Развитие представлений о памяти: память как след и память как действие

· Механизмы и функции памяти всегда привлекали внимание фило­софов, психологов, естествоиспытателей.

- Па­мять далеко не сразу была выделена как спе­циальная, существующая наряду с другими, психическая функция – ей отводилась роль основы всякого знания, она отождествлялась с истиной (которой противопоставлялась не ложь, а забвение), с душой (Августин), с намерением (Спиноза), с личностью (Дж. Ст. Милль), с мыслью и т. д. То есть до периода научного ее изучения память вы­ступала в качестве объяснительного принци­папрактически всех психических процессов.

· В истории исследований памяти легко выделить два этапа в соответствии с тем, как понималась ее сущность.

- I этап

ü Экспериментальные исследования начались с изучения таких эмпирических фе­номенов, как ограниченность объема непо­средственного запоминания, роль распреде­ления повторений при заучивании, временная динамика сохранения и т. п. В ос­нове этих исследований лежало представле­ние о существовании «мнемонического ощу­щения», «чистой мнемы». Поэтому предметом экспериментальных ис­следований было запоминание, сохранение и воспроизведение преимущественно бессмыс­ленного материала.

ü Постепенно в исследования памяти вводился новый материал, и появились пред­ставления об образной, словесной, логичес­кой и модально специфической памяти (зри­тельной, моторной, слуховой и др.). Постепенно описание целого ряда свойств и качеств памяти вновь как в донаучный период придавало ей статус объяснительного принципа. Память привле­калась для объяснения апперцепции, вооображения, мышления, обучения и т. п. Сам же процесс запоминания продолжал рассматри­ваться как следообразование, обеспечиваю­щее пассивное сохранение материала.

ü До середины 1920-х годов память трактовалась как чисто репродуктив­ный процесс. Поэтому и в педагогике главным средством обучения считалось повторение. Недостатки пов­торения как средства запоминания и обучения компенсировались за счет использования принципов образования ассоциаций, мнемотехнических приемов, введением различных форм мотивации и т. д. Но под влиянием практики акценты смещались, и память начала изучаться не как «чистая мнема», а во взаимодействии с другими психическими процессами: восприятием, вниманием, мышлением и т. д. (Блонский, Бартлетт). Все больше внимания обращалось на осмыслен­ность запоминания, на процессы схематизации, организации и реорганизации материала в памяти.

- II этап

ü Главный сдвиг в изучении па­мяти связан с тем, что ее стали трактовать не только как след, нокак деятельность: «память оз­начает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции и в момент ее воспроизведения представ­ляет собой деятельность в полном смысле этого слова» (Выготский).

ü Похоже мыслил Пьер Жане. «Память – это особое действие, специальное действие, изобретенное людьми в их развитии, действие совершенно отличное от банального автоматического повторения, составляющего сущность привычек и склонностей» («память – это социальная реакция в условиях отсутствия», «социальное поведение адресовано отсутствующим»). Жане основывался на философской концепцией Бергсона, который впервые ввел важ­ное разграничение между

1) памятью-привычкой или «памятью тела», в основе которой лежат физиологические механизмы мозга, и

2) «памятью духа» или «чистыми» воспоминаниями, спонтанно всплывающими вне связи с текущей деятельностью, не связанными непосредственно с мозгом.

Од­нако Жане сомневался в существовании чистых воспоминаний, оторван­ных от тела и говорил, что память духа подозрительно напоминает ста­рую концепцию прямой, непосредственной интуиции прошлого. Сам же он считал, что между низшими и высшими формами памяти существует генетическая связь, которая осуществляется через действие. Этими действиями являются «реакции на отсут­ствие», в сумме составляющие память – ожидание, поиск, отсроченное действие, поручение (приказ совершить акт памяти) (см. «Эволюция памяти и понятие времени» в Хрестоматии по памяти). То есть в понятии действия Жане увидел средство, с помощью которого можно преодолеть раз­рыв между памятью тела и памятью духа. Его кон­цепция далее была развита Выгот­ским, Леонтьевым и Лурия в идею опосредствования и интериоризации высших психических функций (ВПФ).

ü Первым экспериментальным исследованием, посвященным проблеме опосред­ствования ВПФ была работа Леонтьева «Развитие памя­ти», где он экспериментально показал, как происходит «вращивание» внешних средств, внешних приемов запо­минания. Закономерность вращивания теперь известна под назва­нием «параллелограмма развития». Эта за­кономерность выражается в том, что от млад­шего дошкольного к среднему школьному возрасту про­исходит постепенная дивергенция, а от сред­него школьного возраста к взрослым испы­туемым – конвергенция показателей продук­тивности непосредственного и опосредствованного запоминания.

ü Можно констатировать, что понимание памяти как действия и введе­ние в его структуру внешнего сред­ства – самое существенное дос­тижениями психологии памяти 1920-30-х годов. Благодаря нему стало возможным исследование не только ре­зультатов запоминания, но и самой деятель­ности запоминания, ее внутреннего строения. Внешнее средство – вещественное, знаковое или симво­лическое – делает запоминание предметным действием (хотя и осуществляющимся во внутреннем плане). Но это означает, что память есть продукт исторически развивающейся предметной деятельности.

ü А еще это означало, что память стала предметом конкретно-психоло­гического исследования, а объяснительным принципом ее развития и функционированиявыступила деятельность.

ü Исследования запоминания (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов) были выполнены на разнообразном материале (слова, цифры, картинки, фразы, тексты, события повседневной жизни и т. д.) и испытуемых. И в результате были обнаружены закономерности непроиз­вольной и произвольной памяти, памяти исторической, культурной, а не натуральной биологической функции организма.

- также выделяется III этап: вхождение в жизнь ЭВМ

ü Перед инженерами встали задачи автоматизации распознавания образов, вопрос о памяти ЭВМ.

ü Рождается когнитивная психология, возникает компьютерная метафора

ü Память понимается как процесс и результат переработки И-и в системе структурно-обособленных блоков хранения И-и. Это трехкомпонентная модель памяти.

· Резюмируем. В экспериментальных ис­следованиях памяти выделяются два подхода: изучение памяти как следа и изучение памяти как действия. Первый подход начался с исследо­ваний Г. Эббингауза, второй подход в качест­ве исследовательской программы был выдви­нут П. Жане. Его экспериментальная реали­зация принадлежит Леонтьеву, П. И. Зинченко, Смирнову и Бартлетту. Другими словами, процессы памяти получили деятельностную трактовку, что оказало наиболее сильное влияние на отечественную и европей­скую психологию.

- Принцип деятельности стали применять к иссле­дованию восприятия, понимания и мышления. Появились представления о восприятии как системе перцептивных действий, стали сближаться исследования непро­извольной памяти и умственных действий. Было пока­зано, что и произвольное запоминание осно­вано не столько на повторении, сколько на понимании материала (сегодня эти утверждения кажутся нам естественными. Но это сегодня…).

- И даже такой классический объект исследова­ния моторной памяти, как процесс усвоения двигательных навыков, приобрел но­вую трактовку. Бернштейн на осно­вании анализа выполнения хорошо усвоенных движений пришел к выводу о том, что «уп­ражнение – это повторение без повторения», так как выяснилось, чтосубъект никогда не совершает два совершенно одинаковых движения. Экспериментальные данные свиде­тельствуют о том, что движение должно быть построено как во время обучения, так и во время воспроизведения.

- Итак, понимание памяти как действия стало самым значительным событием в исследованиях памяти в 1920-30 годы. Однако на этом проблематика психоло­гии памяти исчерпала себя: в результате развития концепции «память и деятельность» мы уз­нали, как организовать запоминание, какими средствами нужно вооружить обучающегося, но, где и как хранится запомненное, как осуществляется извлечение материала из па­мяти и т. д. – это нам было известно по-прежнему мало.

Наши рекомендации