Камерная вокальная лирика романтиков
I. Ответь на вопросы:
1.Музыкальный романтизм способствовал развитию камерной вокальной музыки. Каково соот-ношение вокальной и инструментальной партий в романсах и песнях Шуберта и Шумана?
2.Какая область и почему у Шуберта стала любимой?
3.Что нового внес Шуберт в вокальную музыку?
4.Сколько вокальных циклов принадлежит перу Шуберта?
5.Что такое цикл, вокальный цикл? Какие можешь назвать вокальные циклы? ( подсказка: первый вокальный цикл “К далекой возлюбленной” создал в 1816 г. Л. ван Бетховен.; он строился по принципу сюиты. Проведи сравнение с циклами Шуберта.)
6.В какой форме написано большинство песен Шуберта? Почему?
7.Какую роль в цикле “Прекрасная мельничиха” играет образ ручейка?
8.Какова роль фортепианной партии в этом цикле?
9.Когда, какие и на чьи стихи были созданы первые выдающиеся песни Шуберта?
10.Из какого литературного произведения взяты слова песни Шуберта “Ave Maria”? Каково ее содержание и характер?
11.На чьи стихи и когда созданы два вокальных цикла Шуберта? Как они называются?
II.Расскажи о герое песен Шуберта, сравни с героем песен Шумана. Сравни два вокальные цикла Шуберта (тема, содержание, образы, основные средства музыкальной выразительности).
III. Выбери правильный ответ:
1. Примером любовной лирики Шуберта может служить… а)- “Ave Maria”, б)- “Маргарита за прялкой”, в)- “Вечерняя серенада”
2. Шуберт - автор более… а)- 100 песен, б)- 600 песен, в)- 300 песен
3.Шуберт сочинял песни на стихи… а)- Гете, б)- Гейне, в)-Байрона, г)- Мюллера, д)- Рельштаба
4. Шуберт первым создал жанр вокальной баллады, написав произведение… а)- “Зимний путь”, б)- “Маргарита за прялкой”, в)-“Лесной царь”
5.Песни Шуберта, в которых есть слова (соедини стрелками):
“Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной” “Маргарита за прялкой”
“Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя мне бедной нет” “Ave Maria”
“О, как на сердце легко и спокойно, нет и следа в нем минувших тревог” “Лесной царь”
“… в дубраве моей узнаешь прекрасных моих дочерей” “Баркарола”
“… к тебе, заступнице святой, с утеса мрачного взываю” “Серенада”
6. Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха открывается песней… а)-“Шарманщик”, б)- “В путь”, в)- “Форель”
IV.1.Найди и выпиши в тетрадь основные факты жизни и творчества Роберта Шумана.
2.В текст из книги С. Хентовой “Счастье Роберта Шумана” вставь пропущенные слова.
“В истории немного найдется музыкантов, личная жизнь которых была бы столь переплетена с творчеством и получила в нем такое воплощение, как у Роберта Шумана.
В жизни _________ было много ____________________, но она не воспринимается как трагедия. Когда композитор умер, его жена Клара записала в дневнике: “Роберта опускали в землю и все же у меня было ясное чувство, что это не он, а лишь его тело. Душа же парила надо мной”.
Музыку Шумана питало самое глубокое чувство - ____________ к Кларе Вик: аналогией могут быть волнующие истории Орфея и Эвридики, Данте и Беатриче.
Переломным этапом биографии Шумана были годы, когда он решил бросить юриспруденцию, стать ____________, прежде всего пианистом-виртуозом... Это произошло под влиянием игры гениального итальянского скрипача Никколо ____________. Шуман ставит целью добиться таких же результатов в __________________ искусстве.
Профессия музыканта, да еще когда к ней обращаются в двадцатилетнем возрасте, без должной предварительной подготовки, чревата испытаниями. Потрясенная мать _______ обратилась за советом к известному педагогу _____________ Вику, который некоторое время уже обучал Роберта. Вик ответил, что берется в течение трех лет создать из Роберта одного из величайших _______________, если ученик будет во всем следовать его советам и урокам. Так старый учитель сам призвал к себе человека, которого вскоре стал ненавидеть, преследовать.
_____ обладал выдающимся педагогическим даром. Суть его педагогики заключалась в умении распознать, дисциплинировать талант, дать всестороннее музыкальное развитие с первых шагов __________. Эффективность своих методов Вик доказал поначалу на дочерях, особенно самой одаренной из них - _________. Ее игра восхищала Листа, Мендельсона, Паганини. Гете в восьмидесятилетнем возрасте слушал концерты девочки-вундеркинда.
Клара была на 9 лет моложе Шумана. Воспитанная без матери, она рано привыкла к самостоятельности. Роберт, оставаясь у Вика после уроков, обычно рассказывал ей увлекательные истории: он обладал не только музыкальным, но и богатым поэтическим воображением. В 1835 году, когда Кларе было 16 лет, в замечательном фортепианном цикле “___________” Шумана появляется ее образ, воплощенный в звуках - образ Киарины.
Пианистическая карьера Шумана потерпела _____. Он ______________ руку чрезмерными упражнениями. В 1836 г. умерла _____. Только любовь к Кларе поддерживала Шумана. Он пишет ей: “Мы предназначены друг для друга судьбой”. Вик восстал против предполагаемого брака. Он признавал Шумана как ученика, но вовсе не хотел видеть его________, ибо был уверен, что Шуман не даст Кларе ни благополучия, ни возможностей для блестящей пианистической карьеры. Да и взгляды Шумана на развитие искусства не устраивали старого ___________.
Начинается этап, который в биографии_____________________ называют “борьбой за Клару”. Шуман берется доказать право на любовь замечательной ________________.Борьба активизирует творчество. Страстная тоска, мечта, душевное напряжение “переливаются” в мелодии удивительной силы. Творчество рождается из импровизации непосредственно из____________- и только для фортепиано, как общение с Кларой. “Я всегда, играя, рассказываю только о тебе”, - пишет ___________ Кларе. Цикл пьес “_______________________” назван по имени персонажа писателя Э.Т.А. Гофмана, капельмейстера Иоганна Крейслера, но в действительности в этих пьесах, как пишет Шуман невесте, “главную роль играешь ты и мысли о тебе”.
Получив рукопись, Клара отвечает: “Сразу же села к инструменту и начала играть. Ты не можешь себе представить мое восхищение… Меня изумляет твоя душа, все новое, что заключено в ней… Иногда приходит мысль, что я тебя недостаточно знаю…”.
Рожденные личным чувством, вдохновенной импровизацией, фортепианные сочинения приобретают симфонический размах, динамику, напряженность развития.
Три года длится _________. Осенью 1840 года Роберт и Клара отмечают свадьбу в маленькой деревеньке возле Лейпцига, в сельской тишине - только несколько самых близких друзей знали об этом событии.
К Шуману пришло, наконец, состояние гармонии, душевного света. В творчество этот год вошел, как год песен. 138 _____ создал композитор за 360 дней, в том числе такие шедевры, как цикл “____________ _____________” на стихи __________ Гейне. В 1848 году для старшей дочери Марихеи Шуман написал “____________ ____ _________” - поэтичный цикл из 43 фортепианных пьес, оказавших впоследствии влияние на П.И. Чайковского: свой “Детский альбом” Чайковский так и назвал - “Подражание Шуману”.
Творческие интересы Роберта и Клары складываются на редкость многогранно: сочинение музыки, литературные работы, педагогика, серия концертных путешествий Клары, в которых _______ неизменно сопровождает ее - в 1844 году чета посещает Россию, где концерты Клары проходят с большим успехом.
Мягкая по характеру, мудрая, спокойная, более приспособленная к “житейской прозе”, чем Шуман, _______заботится о его труде. Но ее деятельность приобретает и важное самостоятельное значение. Она первой вводит в концертный репертуар ряд забытых _____________ Баха, Бетховена, борется за признание тогда еще мало понятного новаторского творчества Шумана, Листа, консультирует начинающих _____________…
В 1853 году в доме Шумана появился молодой, еще малоизвестный _______________ Иоганнес Брамс. Когда Брамс начал играть, Шуман остановил его: “Подождите, я должен позвать жену”. Клара и Роберт приветствовали талант Брамса. Статью о Брамсе, написанную Робертом, под названием “Новые пути” можно назвать музыкальным завещанием Шумана.
Уже в 1854 году обнаружились признаки грозной нервной болезни… Два года прошли в клинике… Слава пришла к композитору, когда он уже не мог ею пользоваться, ей радоваться.
Запись в дневнике Клары завершила земной путь Шумана: “Сегодня я видела его последний раз. Если бы он взял меня с собою!”
По прочтении ответь на вопросы: а) где Шуман учился?
б) какой педагог музыки оказал на Шумана решающее влияние?
в) почему Шуман не стал пианистом?
г) для чего Шуман издавал “Новую музыкальную газету”?
д) какое литературное произведение адресовано юным музыкантам?
3. Уясни, какую роль в творческом наследии Шумана играют песни?
4. Каково содержание вокального цикла “Любовь поэта”?
5. Какая песня является первой драматической кульминацией цикла?
6. Какая из песен цикла является образцом драматического монолога?
8. Как соотносятся вокальная и фортепианная партии в цикле? Сравни с циклами Шуберта.
V. Вспомни, что знаешь об Э. Григе, и ответь на вопросы:
1. Какова историческая роль Э.Грига?
2. В какие годы он жил?
3. Где Григ учился?
4. Почему не приехал в Россию на гастроли в 1904 году, как планировал?
5. В каких жанрах Григ сочинял музыку?
6. На чьи стихи сочинял свои песни и романсы Григ?
7. Кому и чем близка вокальная лирика Грига - Шуберту или Шуману? Обоснуй.
VI.Определи названия следующих произведений и их авторов:
VII. Найди к нотным примерам нужные слова:
1. 7.
2. 8.
3. 9.
4. 10.
5. 11.
6.
VIII. Реши музыкальную задачу: