) партии; во втором — два (три и т. д.) исполнителя играют каждый свою партию.

<стр. 218>

оркестровым письмом дает возможность из скромного парного состава извлечь такую звучность, которая окажется недоступной тому, кто стремится прикрыть свою беспомощность оглушительным шумом чрезмерного по количеству инструментов состава.

Максимум умения при минимуме лишь самых необходимых средств — залог успеха в написании полноценных в художественном отношении партитур.

<стр. 219>

Рекомендуемая литература

Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра / Под ред. и с доп. Ю. Фортунатова. М., 1959.

Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. — М., 1961.

Видор Ш. Техника современного оркестра. — М., 1938.

Гиро Э. Инструментовка / Под ред. Д. Рогаль-Левицкого. — М, 1934. 3-е изд.

Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М., 1973.

Дулова В. Искусство игры на арфе. — М., 1975.

Карс Н. История оркестровки. — М, 1932.

Модр А. Музыкальные инструменты. — М., 1959.

Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. — М., 1973.

Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. — М., 1946.

Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. — М., 1956.

<стр. 220>

Содержание

От автора...................................................................................................................... 3

Струнные смычковые инструменты..................................................................... 6

Общие сведения.................................................................................................... 6

Скрипка............................................................................................................... 37

Альт...................................................................................................................... 54

Виолончель......................................................................................................... 56

Контрабас............................................................................................................ 65

Деревянные духовые инструменты..................................................................... 72

Общие сведения.................................................................................................. 72

Флейта.................................................................................................................. 78

Гобой.................................................................................................................... 89

Кларнет................................................................................................................ 94

Фагот.................................................................................................................. 100

Саксофон........................................................................................................... 105

Расширение возможностей игры на деревянных духовых инструментах. 106

Медные духовые инструменты.......................................................................... 112

Общие сведения............................................................................................... 112

Валторна............................................................................................................ 126

Труба.................................................................................................................. 136

Тромбон............................................................................................................. 141

Туба.................................................................................................................... 147

Корнеты и саксгорны...................................................................................... 151

Специальные приемы игры на медных духовых инструментах ............... 156

Арфа......................................................................................................................... 158

Ударные инструменты.......................................................................................... 172

Общие сведения................................................................................................ 172

Литавры............................................................................................................ 177

Большой барабан............................................................................................. 181

Малый барабан................................................................................................. 182

Бубен (тамбурин).............................................................................................. 184

Том-том.............................................................................................................. 186

Бонги................................................................................................................. 187

Тамтам................................................................................................................ 188

<стр. 221>

Гонг................................................................................................................... 189

Тарелки............................................................................................................. 190

Треугольник..................................................................................................... 192

Колокольчики................................................................................................... 193

Челеста.............................................................................................................. 195

Вибрафон.......................................................................................................... 196

Ксилофон.......................................................................................................... 198

Колокола............................................................................................................ 203

Тубафон.............................................................................................................. 205

Темпле-блок....................................................................................................... 205

Идиофоны с неопределенной высотой звука................................................ 206

Особые звуковые эффекты на фортепиано...................................................... 210

Примерное распределение ударных инструментов между исполнителями 212

Сведения о типовых составах симфонических оркестров ........................... 214

<стр. 222>

Чулаки M.

Ч 89 Инструменты симфонического оркестра: Пособие. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2004. — 224 с, нот., ил.

ISBN 5-7379-0260-9

Пособие содержит основные сведения об устройстве инструментов симфонического оркестра, способе игры на них, истории их создания. В четвертое издание автором введен ряд уточнений и добавлений.

Предназначается для учащихся музыкальных учебных заведений, а также для музыкантов, изучающих основы оркестровки.

ББК 85.315.3

<стр. 223>

Михаил Иванович Чулаки

Наши рекомендации