Тема года: «О чём рассказывает музыка»
МУЗЫКА
Класс
Тема года: «О чём рассказывает музыка»
Первая четверть
Урок 1
Тема: Картины природы в музыке
Цели урока:
Ø Музыка, которая показывает красоту природы.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание).
Ø М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение).
Ø К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение).
Ø Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка (пение).
Дополнительный материал:
Ø Репродукции картин.
Ø Стихи.
Ø Портреты композиторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Тема года: «О чём рассказывает музыка»
Музыка рассказывает о многом. Благодаря своим возможностям она открывает нам целый мир: переносит в далёкие времена, повествует о битвах и героических подвигах, показывает красоту природы. В ней звучат народные песни, былины и даже сказки.
Как это происходит? Об этом мы узнаем на уроках музыки в 3 классе.
II. Сообщение темы урока.
III. Тема урока «Картины природы в музыке».
IV. Работа по теме урока.
Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами ПРИРОДЫ. Шум дождя, шелест листвы, птичье пение, переливы искрящихся на солнце струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.
Музыка
Отрывок
Послушай: музыка вокруг.
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов
Всё на одной весёлой ноте…
М. Ивенсен
ü Рассмотрите репродукции картин О. Ренуар «На лугу», В. Ван Гог «Море в Сен-Мари», П. Боннар «Пейзаж с поездом».
Запись на доске:
ПРЕЛЮДИЯ – небольшое инструментальное произведение. Например, прелюдия для фортепиано. |
ü Послушайте прелюдию К.Дебюсси «Ветер на равнине» (слушание).
ü Выберите из словосочетаний те, которые наиболее точно передают характер музыки:
злой ветер – лёгкий ветерок;
шелест ветра – свист ветра;
ветер ревёт – ветер играет.
Ø Послушайте прелюдию К. Дебюсси «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание).
ü Какое у вас возникло впечатление после прослушанной музыки?
ü Каким предстаёт образ моря?
Слова для справок: «очень нежно», «очень мягко», «очень легко».
Вокально-хоровая работа.
М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение).
- В каком ладу написана песня – мажорном или минорном?
К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение).
Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка (пение).
V. Итог урока.
Мы услышали музыку, которая показывает красоту природы в синтезаторной обработке. Сами исполнили песни, рассказывающие о природе.
VI. Домашнее задание.
Выучить тексты песен. Задание на стр. 5.
Урок 2
Тема: Может ли музыка «нарисовать» портрет?
Цели урока:
Ø Музыкальное звучание может нарисовать портрет человека.
Ø Звукоподражание в музыке.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
ü К. Дакен. Кукушка (слушание).
ü С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание).
ü Кукушка. Швейцарская народная песня (пение).
ü М. Старокадомского, стихи А. Барто. Любитель-рыболов (пение).
Дополнительный материал:
Ø Картинки.
Ø Портрет композитора С. Прокофьева.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «Может ли музыка «нарисовать» портрет?»
III. Работа по теме урока.
ü Послушайте музыку К. Дакена. Кукушка.
ü Какой музыкальный приём использует К. Дакен в пьесе для передачи портрета кукушки?
Звуки музыки могут подражать различным голосам природы.
В пьесе «Кукушка» мы отчётливо слышим интонацию кукования. Эта интонация повторяется на протяжении всего произведения.
Подражание в музыке определённому голосу природы называется звукоподражанием.
Запись на доске:
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ |
ü Каким вы представляете себе «музыкальный» лес?
Музыка способна передавать в звуках не только голоса природы. Благодаря музыкальному звучанию мы можем «увидеть» портрет человека, почувствовать его характер, представить его движения и походку.
Один из музыкальных портретов – фрагмент из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Он называется «Джульетта-девочка».
В музыке ярко и убедительно показан образ юной, весёлой, озорной девочки.
ü С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание).
ü Почему С. Прокофьев назвал балетный фрагмент «Джульетта-девочка»?
ü Как музыка подтверждает это название?
ü Какой темп выбрал композитор?
ü Как движется мелодия?
ü Какие использованы длительности? (нотный пример)
Вокально-хоровая работа.
Кукушка. Швейцарская народная песня (пение).
М. Старокадомского, стихи А. Барто. Любитель-рыболов (пение).
IV. Итог урока.
- Что мы узнали на уроке?
Музыкальное звучание может нарисовать портрет человека.
Подражание в музыке определенному голосу или звукам природы называется звукоподражанием.
V. Домашнее задание.
Выучить текст песен. Задание на стр. 7.
Урок 3
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «В сказочной стране гномов».
III. Работа по теме урока.
Знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесу. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни.
Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковать волшебные кольца и мечи.
Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.
В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.
Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов».
ü Послушайте музыку Э. Грига. Шествие гномов (слушание).
Запись на доске:
ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА КОНТРАСТ |
Обратите внимание: начальный и заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них.
НАЧАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | СРЕДНИЙ РАЗДЕЛ | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
Пьеса Э. Грига «Шествие гномов» написана в трёхчастной форме.
ü Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие».
ü Подумайте, почему Э. Григ назвал свою пьесу именно «шествием».
ü Как средства музыкальной выразительности воссоздают характер шествия? При ответе на вопрос обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты, приём стаккато.
ü Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании среднего раздела пьесы?
ü Что происходит с музыкальным звучанием?
ü Как изменяются средства музыкальной выразительности?
ЗАПОМНИТЕ! РЕЗКАЯ СМЕНА ЗВУЧАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ НАЗЫВАЕТСЯ КОНТРАСТОМ |
Вокально-хоровая работа.
Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).
А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой Э. Грига и трёхчастной формой музыки.
V. Домашнее задание.
Разучите песню. Задание на стр. 9
Урок 4
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «Многообразие в единстве: вариации».
III. Работа по теме урока.
ü Внимательно рассмотрите рисунок художника «Хоровод матрёшек». В чём их сходство и отличия?
ü Что означает слово «вариация»?
Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску. В таких случаях мы говорим, что звучат вариации.
Слово «вариация» по-латыни означает «изменение».
ТЕМА * ВАРИАЦИИ |
ü Послушайте музыку П. Чайковского. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).
ü Какая русская народная песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского?
ü Как меняется характер темы в последующих вариациях?
Вокально-хоровая работа.
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
IV. Итог урока.
- С чем мы познакомились на уроке?
С музыкой П. Чайковского.
Познакомились с вариационной формой.
V. Домашнее задание.Выучите песню. Задание на стр.12
Урок 5
Тема: «Дела давно минувших дней…»
Цели урока:
Ø Знакомство с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила».
Ø Воспитание патриотизма.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка. Запев Баяна. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
Ø Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора М. Глинки.
Ø Картинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Дела давно минувших дней…»
III. Работа по теме урока.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
А.Пушкин
Лукоморье– морской залив.
Поэма – крупноепоэтическое произведение с развёрнутом сюжетом.
Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». В ней повествуется о том, как злобный карлик Черномор похитил во время свадебного пира невесту Руслана Людмилу.
Бесстрашный князь отправляется в долгий и нелёгкий путь: ему предстоит освободить Людмилу.
Эта сказочная история стала сюжетом оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
ü Послушайтемузыку М. Глинки. Запев Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü Каков характер Запева Баяна?
ü Почему Запев звучит неспешно и величаво?
ü Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами,
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями?»
А.Пушкин
Эти стихи легли в основу арии Руслана.
Ария– оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.
ü М. Глинка. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мрачного поля»?
ü Какой темп выбрал композитор?
ü Какие использованы регистры?
ü Какова динамика?
ü В середине арии характер музыки резко меняется. С чем это связано?
Вокально-хоровая работа.
Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила». Узнали новые понятия: ария, лукоморье, поэма.
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 15.
Урок 6
Тема: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
Цели урока:
Ø Воспитание патриотизма.
Ø Былинные темы в музыке.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание).
Ø А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).
Ø Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет А. Бородина.
Ø Картинки.
Ø Репродукции картин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
III. Работа по теме урока.
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
Запись на доске:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО * СКАЗКИ * БЫЛИНЫ |
Кто из вас не любит русские народные сказки с их излюбленными персонажами – добрыми молодцами, красными девицами, Бабой Ягой, Кащеем Бессмертным?
Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о его могучей силе, подвигах и победах, о его красоте.
Возникли сказки в далёкие времена. Их создателем является НАРОД. До возникновения письменности сказки передавались из уст в уста от отцов к детям.
Поэтому народные сказки относятся к устному народному творчеству.
ü Послушайте фортепианную пьесу Т. Чудовой «Протяжная».
ü Картины каких знакомых вам русских народных сказок оживают в звуках музыки?
ü Сколько разделов вы услышали в пьесе?
ü Как изменяется характер музыки в среднем разделе?
ü Какие русские народные инструменты могли бы «украсить» музыкальное звучание?
ü Придумайте свои варианты названия музыкальной пьесы.
Запись на доске:
* ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ * |
Эпическим произведениеммыназываем произведение искусства величественно-спокойного, величественно-героического характера.
К произведениям народного творчества относятся ибылины.В отличии от народных сказок былины исполняются нараспев. Как и сказки, былины исполняет сказитель – неспешно, величаво. Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнитель в былинном, эпическом стиле».
Главным персонажем былин всегда выступает богатырь – мужественный, честный, благородный. Кому не известны имена славных русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича?
«Богатырская» тема представлена в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
Вторая симфония Бородина так и называется – «Богатырская». Слушая эту музыку, испытываешь «ощущение силы, бодрости, света… радость от сознания, что живёшь».
ü А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).
ü Подтверждает ли музыкальное звучание название Второй симфонии А. Бородина – «Богатырская»? опробуйте обосновать свой ответ.
Вокально-хоровая работа.
ü Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).
IV. Итог урока.
Мыпознакомились с устным народным творчеством: былинами и эпическими произведениями.
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 18.
Урок 7
Тема: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).
Ø Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора С. Прокофьева.
Ø Репродукции картин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
III. Работа по теме урока.
ü Рассмотрите репродукции картин И. Билибина: «Князь Игорь» и «Александр невский».
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» – так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.
В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои, ведущие на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.
«Кто с мечом на русскую землю придёт,
от меча и погибнет».
Александр Невский
Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы на руст двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, Чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй»
Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.
«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием – Русь.»
О. Тихомиров
Это историческое событие нашло отражение в киноискусстве и музыке. Кинофильм «Александр Невский» - замечательная работа режиссёра С. Эйзенштейна и композитора С. Прокофьева.
С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Запись на доске:
Слово КАНТАТА происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра. |
ü С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).
ü Какие черты русскогохарактера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?
= Решительность, призыв к борьбе слышны в звучании хора «Вставайте, люди русские». Русский народ предстаёт как народ-освободитель.
ü Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?
= Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. В оркестре выделяется звучание медного духовного инструмента тубы. Оно получило название «скок свиньи»
ü Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Почему?
Слова для справок: Крещендо, диминуэндо.
Вокально-хоровая работа.
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).
IV. Итог урока.
-С чем мы познакомились на уроке?
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 21,22.
Урок 8
Тема: Бег по кругу: рондо
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
Ø М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Бег по кругу: рондо».
III. Работа по теме урока.
Мы знаем: с давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев.
Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.
По-французски «круг» – «рондо».
Многие композиторы использовали форму рондо в своих произведениях. Неизменные припевы получили названия рефренов, а изменяемые куплеты – эпизодов.
Часто рондо звучит в подвижном темпе. Имеет шутливый, иногда озорной характер.
ü Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?
Запись на доске:
РОНДО – по-французски «круг». РЕФРЕН – неизменный припев. ЭПИЗОД – изменяемый куплет. |
ü Послушайте пьесу Л. Бетховена. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
ü Каков характер рондо Л. Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша»? С чем это связано?
ü М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü В какой форме написано это произведение?
ü Каков характер?
Вокально-хоровая работа.
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
С чем мы познакомились на уроке?
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 25 – 27.
Урок 9
Тема: Бег по кругу: рондо
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
Ø М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Бег по кругу: рондо».
III. Работа по теме урока.
Мы знаем: с давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев.
Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.
По-французски «круг» – «рондо».
Многие композиторы использовали форму рондо в своих произведениях. Неизменные припевы получили названия рефренов, а изменяемые куплеты – эпизодов.
Часто рондо звучит в подвижном темпе. Имеет шутливый, иногда озорной характер.
ü Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?
Запись на доске:
РОНДО – по-французски «круг». РЕФРЕН – неизменный припев. ЭПИЗОД – изменяемый куплет. |
ü Послушайте пьесу Л. Бетховена. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).
ü Каков характер рондо Л. Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша»? С чем это связано?
ü М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).
ü В какой форме написано это произведение?
ü Каков характер?
Вокально-хоровая работа.
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
С чем мы познакомились на уроке?
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Задание на стр. 25 – 27.
Вторая четверть
Урок 10
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Какими бывают музыкальные интонации».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ МУЖЕСТВЕННЫЕ РЕШИТЕЛЬНЫЕ ВОЛЕВЫЕ |
«Я умираю за свободу. Для неё я жил, за неё боролся и ей в страданиях я приношу себя в жертву… За родину идите в бой!» Этим героическим призывом завершается драма немецкого писателя И. В. Гёте «Эгмонт».
Драматическим произведением мы называем произведение искусства, которое отражает напряжённые события, борьбу.
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен создал несколько произведений к драме И. В. Гёте. Одно из них – песня Клерхен (возлюбленная Эгмонта) «Гремят барабаны».
Музыкальные интонации песни полны решительности, мужества, героизма.
Напряжённость музыке придаёт пунктирный ритм.
Название «пунктирный ритм» происходит от латинского слова «пунктум» - «точка». Точка справа от ноты продлевает её звучание ровно наполовину длительности.
Пунктирный ритм обладает остротой звучания. Он часто применяется в маршах, в музыке героического характера.
Ø Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание).
¾ Только ли песня слышится в музыке Л. Бетховена «Гремят барабаны»?
¾ Можно ли утверждать, что песня Л. Бетховена – драматическое произведение? Как музыкальные средства создают драматический образ? Какие интонации? Какой ритм?
¾ Спойте начальные такты песни. Почему композитор использует восходящее движение мелодии?
¾ Звучание каких инструментов слышится в аккомпанементе?
Вокально-хоровая работа.
Ø Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Ø Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение).
Ø Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
Вы познакомились с новыми понятиями: драматическое произведение, пунктирный ритм.
V. Домашнее задание.
Задание в дневнике музыкальных впечатлений на стр.
Урок 11
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Какими бывают музыкальные интонации».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ СВЕТЛЫЕ СПОКОЙНЫЕ БЛАГОРОДНЫЕ |
Многие произведения искусства имеют лирический характер.
Лирическим произведением мы называем произведение искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания.
Ø Рассказ К. Паустовского «Старый повар».
Ø В.А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром, II часть. Фрагмент (слушание).
¾ Считаете ли вы, что музыка В.А. Моцарта и рассказ К. Паустовского близки по настроению? Какой эпизод рассказа особенно созвучен услышанной музыке?
¾ Какие чувства пробудила музыка в душе Старого повара?
Вокально-хоровая работа.
Ø Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Ø Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение).
Ø Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
Познакомились с интонациями лирических произведений.
V. Домашнее задание.
Исполнять песни.
Урок 12
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Какими бывают музыкальные интонации».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ОСТИНАТО МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ УБАЮКИВАЮЩИЕ ТИХИЕ НЕЖНЫЕ НЕТОРОПЛИВЫЕ |
Когда мамы и бабушки укладывают ребёнка спать, они часто поют колыбельные песни. Нежные тихие звуки колыбельной убаюкивают малыша.
Обратите внимание: начальный мотив повторяется несколько раз.
Многократное повторение одного и того же мотива называется остинато.
«Остинато» по-итальянски означает «упорный».
С куклой
Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни,
Тяпа, спи, усни, Тяпу бука съест,
Угомон тебя возьми! Серый волк возьмёт,
Тяпа, спать надо, В тёмный лес снесёт!
Тяпа, спи, усни.
Что во сне увидишь,
Мне про это расскажешь:
Про остров чудный
Где не жнут, не сеют,
Где цветут и зреют
Груши наливные,
День и ночь поют
Птички золотые!
Бай, бай, баю-бай,
Бай, бай, Тяпа!
¾ Какие интонации возникают при чтении?
Ø М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание).
¾ С чем связано то, что начальный мотив мелодии постоянно повторяется? Как в музыке называется такой повтор?
Вокально-хоровая работа.
Ø Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Ø Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение).
Ø Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).
IV. Итог урока.
Вы познакомились с понятиями: остинато, убаюкивающими интонациями.
V. Домашнее задание.
Выполнить задание в дневниках.
Урок 13
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Знаки препинания в музыке
III. Работа по теме урока.
ПАУЗА
Мзыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы.
Греческое «pausis» означает прекращение, перерыв. Так называется временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п.
Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в нотах условными значками:
Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним ставится соответствующая цифра, например:
Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.
ФЕРМАТА
Итальянское слово «фермата» (fermata) означает остановка, задержка. В музыке им называется знак . Он ставится над нотой, аккордом или паузой (реже - в перевернутом виде под ними) и означает, что исполнитель должен в этом месте увеличить длительность звука по своему усмотрению.
Ø Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание).
Интонации какого танца слышатся в Прелюдии Ф. Шопена?
Ø Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть, главная партия (слушание).
Какие интонации преобладают в Пятой симфонии Л. Бетховена?
Из знаков препинания русского языка выберите те, которые встречаются в музыке Л. Бетховена и Ф. Шопена.
Вокально-хоровая работа.
Ø Г. Телеман, стихи Д. Штопле. Счастье (пение).
IV. Итог урока.
Вы познакомились со знаками препинания в музыке.
V. Домашнее задание.
Задание в музыкальных дневниках.
Урок 14
Тема: «Мороз и солнце, день чудесный…»
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø П. Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация).
Дополнительный материал:
Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный…»
III. Работа по теме урока.
«Ноябрь. На тройке»
Эпиграф из Н.А. Некрасова:
"Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».
Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.
Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков.
«Кто долго жил в глуши печальной
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам».
Так писал А. С. Пуш