Развитие речи. ознакомление с художественной литературой

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» во второй младшей группе на развитие речи и ознакомление с художе­ственной литературой отводится четыре занятия в месяц. В планировании представлены занятия:

• по воспитанию звуковой культуры речи; объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активации словаря детей, формированию диалогической речи;

• ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнение в драматизации, заучива­ние наизусть);

• рассматриванию сюжетных картин; эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художест­венному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильно­го произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство де-ю тей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразитель­ность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3-4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

• чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

• чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

• рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активацию словаря;

„ , • дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Читать детям художественные произведения следует ежедневно. С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими - в процессе игр, в бытовых ситуациях.

К концу годадети могут:

• По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

• Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

• С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

• Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

• Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

• Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.



Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-й недели Тема и цели занятий 4-й недели
Сентябрь Тема Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Чтение стихотворения С. Чер­ного «Приставалка» Звуковая культура речи. Звук [у] Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Звуковая культура речи: звуки [у], [а]. Дидактическая игра «Не оши­бись»
Цель Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рас­сказа воспитателя. Помочь малышам поверить в то, что каждый из них - за­мечательный ребенок и взрос­лые их любят Упражнять в четкой арти­куляции звука; отрабаты­вать полный выдох, побу­ждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» Упражнять в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в зву­косочетаниях, в словах)
  Тема Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание ил­люстрации к сказке «Колобок» Рассматривание сюжетных картинок. Дидактическая игра «Чья вещь?» Чтение стихотворений А. Бло­ка «Зайчик», А. Плещеева «Осень наступила»
Цель Познакомить со сказкой «Колобок». Упражнять в образовании слов по аналогии Приучать внимательно рассматривать рисунки в кни­гах, объясняя содержание ил­люстраций. Отрабатывать четкое произношение звука [о] 1 Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прила­гательными. Помочь понять сюжет кар­тины, охарактеризовать взаи­моотношения между персона­жами При восприятии стихотворения «Зайчик» вызвать сочув­ствие к зайчишке, которому холодно, голодно, страшно в ненастную осеннюю пору. Помочь запомнить стихо­творение
Ноябрь Тема Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается?» Звуковая культура речи: звук [и] Рассматривание картины «Ко­за с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

развитие речи. ознакомление с художественной литературой - student2.ru Продолжение табл.

1-
  Цель Приобщать к поэзии. Развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии Упражнять в четком и пра­вильном произношении звука [и] (изолированного, в слово­сочетаниях, в словах) Учить рассматривать карти­ну, отвечать на вопросы вос­питателя. Упражнять в умении вести диалог, употреблять сущест­вительные, обозначающие де­тенышей животных, правиль­но и четко проговаривать сло­ва со звуками [к] и [т] Познакомить с яркими поэтическими образами жи­вотных
н: Декабрь Тема Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Повторение сказки «Снегу­рушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» Чтение рассказа Л. Воронко-вой «Снег идет», стихотворе­ния А. Босева «Трое» Игра-инсценировка «У мат­решки - новоселье»
Цель Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа ли­сиц из других сказок). Упражнять в выразитель­ном чтении отрывка - причи­тания Снегурушки Помочь вспомнить сказку. Упражнять в произноше­нии слов со звуком [э] (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек») Познакомить с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихо­творение Учить правильно называть строительные детали и их цвета. Формировать диалогиче­скую речь
Л & в я Тема Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Звуковая культура речи: звуки [м], [м']. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сю­жетных картинок Звуковая культура речи: звуки [п], [п']. Дидактическая игра «Ярмарка»
Цель Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку Упражнять в четком про­изношении звуков в словах, фразовой речи. Способствовать воспи­танию интонационной выра­зительности речи. Учить образовывать слова по аналогии Учить: - рассматривать сюжетную кар­ тинку, отвечать на вопросы вос­ питателя, делать простейшие выводы, высказывать предпо­ ложения; - внимательно рассматривать рисунки в книгах Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п']; побуждать вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п']

Продолжение табл.

Февраль Тема Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Звуковая культура речи: звуки [б], [б'] Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распе­тушились» («Котенок») Беседа на тему «Что такое хо­рошо и что такое плохо»
Цель Познакомить срусской народной сказкой, помочь по­нять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) Упражнять в правильном произношении звуков (в зву­косочетаниях, словах, фразах) Помочь запомнить стихо­творение, учить выразитель­ному чтению Совершенствовать диа­логическую речь(умение вступать в разговор, высказы­вать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно от­ражать в речи свои впечатле­ния
  Тема Чтение стихотворения И. Ко-сякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, по­тому что ...» Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к] Чтение русской народной сказки «У страха глаза ве­лики» Рассматривание сюжетных картин. Дидактическая игра «Что из­менилось»*
Цель Познакомить с новым стихотворением. Совершенствовать диалогическую речь Закреплять произношение звука [т] в словах и фразовой речи. Учить отчетливо произно­сить звукоподражание со зву­ками [т], [п], [к]. Упражнять в произноше­нии звукоподражаний с разной скоростью и громкостью Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой. Помочь правильно воспро­извести начало и конец сказки Учить рассматривать сю­жетную картинку и определять ее тему, конкретизировать дей­ствия и взаимоотношения пер­сонажей. Отрабатывать правильное и отчетливой произношение
Апрель Тема Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает» Звуковая культура речи: звук [ф] t Чтение и драматизация рус­ской народной сказки «Ку-рочка-рябушка». Рассматри­вание сюжетных картин Звуковая культура речи: звук [с]

* Можно предложить два варианта проведения игры. 1-й вариант: «Дети играют в кубики» из серии «Картины для расширения представлений и развития речи второго и третьего года жизни» В. Езикеевой, Е. Радиной; 2-й вариант: «Дети играют». Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3—4 лет. Наглядно-дидактическое пособие СМ.: Мозаика-Синтез. 2008).

Окончание табл.


t
-------- -,---- ■ ■ 2
'■ l'" A 4 4> O, e <   ' (.. i : *   (варианты: 1-я картина - «Дети кормят курицу с цыплятами», 2-я картина - «Подрастают цыплята»)  
Цель Познакомить со стихо­творением. Учить называть признаки года Учить отчетливо и правиль­но произносить изолирован­ный звук [ф] и звукоподража­тельные слова с этим звуком Познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сю­жетную картинку и рассказы­вать о том, что на ней изобра­жено Отрабатывать четкое произношение звука [с]. Упражнять в умении вести диалог
j Май Тема Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бо­чок, белые копытца». Литера­турная викторина Звуковая культура речи: звук [з] Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения С. И. Белоусова «Весенья гостья» Звуковая культура речи: звук [ц]
Цель t ■i— Познакомить с русской народной сказкой. Помочь вспомнить на­звание и содержание сказок, которые читали на занятиях ранее Упражнять в чистом про­изношении звука [з] Помочь вспомнить стихи, которые учили в тече­ние года. Запомнить новое стихо­творение Учить изменять темп речи. Отрабатывать четкое произношение звука [ц], па­раллельно упражняя в интона­ционно правильном воспроиз­ведении звукоподражаний

Jv. ;; i' ЩШ> йН"-С:Л ..lb'.;! :,;глс".-.ч.

- ; Ц«Ьа:ГНО;..Г:-;).^1'.!.У ;'u,':^ ;•

' IJ-O.'!,!.! f< К'.» j! '-;. ..г С. Ъ\-1г:


Наши рекомендации