Тема: Музыка рассказывает обо всём

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Научить выявлять взаимодействия между музыкой и другими видами искусства.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Музыкальный материал урока:

Ø Г. Свиридов. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».

Ø В. Алеев, стихи С. Маршака. Гвоздь и подкова (пение).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора Г. Свиридова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит Г. Свиридова. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».

Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь ты непроста, Как жизнь, непостижима, Музыка!..» К. Кулиев

II. Сообщение темы урока.

Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

Тема урока: «Музыка рассказывает обо всём».

С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

Как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь.)

III. Работа по теме урока.

Что такое музыка?

Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально – искусство муз) – вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, окружающие его различные переживания и окружающую жизнь. Музыка – это искусство звуков.

Согласны ли вы с высказыванием великого норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»? (Учебник стр. 3)

И да, и нет.

Да: потому что каждое искусство символично, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать со светом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.

Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, – и всё это находится уже за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то – течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.т – так как

¾ Итак, какой вывод мы можем сделать? (И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет – так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы.)

Возьмем к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

А теперь прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.

Не было гвоздя – подкова пропала.

Не было подковы – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит.

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя, –

Оттого, что в кузнице не было гвоздя!

¾ Каким же образом была повержена в бегство целая армия? (Отсутствие гвоздя повлекло за собой последовательность событий, в результате которых армия потерпела поражение, то есть вот такая, казалось бы, мелочь, сыграла такую значительную роль.)

Можно сделать вывод о том, что в искусстве происходит то же самое. Нет ничего мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой. Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.

Слушание песни

¾ Послушайте одну очень интересную песню.

Зонтики

(автор неизвестен)

Город этот выдумал один художник,

Люди в нём не знали, что такое дождик,

Просто не слыхали ничего об этом,

Вот какие люди жили в городе том.

Лишь один чудак, в зелёный плащ одетый,

Продавал так зонтики зимой и летом,

Маленькие люди удивлялись этому –

Вот какие люди жили в городе том.

Припев:

Господа, бада-бада, бада-бада

Купите зонтик: красный зонтик, синий зонтик,

Жёлтый зонтик, белый зонтик

Может пригодится он вам.

Домики там были все из пластилина,

Из пустых коробочек – автомобили.

И не опасаясь никакой ангины,

Маленькие люди жили в городе том.

Маленькие были у людей заботы.

Шли они в театры, шли в кино с работы.

Вечером в подъездах собирался кто-то.

И смеялись и шутили в городе том.

Припев.

Маленькое небо как-то вдруг промокло.

В маленьких окошках задрожали стёкла.

И большущий дождик застучал по крышам –

Все схватили насморк сразу в городе том.

Вспомнили тут люди о торговце старом,

Начали искать его по всем базарам,

Но исчез торговец со своим товаром,

Лишь такая песенка осталась о нём.

Припев:повторяется 2 раза.

¾ Ребята, как вы бы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т. д.)

А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока?

¾ Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И в конце концов мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.

¾ А как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? (Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев – несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей…)

Вокально-хоровая работа.

Разучивание 1 куплета песни «Зонтики».

IV. Итог урока.

¾ Расскажите, как вы поняли, что мы будем изучать на уроках музыки в пятом классе? (Мы будем наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать различного рода взаимосвязи музыки с другими видами искусств.)

¾ Мы будем учиться понимать то, что мир един, и будем говорить об это с точки зрения музыки, так как музыка способна рассказать обо всём. Надо только научиться её слушать. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться. Хочется закончить урок словами замечательного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем».

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

Урок 2

Тема: Древний союз.

Истоки. Музыка и природа.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки.

Ø Углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Музыкальный материал урока:

Ø Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Где музыка берёт начало? (пение).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, стихи Ю. Энтина.

¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске.

«Всё, что звучит в природе, и есть музыка» И. Гердер

II. Сообщение темы урока.

Урок не случайно начат с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она своё начало.

III. Работа по теме урока.

Музыкальный эксперимент

¾ Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живёт племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.

Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности) и команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.

Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.

¾ Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока представитель команды «музыковедов» не запел свою любимую песню…и в глазах дикарей появился интерес, они притихли и стали слушать. Это показало зрителям самое главное, что есть в музыке, – «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают « музыку, только его для этого специально обрабатывают.

Конечно же, музыка – это не только звук, но и многое другое, о чём мы с вами обязательно поговорим, но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук – её главное начало. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть своё «лицо», и мы даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг.

Звучат звуки природы.

¾ Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кукареканье и т. д.)

Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любой из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?

Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как…

· хлопают крыльями вспугнутые птицы

· как трещит сухая обламываемая ветка

· как чавкает грязь под ногами

· как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов.

Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные – высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.)

Теперь мы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только видеть нарисованные им «звуковые картины» – и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и облака, проплывающие над шумящим где-то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.

Древние люди и музыка

¾ Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное знаете, что у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывавшим её людям, такое совпадение неудивительно.

С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан или рычит Рюбецаль…

В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы – пением птиц, рёвом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя.

Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникла сознательно создаваемая музыка.

Работа с учебником

¾ Откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственность. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)

Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика…)

¾ Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим перед собой картину Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты…

На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря…)

Вокально-хоровая работа.

Угадайте музыкальную загадку (наиграть мелодию припева песни «Зонтики», разучиваемую на прошлом уроке).

Исполняется 1 куплет и разучивается 2 и 3.

Наши рекомендации