Развитие речи. ознакомление с художественной литературой
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» во второй младшей группе на развитие речи и ознакомление с художественной литературой отводится четыре занятия в месяц. В планировании представлены занятия:
• по воспитанию звуковой культуры речи; объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активации словаря детей, формированию диалогической речи;
• ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнение в драматизации, заучивание наизусть);
• рассматриванию сюжетных картин; эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.
С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.
Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство де-ю тей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.
С детьми 3-4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:
• чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;
• чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;
• рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активацию словаря;
„ , • дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.
Читать детям художественные произведения следует ежедневно. С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими - в процессе игр, в бытовых ситуациях.
К концу годадети могут:
• По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
• Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
• С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
• Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
• Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
• Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Месяц | Тема и цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» | Звуковая культура речи. Звук [у] | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» | Звуковая культура речи: звуки [у], [а]. Дидактическая игра «Не ошибись» |
Цель | Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя. Помочь малышам поверить в то, что каждый из них - замечательный ребенок и взрослые их любят | Упражнять в четкой артикуляции звука; отрабатывать полный выдох, побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью | Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» | Упражнять в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, в словах) | |
Тема | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» | Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок» | Рассматривание сюжетных картинок. Дидактическая игра «Чья вещь?» | Чтение стихотворений А. Блока «Зайчик», А. Плещеева «Осень наступила» | |
Цель | Познакомить со сказкой «Колобок». Упражнять в образовании слов по аналогии | Приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука [о] 1 | Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами | При восприятии стихотворения «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно, страшно в ненастную осеннюю пору. Помочь запомнить стихотворение | |
Ноябрь | Тема | Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается?» | Звуковая культура речи: звук [и] | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» |
Продолжение табл.
1- | |||||
Цель | Приобщать к поэзии. Развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии | Упражнять в четком и правильном произношении звука [и] (изолированного, в словосочетаниях, в словах) | Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками [к] и [т] | Познакомить с яркими поэтическими образами животных | |
н: Декабрь | Тема | Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» | Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» | Чтение рассказа Л. Воронко-вой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое» | Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» |
Цель | Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка - причитания Снегурушки | Помочь вспомнить сказку. Упражнять в произношении слов со звуком [э] (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек») | Познакомить с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение | Учить правильно называть строительные детали и их цвета. Формировать диалогическую речь | |
Л & в я | Тема | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Звуковая культура речи: звуки [м], [м']. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картинок | Звуковая культура речи: звуки [п], [п']. Дидактическая игра «Ярмарка» |
Цель | Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку | Упражнять в четком произношении звуков в словах, фразовой речи. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Учить образовывать слова по аналогии | Учить: - рассматривать сюжетную кар тинку, отвечать на вопросы вос питателя, делать простейшие выводы, высказывать предпо ложения; - внимательно рассматривать рисунки в книгах | Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п']; побуждать вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п'] |
Продолжение табл.
Февраль | Тема | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | Звуковая культура речи: звуки [б], [б'] | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» («Котенок») | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Цель | Познакомить срусской народной сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) | Упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах) | Помочь запомнить стихотворение, учить выразительному чтению | Совершенствовать диалогическую речь(умение вступать в разговор, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления | |
Тема | Чтение стихотворения И. Ко-сякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что ...» | Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к] | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | Рассматривание сюжетных картин. Дидактическая игра «Что изменилось»* | |
Цель | Познакомить с новым стихотворением. Совершенствовать диалогическую речь | Закреплять произношение звука [т] в словах и фразовой речи. Учить отчетливо произносить звукоподражание со звуками [т], [п], [к]. Упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью | Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой. Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки | Учить рассматривать сюжетную картинку и определять ее тему, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливой произношение | |
Апрель | Тема | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает» | Звуковая культура речи: звук [ф] t | Чтение и драматизация русской народной сказки «Ку-рочка-рябушка». Рассматривание сюжетных картин | Звуковая культура речи: звук [с] |
* Можно предложить два варианта проведения игры. 1-й вариант: «Дети играют в кубики» из серии «Картины для расширения представлений и развития речи второго и третьего года жизни» В. Езикеевой, Е. Радиной; 2-й вариант: «Дети играют». Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3—4 лет. Наглядно-дидактическое пособие СМ.: Мозаика-Синтез. 2008).
Окончание табл.
t |
-------- -,---- | ■ ■ 2 | ||||
'■ l'" A 4 4> O, e < | ' (.. i : * | (варианты: 1-я картина - «Дети кормят курицу с цыплятами», 2-я картина - «Подрастают цыплята») | |||
Цель | Познакомить со стихотворением. Учить называть признаки года | Учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком | Познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено | Отрабатывать четкое произношение звука [с]. Упражнять в умении вести диалог | |
j Май | Тема | Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца». Литературная викторина | Звуковая культура речи: звук [з] | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения С. И. Белоусова «Весенья гостья» | Звуковая культура речи: звук [ц] |
Цель t ■i— | Познакомить с русской народной сказкой. Помочь вспомнить название и содержание сказок, которые читали на занятиях ранее | Упражнять в чистом произношении звука [з] | Помочь вспомнить стихи, которые учили в течение года. Запомнить новое стихотворение | Учить изменять темп речи. Отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний |
Jv. ;; i' ЩШ> йН"-С:Л ..lb'.;! :,;глс".-.ч.
- ; Ц«Ьа:ГНО;..Г:-;).^1'.!.У ;'u,':^ ;•
' IJ-O.'!,!.! f< К'.» j! '-;. ..г С. Ъ\-1г: