Развитие и коррекция мелкой моторики
Игра "Бабушкины очки"
Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела и внученьку (Настеньку) рассмотрела. Затем ребенку предлагается выполнить упражнение, подражая действиям взрослого.
Игра "Вышел пальчик погулять"
Цель: учить ребенка выделять каждый палец отдельно, выполнить определенные действия.
Оборудование: стол и два стула, лист бумаги с нарисованной Дорожкой и кружочками (кочки).
Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, демонстрирует, как "топает" пальчик по дорожке, а затем "прыгает" по кочкам. Предлагает ребенку так же складывать пальцы и "протопать" каждым пальчиком сначала по дорожке, затем "попрыгать" по "кочкам". При этом произносится потешка:
Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ,
Топать стал второй немножко топ-топ, топ-топ.
Третий пальчик топал долго топ-топ, топ-топ,
А четвертый только раз - топ,
Вот большой спешит по кочкам,
Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ
Повторяем наш рассказ!
Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно повторяет слова "Топ-топ, топ-топ".
Игра "Здравствуй, пальчик"
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
Оборудование: стол, стулья, лист чистой бумаги, карандаши.
Ход игры: взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом говорит: "Здравствуй, пальчик!" Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки "в замочек" - это здороваются ладошки.
Далее взрослый обводит карандашом ладонь ребенка на ли те бумаге и показывает, что на бумаге получились его пальчики: "Вот мизинчик, вот безымянный и т.д.". Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). В конце игры ребенок накладывает свою ладошку на нарисованное взрослым изображение.
Пальчики ребенка "здороваются" с пальцами взрослого. В конце игры ладони малыша и взрослого складываются "в замок".
Игра "Зайчики - пальчики"
Цель: учить ребенка удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а большим пальцем придерживать согнутые безымянный и мизинец.
Ход игры: взрослый сидит рядом с ребенком. Локоть руки взрослого расположен на столе. Пальцы - указательный и средний распрямлены, большим пальцем прижимается безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит! Раз-два, раз-два. И ушами шевелит! Взрослый предлагает малышу изобразить зайку из пальчиков: «Вот и у тебя получился Зайка. Здравствуй, Зайка!" (наклоняет кисть руки в сторону ребенка).
В конце игры взрослый спрашивает малыша, понравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз показывает положение пальцев, изображающих "зайца".
Игра "Ворона"
Цель: учить ребенка развивать содружественные движения пальчиков (по два).
Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с малышом. Показывает, как соединять и разъединять большой и указательный пальцы (три остальных пальца держатся в кулаке).
Говорит потешку:
Прилетел птенец вороны, просит у Антоши пить,
Дай, Антоша, мне водички, буду я тебя любить!
Ка-ар, ка-ар!
Игру можно повторять, чередуя руки. В конце игры взрослый хвалит малыша.
Игра "Пошумим"
Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.
Оборудование: камешки или грецкие орехи, жестяная банка среднего размера.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку брать камушки по одному и бросать в банку.
Игра "Силачи"
Цель: учить ребенка удерживать палец в согнутом положении (крючок).
Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: "Будем играть с пальчиками". Показывает ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было "мерятся силой": сгибает свой указательный палец и старается "зацепить" указательный палец ребенка, при этом, делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указательный палец взрослого согнут, а большой придерживает палец ребенка). После того, как удалось "зацепиться, взрослый тянет пальцами руку ребенка. Малыш должен попытаться тянуть свою руку на себя. Взрослый говорит потешку:
Пальчик сильный у Антоши, вот какой, вот какой!
Будет мериться он силой и с зайчишкой, и со мной!
Игра "Перчатки"
Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев (зайчик, лягушка, лисичка).
Ход игры: взрослый одевает ребёнку перчатки, рассматривает вместе с ним мордочки, предлагает пальчикам одной руки поздороваться с пальчиками другой руки: "Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик!"
Игра "Сделаем бусы"
Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.
Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.
Ход игры: взрослый показывает ребёнку, как нужно нанизывать бусины на шнурок.
В конце игры связать шнурок, надеть бусы на ребёнка, полюбоваться в зеркало.
Игра "Поиграем, потанцуем"
Цель: закрепить умение выделять каждый палец руки.
Оборудование: детское пианино, кукла.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть на пианино: ребенка учат нажимать на клавиши одним пальцем, затем каждым пальцем поочередно.
Взрослый показывает, как кукла пляшет под музыку.