Формирование элементарных экологических представлений

Месяц     Наблюдения на прогулке
  Растительный мир Животный мир Неживая природа
Сентябрь Тема Овощи с огорода Дать представления: - о травянистых растениях; - об овощах: моркови, огур­ цах, помидорах, репе; - о деревьях. Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, вет­ки, листья) Дать общее представление о птицах (голубь, ворона, во­робей). Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о насе­комых (бабочки, жуки, божьи коровки) Дать элементарные пред­ставления о свойствах песка. Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явле­ние - ветер
Цель Учить различать по внеш­нему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, мор­ковь, репа). Расширять представление о выращивании овощных культур
Октябрь Тема Меняем воду в аквариуме Учить: - любоваться осенними ли­ стьями; - различать высокие и низкие цветущие растения. Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних де­ревьев. Показать, что осе­нью листья деревьев меняют окраску. Учить различать листья по цвету (желтый, зе­леный, красный). 3 н а к о -м и т ь с осенним явлением природы - листопадом Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.) Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых Дать элементарные пред­ставления о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать особенности осеннего неба
Цель Расширять знания о деко­ративных рыбках. Дать элементарное пред­ставление об уходе за декора­тивными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру
Ноябрь Тема В гостях у бабушки Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Закреплять представления о том, чем живые птицы отли­чаются от игрушечных. Показать простейшие связи между явлениями природы.
Цель Продолжать знакомить детей с домашними животны-

Продолжение табл.





    ми и их детенышами. Учить правильно обращать­ся с домашними животными Учить: - различать по внешнему ви­ ду, вкусу, форме и называть яблоки и груши; - бережно относиться к расте­ ниям; - различать деревья по листьям. Познакомить с плодами рябины Формировать: - эмоциональную отзывчи­ вость; - желание наблюдать за насе­ комыми Учить определять ветреную погоду
Декабрь Тема Подкормим птиц зимой Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Показать осо­бенности травянистых расте­ний в зимний период. Уточ­нить строение комнатных растений: различать и назы­вать стебель, лист, цветы Расширять представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. Закреплять умение узна­вать воробья по внешнему ви-ду. Н а б л ю д а т ь за повадка­ми птиц около кормушки Показать, что солнце светит во все времена года. Пока­зать особенности зимнего неба. Знакомить с харак­терными признаками зимы, формировать общее представ­ление о зимних явлениях при­роды
Цель Закреплять знания о зим­них явлениях природы. По­казать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах
Январь Тема В январе, в январе много снега во дворе... Показать особенности ли­ственных и хвойных деревьев в зимний период. Привле­кать внимание детей к кра­соте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кус­тарникам. Рассмотреть одно из комнатных растений, запомнить его название, за­креплять название частей Формировать эмоцио­нальную отзывчивость на об­щение с живыми существами Дать представление о свой­ствах снега. Показать особенности вет­реной погоды зимой
Цель Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетиче­ское отношение к окружаю­щей природе. Обогащать и активизиро­вать словарный запас детей
Февраль Тема У меня живет котенок... Продолжать учить видеть красоту заснеженных деревь­ев. Продолжить знакомить с названиями комнатных рас- Формировать желание помогать птицам в зимний период. Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы.
Цель Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение

Продолжение табл.

    правильно обращаться с жи­вотными. Развивать жела­ние наблюдать за котенком. Учить делиться полученны­ми впечатлениями тений (1-2 контрастных по внешнему виду) Обратить внимание на птиц, прилетающих к кор­мушке, закрепить усвоение названий птиц Наблюдать метель, послу­шать завывание ветра, посмот­реть, как он несет снег, наме­тает сугробы
Март Тема Уход за комнатными расте­ниями Показать изменения, про­исходящие с деревьями в ве­сенний период. Закреплять представление о кустарниках Расширять представления о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец) Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать, что весной солн­це светит и пригревает землю. Показать свойства снега весной
Цель Расширять представления о комнатных растениях. За­креплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддержи­вать интерес к комнатным растениям и желание ухажи­вать за ними
Апрель Тема Прогулка по весеннему лесу Формировать желание любоваться появившейся зе­леной травкой. Показать первые весенние цветы. Показать измене­ния, происходящие с кустар­никами в весенний период. Показать процесс посадки овощей Показать отличительные особенности червей. Отметить появление насе­комых. Продолжать учить разли­чать насекомых Показать особенности ве­сеннего неба. Показать, что весенний дождь может быть разным. Обратить внимание на пе­сок, закреплять знания о его свойствах
Цель Знакомить с характерны­ми особенностями весенней погоды. Расширять пред­ставления о лесных растениях и животных. Формиро­вать элементарные пред­ставления о простейших свя­зях в природе
Май Тема Экологическая тропа Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нар­циссы). Формировать доброе от­ношение к миру природы. Расширять представления о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи) Закреплять знания о при­знаках весны. Продолжать знакомить с природным явлением - вет­ром
Цель Расширять знания детей о растениях. Формиро­вать бережное отношение к ним, трудовые навыки.

Окончание табл.

    Дать представление о посадке деревьев Посадка лука, гороха, озна­комление с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на кра­соту цветущего сада. Наблюдать за всходами овощных культур    
Июнь Цель Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев Рассмотреть травянистые растения луга, уточнить назва­ния, особенности внешнего вида (колокольчики, ромашки). Рассмотреть растения цветника, уточнить цвет, фор­му листиков, напомнить о пра­вилах ухода Продолжить формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки). Уточнить знания о собаке и щенках, особенности внеш­него вида, отличия Наблюдать радугу
Июль Цель Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев Показать, как растут овощи летом. Показать овощные культу­ры, которые начинают созре­вать летом (репа, морковь, огу­рец, помидор). Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху Расширять представление о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, куз­нечики) Наблюдать летнюю грозу. Учить: - устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи; - по цвету определять сухой или мокрый песок. Продолжить вести наблю­ дения за ветром
Август Цель Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев Расширить представления о кустарниках (малина, сморо­дина). Показать, что на кустарни­ках созревают ягоды ? Продолжать учить отли­чать насекомых от других жи­вых существ Закреплять умение опреде­лять состояние погоды по ос­новным признакам. Показать, что летний дождь может быть разным

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ПРОГУЛКЕ*

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при оз­накомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрос­лый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в до­школьное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создавать условия для разнообразной дея­тельности.

Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-й недели Тема и цели занятий 4-й недели
Сентябрь Тема Листопад. Подвижная игра «Листопад» У цветочной клумбы. Подвижная игра «Вейся, ве­нок» Большая лейка. Подвижная игра «По узенькой дорожке» Где что растет? Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Цель Показать многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад» Познакомить с названия­ми нескольких цветов - флок­сы, ноготки. Закрепить понятие цвета Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» Дать понятие о фруктах и ягодах. Напомнить строение рас­тений
Октябрь Тема Мы поможем. Подвижная игра «Лохматый пес» Что нам осень подарила? Подвижная игра «У медведя во бору» Ласковый щенок Тишка. Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» Поход в лес (парк). Подвижная игра «Поедем в лес»
Цель Закрепить знания об ово­щах, их форме, величине, цвете Закреплять знания о рас­тительном мире, о том, где что растет Познакомить с частями тела щенка, их названиями. Уточнить, как называют маму щенка Уточнить названия: дерево, куст. Познакомить с поня­тиями «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длин­ный», «короткий», «толстый», «тонкий»

' Составлен на основе: Теплюк С. H. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008.

Продолжение табл.

Ноябрь Тема Почему улицы нарядны. Подвижная игра «Передай флажок, будь ловким, дру­жок» Осеннее платье. Подвижная игра «Поможем белочке сделать запасы на зиму» Хмурая осень. Подвижная игра «Птички и дождик» Легковой автомобиль. Подвижная игра «Вышли дети в садик»
Цель Дать представление о праздничном событии (4 ноября). Объяснить, почему ули­цы украшены флажками, ил­люминациями и т. п. Помочь детям заметить и назвать изменения в при­роде и погоде поздней осенней поры. Дать представле­ние о том, как птицы, живот­ные готовятся перезимовать в холодные и голодные дни Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить названия и на­значение предметов одежды Уточнить представления о легковом автомобиле, его основных частях
Декабрь Тема Зима холодная. Подвижная игра «Дед Мо­роз» Снегопад. Подвижная игра «Снег кру­жится» Птицы зимой. Подвижная игра «Собачка и воробей» Морозный солнечный денек. Подвижная игра «На елку»
Цель Формировать первые связные представления о зимнем времени года Познакомить с основным сезонным явлением - снегопа­дом Формировать желание заботиться о зимующих пти­цах. Учить узнавать птиц, называть их части тела Рассказывать о том, как живут звери зимой. Стиму­лировать добрые чувства по отношению к животным
Январь Тема Встречаем Новый год. Подвижная игра «Слепим дружно мы дружка из искус­ственного снежка» Деревья в белом уборе. Подвижная игра «Кто больше снега под деревья нагребет» Помощники. Подвижная игра «Ворона и собачки» В гостях у Снегурочки. Подвижная игра «Коза рога­тая»
Цель Побудить к рассказам о личных впечатлениях встречи новогоднего празд­ника в семейном кругу Помочь детям увидеть кра­сивый белый наряд у деревьев, охапки снега (пушистые шап­ки) на ветвях. Учить расска­зывать о своих наблюдениях Воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание помогать окружающим Познакомить с березкой, елью, с их отличительными внешними признаками. Упражнять в пространст­венной ориентации
Февраль Тема Кролик серенький, зайка бе­ленький. Подвижная игра «Заинька, выйди в сад» Экскурсия по улице. Подвижная игра «Паровозик» Зимние забавы. Подвижная игра «Ладушки-оладушки» Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод»

Продолжение табл.

Февраль Цель Закрепить знания о строении тела животных. Уточнить название час­тей тела кролика (зайца). Формировать бережное отношение к животным, же­лание заботиться о них Закрепить знания о транспортных средствах. Познакомить с новыми видами транспорта и их на­значением. Побуждать произносить названия транс­портных средств Закреплять знания о на­значении снежных построек. Уточнить знания о назва­нии птиц, частей тел, голосо­вых реакциях Учить: - выполнять необходимые дей­ ствия, получая результат; - заботиться об окружающих живых существах, не трево­ жить их напрасно
Март Тема Солнышко пригревает. Подвижная игра «Птички -раз. Птички - два» Где чей дом? Подвижная игра «Непослуш­ный козел» Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся» Веселые воробьи. Подвижная игра «Веселый во­робей»
Цель Дать первые представления о ранней весне Закреплять представления о весне, показать почки и пер­вые весенние листья. Уточ­нить названия разных домов Показать разнообразные действия с талым снегом Расширять представления о весне. Обогащать знания новыми словами и понятиями
Апрель Тема Солнышко на траве. Подвижная игра «Солнеч­ный зайчик» Желтые, пушистые. Подвижная игра по стихо­творению Т. Волгиной «Цып­лята» Где моя мама? Подвижная игра «Мы - весе­лые ребята» Мячики. Подвижная игра «Ой, что за народ?»
Цель Познакомить с первым весенним цветком, его строе­нием Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей Показать детям, что весна зеленая. Выучить стихотво­рение А. Барто «Мячик»
май Тема Дождик песенку поет. Подвижная игра «Кто так кричит?» Сказка «Колобок». Инсценировка сказки Горка. Горка с лесенкой и длинным скатом Самостоятельное конструиро­вание
Цель Создать радостное весен­нее настроение. Упражнять в звукопро-изношении Закрепить умение расска­зывать с помощью взрослого знакомую сказку Упражнять в умении стро­ить горку, лесенку. Учить проводить анализ об­разца. Познакомить с приемом построения ската Повторить строительные элементы, детали конструкто­ров, их признаки и конструк­тивные свойства: большой, ма­ленький кубики, красный кир­пич, легкий кубик (пластмас­совый), длинная и короткая дощечки; кубик стоит

Окончание табл.

Июнь Тема Лето красное пришло. Подвижная игра «Цыплята и собачка» Музыкальные ребята. Подвижная игра по стихо­творению П. Золотова «Лягу­шата» Тонут - плавают. Подвижная игра «Козлята и волк» Ждем гостей. Подвижная игра «Зайка се­рый»
Цель Закрепить представление о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому Сформировать правиль­ное отношение к живым объ­ектам. Учить не бояться, не оби­жать живых существ Уточнить знания о свойст­вах воды: льется, имеет раз­ную температуру; одни пред­меты тонут, другие плавают в воде Уточнить знания о том, ка­кие животные что едят и как
Июль Тема Наши дочки. Подвижная игра «Гуси» Сыплем, лепим. Подвижная игра «Кошка и мышки» Красная девица в темнице. Подвижная игра «Мой коз­лик» У цветочной клумбы. Подвижная игра «Каравай»
Цель Учить аккуратно обра­щаться с водой. Уточнить порядок дейст­вий при раздевании кукол Пополнить знания о свой­ствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить). Учить пользоваться лейкой Дать представление о расте­ниях на огороде (морковь). Учить заботиться о расте­ниях Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колоколь­чик). Закрепить представление о строении цветка
август Тема Зоопарк. Подвижная игра «Бусинки» Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим -делаем» Какие семена у растений? Подвижная игра «По грибы» Прощай, лето! Подвижная игра-состязание «Блинки» (броски плоских ка­мешков на поверхность воды, чтобы ударились об воду и от­скочили от нее, образуя круги-«блинки»)
Цель Закрепить представление о животном и растительном мире. Уточнить знания о том, чем питаются живые суще­ства, что нужно растениям для роста и развития Закрепить представление о растительном мире Учить различать семена раз­ных растений, бережно отно­ситься к сбору семян и их сор­тировке (для зимней подкорм­ки птиц, для заготовки к бу­дущим посадкам, для поделок) Дать возможность порадо­ваться последним теплым лет­ним дням, увидеть яркие крас­ки лета, их многоцветье и раз­нообразие

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ*

Рекомендации по построению предметно-развивающей среды

Игрушки и игровое оборудование: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые (разных размеров и цветов), куклы, велосипеды, коляски, конструктор деревянный. Пирамидка «Светофор» из конструктора. Шапочки или нагрудные знаки на картоне. Знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Перекресток с «зеброй» (из ткани или другого материала), рули, маски с изображением овощей, сум­ка с билетами, шапочка машиниста. Напольный макет дороги с пешеходным переходом. Режиссерская игра «Путешествие Колобка» (сказочные герои, игровое поле, знаки (3), светофор с яркими разными цветами). Макеты настольные - перекресток и улица города, на столе к ним - малень­кие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, маршрут­ное такси, поезд; легковые и грузовые автомашины. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изобра­жением ситуаций: катание на санках зимой, катание детей на велосипедах, игра детей в мяч на дороге. Картинки с изображением трехцветного светофора. Картинки со знаком «Пешеходный переход». Картина с изображением движения поезда по дороге и через туннель. Картинки 10 х 15 с изображением всех частей машин (грузовых и легковых). Лабиринты на развитие ориентировки в пространстве и наблюдательности. Лабиринт «Дорога» 30 х 30 и машинки разного цвета. Лабиринт «Домики», домики разного цвета. Перфокарты с изображением различных ситуаций на до­роге и знаками.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по ПДД: «Шофер» (руль и маски); «Поезд» (шапочка для машиниста, сумочка с билета­ми); «Птицы и автомобиль» (маски птиц и машина, нарисованная на картоне); «Зайчики перебегают» (маски для зайчат); «Автомобиль»; «Свето-форик» (шапочки красного, зеленого и желтого цветов). Атрибуты для инспектора ГИБДД.

Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разрешено - запрещено», «Дорожное поле».

Подготовка к обучению правилам дорожного движения детей в возрасте от 3 до 4-х лет.

Дети: имеют представления об ориентировке в пространстве. Понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Знают о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого. Ориентированы в том, чем различаются проезжая часть дороги и тротуар. Знают правила поведения на улице. У детей сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге (авто­бус, троллейбус, маршрутное такси), а какой по рельсам (трамвай), по железной дороге (поезд). Имеют представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили. Дети имеют знания о том, что есть специальные машины (пожарная, скорая, милицейская). Дети знают основные части транспорта (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны). У детей имеются знания о работе шофера, машиниста. Дети ориентированы, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре. Имеют представления о направлениях (вперед, назад, сзади, налево (слева), направо (справа)). Дети знают элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, переходить дорогу по пешеходному переходу). Дети знают, кто такие пешеходы, что им нужно знать при переходе улицы. Имеют представления о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети».

* Из опыта работы ДОУ № 334 г. Волгограда.

Воспитатели: развивают у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге. Закрепляют представления детей о правилах дорож­ного движения через целевые прогулки, осуществляют наблюдение за игрой старших детей. Совершенствуют знания детей через игровую дея­тельность, ситуации общения, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы. Создают предметно-развивающую среду, спо­собствующую изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.

Родители: соблюдают правила дорожного движения, знают правила поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляют их с детьми. Владеют информацией о том, что должен знать ребенок о движении на дороге и как ему доступно рассказать. Помогают ребенку развивать внима­ние и наблюдательность на дороге. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через беседы, чтение художественной литературы, изобра­зительную деятельность.

Ожидаемые результаты к концу года:

Низкий уровень: дети знают, какой транспорт передвигается на дороге; знают его части; умеют ориентироваться в пространстве.

Средний уровень: знают о назначении светофора в целом; знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знают составные части транспорта. Знакомы с работой шофера, машиниста.

Высокий уровень: знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знают назначение каждого цвета светофора. Имеют представление о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Знают, как правильно перехо­дить дорогу. -j

Перспективный план работы

Месяц Не­деля Задачи по ПДЦ Содержание занятия (цель) Совместная деятельность воспитателя и детей Взаимодействие с узкими специалистами
Сентябрь I Закрепить знания о сред­ствах передвижения. Познакомить с правилами поведения Занятие 1. Какой бывает транспорт. Цели: формировать у детей представление о транспорте (ав­тобусе, маршрутном такси, гру­зовых машинах и легковых авто­мобилях); познакомить детей с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транс­порте Подвижная игра «Цветные автомоби­ли». Конструирование «Автобус», «Трамвай». Дидактическая игра «Крас­ный и зеленый»  
II Формировать представ­ления, чем отличается транс­порт и из чего состоит Наблюдение за движением машин с участка детского сада. Дидактическая игра «Встань там, где скажу», сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Легко­вой автомобиль» Рисование: «Отре­монтируйте маши­не колеса» (педагог по ИЗО)

Продолжение табл.

Сентябрь III Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах - красном и зеленом   Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле». Дидактиче­ская игра «Угадай-ка, чем повезешь?». Дидактическая игра «Правильно - не­правильно» Прогулка. Знаком­ство с улицей (пе­дагог по краеведе­нию)
IV Продолжить форми­ровать пространственные представления Дидактическая игра «Разрешено - за­прещено». Путешествие на автобусе  
Октябрь I Знакомить детей с улицей, на какие она части делится Занятие 2. Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей». Цели: уточнить у детей пред­ставление об улице, дороге; дать знания детям с том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где хо­дят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомоби­лях; уточнить знания детей о све­тофоре и значении его цветов Подвижная игра «Птицы и автомо­биль». Игра-имитация «Я - машина». Ситуация общения « Как я ехал на ав­тобусе» На участке по ПДД: знакомство с ули­цей (катание на ве­лосипедах) (инст­руктор по ФИЗО)
II Дать представление о том, чем отличается проез­жая часть от тротуара. Знакомить с правилами поведения на улице Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Дидактическая игра «Иг­ра в поезд» Рисование: «Рельсы для паровозов» (педагог по ИЗО)
III Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах Рассматривание иллюстраций «Улица». Дидактическая игра «Подбери по цвету»  
IV Закрепить у детей знания о транспорте и его отличиях. Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Игра-имитация «Я шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Грузовой автомобиль» Аппликация «Ва­гончики» (педагог по ИЗО)
Ноябрь I Знакомить детей с желтым цветом светофора Занятие 3. Три сигнала свето­фора. , Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; знакомить детей с жел­тым сигналом светофора; про­должить работу по ознакомлению Дидактические игры «Правильно - не­правильно», «Собери светофор». Си­туация общения «На чем надо ездить». Дидактическая игра «Поезд». Дидакти­ческая игра «Разрешено - запрещено» Прогулка. Наблю­дение за светофо­ром (педагог по краеведению)

Продолжение табл.

Ноябрь II Закрепить знания детей о светофоре и его значении детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре Ситуация общения «Шофер привез овощи в детский сад». Игра-имитация «Я светофор». Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся крас­ный» Подвижная игра «Такси» (инструк­тор по ФИЗО)
III Продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на дороге Дидактическая игра «Собери свето­фор». Чтение произведения С. Маршака «Светофор». Пальчиковый театр «Све­тофор» Рисование: «Ши­рокая и узкая до­рожка» (педагог по ИЗО)
IV Закрепить знания о транс­порте и поведении в нем Ситуация общения «Мы едем в транс­порте». Чтение произведения А. Барто «Грузовик». Игровая ситуация «Вы­ставка машин»  
Декабрь I Закреплять у детей пред­ставления об улице, проезжей части и тротуаре Занятие 4. Грамотный пеше­ход. Цели: дать понятия детям о зна­чении слов «пешеход», «пеше­ходный переход»; знакомить с дорожным знаком «Пешеход­ный переход»; учить детей пра­вильно переходить улицу; закре­плять у детей знания о назначе­нии светофора; формировать у детей представления об ориен­тировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо») Конструирование «Светофор». Чтение произведения Б. Заходера «Шофер» Игры с музыкаль­ными инструмен­тами «Как звучит транспорт» (муз. руководитель)
II Продолжать формиро­вать представления об ори­ентировке в пространстве Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову». За­учивание стихов о светофоре  
III Знакомить детей с прави­лами поведения на дороге и на тротуаре Дидактическая игра «Дети на прогул­ке». Ситуация общения «Мой друг -светофор». Конструирование «Собери знак» («Пешеходный переход») Рисование: «Колеса и светофоры» (пе­дагог по ИЗО)
IV Знакомить детей с прави­лами поведения на зимней дороге Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой». Рассматривание ил­люстраций «Зимняя прогулка», «Ката­ние на коньках»  
Январь I Закрепить у детей пред­ставления о работе шофера Занятие 5. Осторожно: зимняя дорога. Дидактическая игра «Куда спрятался мишка». Сюжетно-ролевая игра «Шо- Игра-имитация «Я - машина»

Продолжение табл.

Январь   и о том, как правильно вести машину Цели: закреплять у детей зна­ния о том, как надо вести себя на дороге пешеходу; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой, совершенство­вать знания детей об особенно­стях работы шофера; дать поня­тие детям о дорожном знаке «Дети» фер». Ситуация общения «Куда едут машины» с музыкальным сопровождением (муз. руководитель)
II Закрепить у детей знания о правилах поведения в транс­порте Ситуация общения «Скорая помощь». Дидактическая игра «Перевези пра­вильно». Игровая ситуация «Выставка машин». Чтение произведения «Айбо­лит» (отрывок). Беседа «Кто расчищает дорогу от снега» Развлечение «Ма­ленькие ножки бегут по дорожке» (узкие специали­сты)
III Закреплять у детей прави­ла поведения на тротуаре и на проезжей части зимой Ситуация общения «Милицейская ма­шина». Конструирование «Гараж для машины». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Милицейская ма­шина» Аппликация «Почини машину» (педагог по ИЗО)
IV Развивать у детей азы до­рожной грамоты Рассматривание пожарной машины. Чтение произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом»  
Февраль I Закрепить у детей знания о дорожном транспорте и о его основных частях Занятие 6. Как транспорт лю­дям помогает. Цели: знакомить детей с тем, какие виды специализированных машин бывают (снегоуборочная, скорая, пожарная...); формиро­вать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о пра­вилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера Дидактические игры «Покажи транс­порт, который назову», «Собери маши­ну». Конструирование «Автобус», «Ав­тобусная остановка». Чтение произве­дения В. И. Мирясовой «Скорая по­мощь» Ситуация общения «Улицы города» на основе макета (педагог по краеве­дению)
II Формировать у детей представление об отличии общественного транспорта Конструирование «Троллейбус». Си­туация общения « Что должен знать шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Пожарная машина» Слушание: «Как звучит транспорт» (муз. руководитель)
III Формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека Ситуация общения «Какие бывают ма­шины. Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте) Рисование: «Авто­бус»

Продолжение табл.

  IV Продолжать закреплять с детьми правила дорожного движения   Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Конструирование «Ма­шины на нашей улице» (коллективно)  
  I Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицы Занятие 7. Путешествие по городу на транспорте. Цели: знакомить детей с горо­дом, что в нем много улиц, до­мов, есть парки, детские сады, школы, цирк; дать представление, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, трол­лейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей с особен­ностями движения общественно­го транспорта Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Дидактическая игра «Собери знак». Чтение произведений В. И. Мирясовой «А<

Наши рекомендации