Она как память о полузабытом
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает её в совершенстве.
В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души» предстаёт как особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности.
Задумайтесь: может быть, в том, что музыку мы носим прежде всего в себе, и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания, отзывчивости, которая тем сильнее, чем больше бережём мы этот дар изначальной искренности и чистоты? Всё, что нам приходится делать – ходить по улицам, общаться с людьми, учить уроки – всё непременно окрашивается нашим эмоциональным отношением к окружающему миру. Тысячи неуловимых обстоятельств заставляют нас волноваться почти непрестанно: рассветы и закаты, времена года, встречи и расставания; даже простые будничные вещи могут вызвать поток самых разнообразных чувств, которые подчас и выразить невозможно. В самом деле, как объяснить, почему что-то мы любим и принимаем, а что-то отвергаем и почему эта эмоциональность восприятия является неизменной спутницей человека? Вот одна из загадок человеческой жизни – и одновременно одно из доказательств того, что не всё в этой жизни подчинено рассудку и логике, не всё предполагает однозначный и ясный ответ. Есть в мире и такие явления, которые не выразишь словами, не изобразишь, их стихия – музыка с её текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний, музыка то бурная, то созерцательная. Не случайно говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.
Однако мы попытаемся ответить на эти вопросы, попробуем лучше узнать не только музыку, но и самих себя: ведь музыка не живет вне человека, она всегда несёт в себе частицу его души. И какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь бы различны ни были наши характеры, привычки, внешний облик, в главном мы можем оказаться не такими уж непохожими. Все мы умеем любить, радоваться и восхищаться. Как раз об этом – о нашей похожести друг на друга – и напоминает музыка. И та, что живёт в душе каждого из нас, и та, которая, пробуждая уснувшие чувства, возвращает человека к самому себе. Сила подлинной музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные безграничного богатства, – миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.
Вокально-хоровая работа.
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
IV. Итог урока.
Мы начали разговор о том, в чём сила музыки? Музыка способна пробуждать лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные безграничного богатства, – миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.
V. Домашнее задание.
Выучить песню.
***
Урок 2
Тема: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
Ø Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
Ø М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
Дополнительный материал:
Ø Картинки.
Ø Портрет композитораИ. Брамса.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Запись на доске:
Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, –
О, этот мир, так молодо-прекрасный,
Он стоит тысячи миров.
Ф. Тютчев
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.
III. Работа по теме урока.
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик. Музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни которыми встречает и провожает нас школа; каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.
Музыка никуда не уходит от человека, она всегда с ним – и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.
Мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени становится нам тесен и узок.
Но любимая музыка, которая как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами всю жизнь.
Потому что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души – она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких друзей, и в детском восхищении чудесной мелодией, когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах.
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один – видимый – составляет внешние события. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни: ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
ü Послушайте музыку. И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
ü Что вам хотелось бы делать под эту музыку? (Можно отдохнуть или спеть её.)
ü Что таится в этой музыке за внешней простотой и ясностью? (Скрытые, затаённые, глубокие мысли и чувства.)
ü Следовательно, в искусстве, как и в человеческой жизни, присутствуют те же два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубинный. Наверху находится та часть, которая видима, не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт, подобраться к которому не так-то просто – ведь его понимание требует зрелости души, опыта и мудрости.
ü Жизнь одного человека не так уж велика и богата событиями, и опыт её не всегда достаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии, заключённых в произведениях искусства. Недаром ещё древние говорили: «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»).
Вокально-хоровая работа.
ü Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
ü М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
IV. Итог урока.
Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь – ведь в нём, таком большом, поистине безграничном, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран и сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.
Каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по-настоящему полной.
V. Домашнее задание.
Выучить песню.
***
Урок 3
6 Класс дата_________________
Тема: Искусство и фантазия
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
Ø Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
Ø А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).
Дополнительный материал:
Ø Картинки.
Ø Портреты композиторов: М. Глинки, М. Мусоргского.
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит музыка М. Глинки. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
- Сообщение темы урока.
Тема урока: «Искусство и фантазия».
Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.
- Работа по теме урока.
Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье». Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.
Что же такое фантазия?
Иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего.
Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства. Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности, но потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.
ü М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
ü Почему композитор дал своему произведению такое название?
ü Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта?
ü Это просто вальс или в музыке или в музыке слышится нечто большее?
ü К какой области её отнести: лёгкой или серьёзной?
Эта музыка, безусловно лёгкая для восприятия, но не развлекательная по своему содержанию, а тонкая и бесконечно разнообразная по нюансам настроения.
Главная тема построена необычно (отсутствие квадратности придаёт ей взволнованность, смятение), щемящая начальная интонация, которая не находит своего разрешения и возвращается к исходному звуку как бы в непрерывно кружащемся движении.
Эта глубоко человечная интонация подчиняет себе вальсовое движение, придаёт ему неповторимое своеобразие искреннего романтического порыва. Вальс перерастает границы бытового жанра и выражает целую гамму тонких, чистых и нежных движений души, объединяя их в одну большую симфоническую картину. Не случайно «Вальс-фантазию» считают одним из источников русской лирической балетной музыки, русского классического балета.
Интересный факт: Глинка создал свой вальс первоначально для фортепиано. Первая оркестровая редакция была сделана дирижёром Павловских концертов Г. Германом. В его оркестровке произведение Глинки трактуется как лёгкая оркестровая пьеса, предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Сам Глинка переделывал партитуру своего произведения три раза. В последней, третьей редакции он не ограничился только оркестровкой, а расширил сочинение, внёс в него симфоническое развитие и тем самым, переосмыслив всю музыку, углубил её смысл.
Этот факт подтверждает тесную взаимосвязь формы и содержания в музыке, в данном случае связь замысла и оркестровки. Об этом писал сам Глинка:
«Все искусства, следственно и музыка, требуют:
1) Чувства – это получается от вдохновения свыше.
2) Формы. Forme – значит красота, т. е. соразмерность частей для составления стройного целого.
Чувство… даёт основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу…
Чувство и форма – это душа и тело.
Первое дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»
«Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального. Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра».
«Серьёзный, мыслящий человек никогда не может быть щёголем, точно так же, как миловидная деревенская красавица отнюдь не нуждается в изящных произведениях гостиного двора. Композитор… серьёзно понимающий искусство, мыслитель в области звуков, никогда не дозволит себе сделать оркестр слишком нарядным – не дозволит щеголять тем или другим сочетанием инструментов, тем или другим приёмом, хотя бы в самом деле чрезвычайно эффектным…»
Вокально-хоровая работа.
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).
- Итог урока.
Произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь – как бы далёк от её повседневного течения ни был их создатель.
- Домашнее задание.
Выучить песни.
***
Урок 4