Тема 20. Приемы записи больших коллективов: симфонических, духовых, народных оркестров. Опер, кантат, ораторий.

Составы и традиции рассадки симфонических оркестров. Расстановка ближних микрофонов внутри оркестра. Традиции акустических решений записи оперы. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов. Традиции акустических решений записи произведений кантатно-ораториального жанра. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов.

Контрольные вопросы:

1. Чем определяется стиль и музыкальная динамика произведения при многоканальной записи?

2. При какой рассадке симфонического оркестра, левая и правая стороны получаются неравнозначными по количеству музыкальной информации?

3. В каком стиле играет джазовый ансамбль солистов-импровизаторов?

4. При записи методом наложения, какую группу инструментов записывают в первую очередь?

5. Для какой техники записи характерен, как недостаток, эффект звукового окрашивания?

6. Для каких инструментов можно больше добавить реверберации: частотно высоких или низких?

7. Как называется развитие формы музыкального произведения?

8. В чем выражается на слух «эффект ближней зоны», проявляется ли он в акустической записи?

9. Тромбон, труба, саксофон, кларнет, к какому из этих инструментов микрофон ставится ниже?

10. При многомикрофонной технике записи для получения одного и того же плана, к каким (с точки зрения частот) инструментам микрофон ставится ближе?

11. В каком случае можно добавить реверберации: в пьесах в медленном темпе или в быстрых произведениях?

12. У какого из инструментов больше динамический диапазон: литавры, большой, малый барабаны или тарелки. Сколько дБ?

13. При записи скрипки, есть ли разница в постановке микрофона для классической скрипки или скрипки в джазе?

14. При записи флейты инструмент рекомендуют располагать в акустически живой части студии, используя реверберацию. С каким (большим или малым) временем затухания?

15. Тембр треугольника является тонально неопределенным, от чего он зависит?

16. Оркестр, записанный двумя микрофонными стереопарами (кардиоида), причем дальняя своей приемной стороной направлена на оркестр. Для чего?

17. Для записи органа в оркестре используют подвесные всенаправленные микрофоны, требующие небольшого эквалайзенга- на каких частотах?

18. Зависит ли окраска и звуковой план инструментов медной группы оркестра от того, направлены ли инструменты прямо на микрофон или под углом?

19. Важным для записи хора является сочетание пространственности и прозрачности при необходимой слитности, обобщенности звучания. Как этого добиться?

20. Для чего используются при записи акустические экраны и, какова их высота?

21. При записи точечными микрофонами, их установка должна быть достаточно близкой, иначе может возникнуть эффект попадания дополнительной реверберации в то же направление панорамы. Назовите этот эффект?

22. Какие инструменты в русском народном оркестре исполняют роль контрабасов, придавая массивность общему звучанию?

23. При записи академических хоров полезен некоторый подъем низких частот порядка 100…200 Гц, чтобы придать звучанию басов бархатистость и глубину, что при этом страдает?

24. Особенность MS-записи состоит в том, что для нее необходима…какая акустика?

25. Влияет ли на качество записи форма помещения. Что такое «золотое сечение»?

26. Наиболее хорошее звучание саксофона достигается в среднем диапазоне, начиная с ….. кГц?

27.Правильная установка среднего уровня соответствует такому положению регуляторов, при котором почти не требуется вмешательства звукорежиссера. Какой параметр качества звука сохраняется при этом более естесственным?

28. Обычно, чем выше темп песни, тем больше реверберация, так ли это?

29. Если голос необходимо сделать полнее, или если необходимо скрыть несовершенную вокальную технику применяют задержку, называемую "слэпом"- сколько миллисекунд?

30. Для чего используется задержка в диапазоне от 1 до 30 миллисекунд, сколько звуков в этом случае мы слышим?

31. Как называется эффект, в результате которого на выходе получается плавающий звук с биениями частот или хор с измененными тембрами копий основного сигнала?

32. При применении обработки в записях джаза компрессией пользуются по минимуму, почему?

33. Назовите звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, наиболее часто применяющееся в музыкальных жанрах хард - рок, металл и панк - рок в совокупности с электоргитарой?

34. Звукорежиссеры считают, что полезно послушать микс из соседней комнаты. Для чего?

35. Как панорамируется бэк-вокал - записанный, со стереозвучанием?

Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.

Практические задания:

1. Запись четырех разножанровыж произведений (фрагментов), длительностью до 5 минут каждое (акустическая запись симфонического оркестра, народные коллективы, джаз, симфоническая музыка, хоры).

Микрофонные карты с подробным описанием технологии записи.

.2. Реферат по одной из тем (или собственную):

«Современный симфонический оркестр. Рассадка и звучание».

«Cобственная резонансная частота студии звукозаписи. Ее верхний предел, определяющий возможность профессиональной звукозаписи»

«Особенности использования технологии «дабл – трек» для записи голоса»

«Звучание и запись хоровых коллективов (академический хор, народный или церковный)»

Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.

Рекомендуемая литература:

http://www.raschotka.ru/diplom/szk/main.html

rus.625-net.ru/audioproducer/2004/09/jazz.htm

Вольфганг Анерт, Франк Стеффен. Техника звукоусиления. Пер. С англ. М: ООО «ПКФ». Эра. 2003.

Звукорежиссура/625-net.ru/audioproducer/2004/09/jazz.htm

Звукорежиссура/625-net Архив журнала Звукорежиссер 03 03.htm

Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. Акустические основы стереофонии. Симфонический оркестр. Создание звукозаписывающего комплекса на базе концертного зала. Решение контрольных работ. ГУ Кино и телевидения.

Кононович Л. М., Ковалгин Ю. А. Стереофоническое воспроизведение звука. – М.: Радио и связь, 1981.

Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер. Пер.с нем.К.,1995.

Мелкие детали «Большой оперы. Звукорежиссер №9, 2011.

Нисбетт А. Звуковая студия. — М., Связь, 1979.

Севашко А. В.«Звукорежиссура и запись фонограмм» Альтекс - А», 2004.
Стародубровская Т.Н. Уроки звукорежиссуры. – М., ГК1Р, 1982 г.

Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Научное издание. Краснодар, 2010.

Тематические разделы V курс IX семестр:

Наши рекомендации