Формирование элементарных математических представлений

Год обучения

Формирование представлений о количестве, величине, форме, пространственных отношениях

I. Количество

Учить детей выделять один предмет и много из группы однородных предметов по подражанию, образцу, слову. Составлять множества из единичных предметов, раскладывать множества на единицы. Познакомить со словами один, много. Практическое сравнение множеств в пределах 3 (без словесного определения), выбор 1 и 2 предметов из множества. Проводить соотнесение по количеству в игре и в быту, сопоставляя привычно объединяемые предметы (чашки — блюдца, тарелки — ложки, коробочки — крышки, половинки матрешек и т. д.). Использовать соотнесение предметов с количеством пальцев.

II. Величина

Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации (например: кукла большая — кровать маленькая, дом маленький — мишка большой, ворота маленькие—машина большая). Познакомить детей со словами большой, маленький.

III. Форма

Учить различать шар « куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2—3 (игры «Что катится, что не катится», «Найди окошко» — проталкивание шаров и кубов в прорези коробки). Познакомить детей со словами шар, куб.

IV. Ориентировка в пространстве

Учить детей ориентироваться в пространстве комнаты и пространственном расположении предметов: тут — там, внизу — наверху, рядом (в процессе труда по самообслуживанию, в конструировании, в предметно-игровой деятельности).

К концу года дети должны:

выделять один и много предметов из множества однородных предметов;

соотносить предметы по количеству в пределах 3 в игровой и бытовой ситуации (без называния количества);

уметь сопоставлять два предмета по величине (большой — маленький) в игровой и бытовой ситуации;

различать шар и куб в играх (с называнием: шар, кубик).

Речевой материал: делай так, один, много, большой, маленький, такой, не такой, шар, кубик, тут, там, внизу, наверху, рядом.

II год обучения

I. Количество и счет

Учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов: устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложением и приложением; соотносить множества в пределах 3 зритель­но, брать нужное количество предметов группой в пределах 3; соотносить количество предметов в пределах 3 с количеством пальцев. Познакомить со словами сколько, столько, поровну, больше, меньше.

II. Величина

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по высоте, ширине, длине, обозначать результат сравнения словами. При сопоставлении предметов по заданному признаку пользоваться приложением и наложением, учитывать величину в работе с дидактическими игрушками. Познакомить детей со словами выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, одинаковые.

III. Форма

Учить детей различать, шар, куб, круг, квадрат, треугольник; соотносить плоскостную и объемную форму; учитывать форму в работе с дидактическими игрушками. При соотнесении объектов по форме пользоваться наложением, приложением, обследовать предметы зрительно и тактильно-двигательно. Познакомить детей со словами шар, куб, круг, квадрат.

IV. Ориентировка в пространстве

Учить детей ориентироваться в пространстве комнаты: далеко— близко (тут — там), внизу — наверху, рядом (около). Учить раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо.

К концу года дети должны уметь выделять один и много предметов из множества, отвлекаясь от несущественных признаков — цвета, формы, величины, по подражанию, образцу, слову; составлять множества из единиц; сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство групп; брать предметы группой при соотнесении в пределах 3, соотносить один, два, три предмета с количеством пальцев; сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине; различать объемные и плоскостные геометрические формы — шар, куб, круг, квадрат, треугольник; иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя; уметь опираться в деятельности на величину, форму, пространственное расположение предметов; пользоваться при сопоставлении по количеству, величине, форме приемами наложения и приложения, при обследовании величины и формы опираться не только на зрительное, но и на тактильно-двигательное восприятие.

Речевой материал: один, много, сколько, столько, где, поровну, больше, меньше, .выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, одинаковые, шар, куб, квадрат, треугольник, там, тут, далеко, близко, наверху, внизу, рядом, такой, не такой; дай, такой, дай столько (же), делай так.

III год обучения

I. Количество и счет

Учить детей выделять из множества 1, 2, 3, 4, 5 предметов по подражанию, образцу, слову; соотносить количество предметов в пределах 5 с количеством пальцев; познакомить с числительными в пределах 5.

Учить считать предметы в пределах 5, пользуясь правильными приемами:

называть числительные по порядку, последовательно указывая на предметы, расположенные в ряд;

относить последнее числительное ко всей группе предметов, т. е. выделять итоговое число (всего три мяча);

согласовывать в итоговом числе числительное с существительным (один мяч, два мяча, два гриба, пять грибов и г. п.).

Учить порядковому счету в пределах 5. Познакомить с порядковыми числительными. Учить различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы сколько? и который? (или какой по счету?).

Продолжать формировать у детей представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины предметов. Показать независимость количества от расположения объектов в пространстве (от расстояния объектов друг от друга, от конфигурации расположения).

Закреплять представления о равенстве и неравенстве групп предметов, учить сопоставлению групп с помощью разных способов: наложения, приложения, пересчета; выражать результат сравнения в словесной форме; сравнивать по количеству не только однородные, но и разнородные группы предметов; преобразовывать неравенства в равенства — добавлять к меньшей группе недостающий предмет, отнимать от большей группы лишний предмет при разнице в единицу.

Подводить детей к пониманию состава числа: учить раскладывать множества, состоящие из 2, 3, 4 предметов на равные группы; составлять число из разных групп: 2=1 + 1; 3=1 + 1 + 1 = 2+1 = 1+2; 4=1 + 1 + 1 + 1 = 1 + 1 + 2=2+1 + 1 = 2 + 2 = 3+1 = 1 + 3; познакомить с образованием числового ряда в пределах 5 (присчитывание по единице).

Учить детей объединять и разъединять предметы с открытым результатом в пределах 5, с закрытым результатом в пределах 3.

Учить считать количество звучаний (хлопков, ударов в барабан и т. п.), воспринимать количество предметов на ощупь.

II. Величина

Продолжать учить детей учитывать величину предметов в деятельности; сопоставлять (соизмерять) предметы по длине, высоте, ширине путем прямого наложения и приложения. Учить при соизмерении пользоваться одной точкой отсчета (предметы при соизмерении должны лежать рядом, на одной линии, стоять на одной плоскости и т. п.). Учить сопоставлять предметы по толщине (толще — тоньше) путем приложения.

Учить детей сравнивать (соизмерять) два предмета с помощью третьего — с помощью условной меры.

Учить раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке по ширине (например, широкий, уже, уже, ... уже, самый узкий), толщине, высоте, длине, пользуясь определенной точкой отсчета. Обратить внимание детей на относительность величин: один и тот же предмет оказывается по отношению к одному маленьким, а по отношению к другому — большим.

III. Форма

Продолжать учить детей воспринимать плоскостные и объемные формы — шар, куб, квадрат, круг, треугольник; запоминать формы в условиях деятельности, выбора по образцу, отсроченного выбора по образцу, выделять форму в предмете, пользоваться словесным обозначением формы. Познакомить детей с цилиндром, параллелепипедом (бруском), прямоугольником, овалом. Продолжать учить детей обследовать форму зрительно и тактильно-двигательно. Формировать у детей представление о том, что фигуры одной и той же формы могут быть разной величины, разного цвета.

Наши рекомендации