Формирование элементарных математических представлений
Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся со второй половины сентября один раз в неделю.
В сентябре и октябре продолжительность одного занятия не должна превышать 10 минут. С октября время занятий постепенно увеличивают до 12-15 минут.
Примерное распределение программного материала на год*
№п/п | Программное содержание | Количество занятий, где данная тема является основной |
Образование групп из нескольких однородных предметов и выделение из группы одного предмета | ||
Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета, сначала специально подготовленных, а затем без подготовки | ||
Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Различение фигур | ||
Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади | ||
Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу. Развитие умения выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше) или равное количество | 7-9 | |
Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте (величине в целом) путем наложения и приложения друг к другу | ||
Воспроизведение заданного количества предметов, звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа) | ||
Формирование представлений о частях суток (утро - вечер, день - ночь) |
К концу года дети могут:
• Группировать предметы по цвету, форме, величине.
• Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
• Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
• Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий. '
• Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
• Понимать слова: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).
Месяц | Тема и цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
l | |||||
Сентябрь | Тема | Адаптационный период | Занятие 1 | Занятие 2 | |
Цель | Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе | Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) независимо | Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький | ||
Октябрь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цель | Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова: один, много, мало | Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета. Учить понимать слова: много, один, ни одного | Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности словами: один, много, ни одного. Познакомить с кругом. Учить обследовать его осязательно-двигательным путем | Учить сравнивать круги по размеру - большой, маленький | |
Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Цель | Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, длиннее - короче | Учить: - находить один и много предметов в специально соз данной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», исполь зуя слова один, много; - сравнивать два предмета по длине способами наложе ния и приложения | Познакомить с квадратом. Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог | Закрепить умения: - находить один и много пред метов в специально созданной обстановке, пользоваться сло вами один, много; - различать и называть круг и квадрат | |
Декабрь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 » | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цель | Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты | Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. | Учить: - сравнивать две разные группы предметов способом | Учить: - сравнивать два предмета по длине, используя приемы |
Продолжение табл.
Декабрь | сравнения обозначать словами: длинный - короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине | Совершенствовать умения: - сравнивать два предмета по длине; - находить один и много пред метов в окружающей обста новке | наложения, понимать выражения помногу, поровну; - ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку | наложения; - активизировать употребление в речи выражений: помногу, поровну, столько - сколько | |
Январь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цель | Учить: - сравнивать два предмета, контрастных по ширине, ис пользуя приемы наложения и приложения; - обозначать результаты срав нения словами: широкий - уз кий, шире —уже | Совершенствовать умения: - сравнивать два предмета по ширине; - сравнивать две равных груп пы предметов способом нало жения; - закреплять умение различать и называть круг и квадрат | Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Закреплять навык сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами: шире - уже, одинаковый по ширине | Продолжить знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом | |
... v Февраль | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цель | Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди -сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево) | Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова: высокий - низкий, выше — ниже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами: помногу, поровну, одинаково, столько - сколько | Упражнять в сравнении: - двух предметов по высоте; - двух равных групп предме тов способом наложения и приложения | Учить: - сравнивать две неравные группы предметов способом наложения; - обозначать результаты срав нения словами: больше - мень ше, столько - сколько |
Окончание табл.
Март | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цель | Учить: - сравнивать две неравные группы предметов; - обозначать результаты срав нения словами: больше - меньше, столько - сколько | Закреплять: - способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте; - обозначать результаты соот ветствующими словами | Закреплять умениеразли-чать и называть части суток: день - ночь | Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять способы сравнения предметов | |
Апрель | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цель | Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник | Упражнять: - в умении сравнивать два предмета по размеру; - обозначать результаты срав нение словами: большой, ма ленький | Учить различать определенное количество движений и называть их словами: один, много. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать вынимание и мышление | Закреплять умение различать и называть части суток: утро - вечер. Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их | |
у * | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цель | Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д. | Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб. Развивать внимание, мышление, память, воображение | Резерв | Резерв |
I