Фортепианная музыка романтиков
I. Вспомни историю возникновения фортепиано, его предшественников, устройство, отличительные черты.
II. Ответь на вопросы:
1. В инструментальной музыке композиторы-романтики особенно склонны к фортепианной миниатюре. Назови популярные разновидности романтической миниатюры.
2. Какие национальные танцевальные жанры часто встречаются в фортепианной музыке романтиков.
3. Каковы основные жанры фортепианного творчества Ф.Шуберта?
4. Какие танцевальные фортепианные пьесы сохранилось в музыкальном наследии Шуберта? В какой обстановке они возникли? Сколько среди них вальсов? Чем примечателен Вальс си минор?
5. Что такое ЭКСПРОМТ? Охарактеризуй образное содержание и строение Экспромта Ми-бемоль мажор.
6.Какова историческая роль Ф.Шопена? Вспомни основные факты жизни и творчества композитора.
7. Какова ведущая тема творчества Ф.Шопена?
8. Почему Шопен считается самым “фортепианным” композитором? Подтверди примерами.
9. Какой жанр музыки сопровождал Шопена с детства до конца жизни и наиболее ярко выявил национально-польские черты его музыки?
10. Какой жанр инструментальной музыки благодаря Шопену обрел самостоятельность?
11. Писал шли Шопен циклические произведения? Приведи пример.
12. Шопен в своем творчестве обращался к бытовым танцевальным жанрам. А можно ли танцевать под музыку Шопена?
13. Каковы отличительные черты польского народного танца МАЗУРКА? Сколько мазурок сочинил Шопен и на какие группы их можно разделить? Чем была мазурка для Шопена? Что нового внес в нее Шопен?
14. Что означает слово “ПОЛОНЕЗ”? Простучи и запиши ритмоформулу этого танца-шествия. Каков образный характер Полонеза Ля мажор и в чем заключается оригинальность его построения? Сколько полонезов создал Шопен?
15. Какой жанр инструментальной музыки, возникнув в XVI - XVII веках как вступительная пьеса к хоралу или фуге, обрел в творчестве Шопена вторую жизнь?
16. В каком порядке следуют прелюдии в цикле Шопена? Охарактеризуй образный строй Прелюдий ми минор, си минор, Ля мажор, Ре-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, до минор.
17.Что означает термин НОКТЮРН? Кто его создал? Каковы основное выразительное средство и принципы развития в ноктюрнах? Сравни Ноктюрны Шопена Ми-бемоль мажор и до минор.
18. Что такое ЭТЮД? Сравни этюды, которые играешь, с Этюдами Шопена, в чем их отличие? Сколько этюдов создал Шопен? В связи с чем Этюд до минор называется “Революционный”? Опиши его образное содержание и основные средства, раскрывающие это содержание.
19. Какова историческая роль Ф. Листа? Выпиши краткие сведения о его жизни и творчестве.
20. Он был только композитором? (раскрой подробнее)
21. Творчество какого композитора “открыл” Лист для всей Европы?
22. В каких жанрах музыки сочинял Лист?
23. Какие новые, самобытные произведения созданы им?
24.Фрагмент какого произведения приведен ниже? Что знаешь об этом жанре?
25. . Какими дарованиями обладал Р.Шуман?
26. Почему Шуман называл себя “музыкантом-фантазером”?
27. Какие псевдонимы Шумана можешь назвать?
28. Перечисли известные тебе произведения Шумана. Какой характер присущ его музыке?
29. Что такое “Карнавал” Шумана (сколько сценок, какие маски, звуковая формула и т.д.)? Каков музыкальный замысел “Карнавала”?
30. Какие две пьесы отражают две стороны шумановского “Я”?
31. Портреты каких композиторов есть в “Карнавале”? Что для Шумана было главным в музыкальных портретах этих личностей?
32. Какие женские портреты присутствуют в цикле, каков их характер?
33. Каковы характерные особенности фортепианной музыки Э.Грига?
34. Какие фортепианные произведения Грига тебе известны? В какой цикл они входят?
35. Кто из композиторов-романтиков писал концерты?
36. С чего начинается фортепианный концерт Грига?
III.Выбери правильный ответ:
1. До Шуберта Экспромты и Музыкальные моменты писали… а)-Моцарт, б)- Бетховен, в)- никто не писал
2. Писал ли Шуберт фортепианные сонаты? а)- да, б)- нет
3. Шопен - основоположник жанра… а)- фортепианного концерта, б)-вокального цикла, в)- инструментальной баллады
4. Жанры, в которых не сочинял Шопен… а)- соната, б)- симфония, в)- опера
5. Польские народные танцы, характерные черты которых Шопен использовал в своем творчестве… а)- полонез, б)- менуэт, в)- куявяк, в)- мазур, г)- чардаш, д)- оберек
6. Знаменитый Этюд до минор Шопена носит название… а)-“Революционный”, б)- “Героический”, в)- “Патетический”
7. Вальс № 7 написан в тональности… а)- ре минор, б)- до-диез минор, в)- фа- диез минор
8. Самое крупное произведение Ф. Листа… а)- Соната “По прочтении Данте”, б)- “Годы странствий”, в)- Фортепианный концерт
9. Лист - автор… а)- “Венгерских рапсодий”, б)- “Испанских рапсодий”, в)- транскрипций
10. Кто сказал и о ком: “… его музыка - это пушки, прикрытые цветами”… а)- А.Рубинштейн, б)- Ф. Лист, в)- Р.Шуман
11.“Бабочки”, “Крейслериана”, “Детские сцены”, “Фантастические пьесы”- эти фортепианные циклы создал… а)- Григ, б)- Шуберт, в)-Шопен, г)- Шуман, д)- Лист
IV.1. Определи авторов следующих высказываний о Шопене:
а) “Шапки долой, господа, перед вами - гений!”
б) “… бард, рапсод, дух, душа фортепиано”
в) “Эолова арфа польского восстания”
г)” Он воплотил поэтическую сущность целой нации”
д) “Каждая нота у Шопена - чистое золото”
( К. Маркс, А.Рубинштейн, Р.Шуман, Эвсебий, Ф. Лист )
2.Допиши фразы:
а) Ю.Эльснер в своем отчете за 1827 г., характеризуя Шопена, пишет: “исключительные способности”, в 1828 г. “исключительное дарование”, а в 1829 г. “____________________________”.
б) Отец Ф. Шопена приобрел популярность как преподаватель____________________________.
3. Подчеркни то, что не соответствует данному ряду перечисления:
а) польские композиторы, предшественники Шопена - М.Огинский, Я.Стефани, Ф.Лист, К.Крупиньский, Ю.Эльснер.
б) педагоги Ф.Шопена - В.Живный, И.Гуммель, Х. Калькбреннер, Ю.Эльснер.
в) крупные концертные сочинения Шопена - Концерты для фортепиано с оркестром, Фантазия, “Желание”, Скерцо.
V Реши загадку “Музыкальные жанры в творчестве Шопена” (ключ к отгадке в центре круга)
1. Бальный танец в трехдольном размере, основанный на вращательном движении.
2. Концертная виртуозная пьеса, предназначенная для развития технических навыков и музыкального мастерства.
3.Польский народный трехдольный танец с акцентами на разных долях такта.
4.Пьеса лирического, напевного характера, навеянная образами ночи.
5.Старинный торжественный польский бальный танец-шествие.
VI Угадай названия произведений:
VII Допиши количество произведений Шопена, написанных в следующих жанрах:
Полонезов - Ноктюрнов - Скерцо -
Сонат - Мазурок - Прелюдий -
Баллад - Концертов - Вальсов -
Этюдов - Экспромтов –
VIII. Вставь пропущенные слова. О каких композиторах рассказано ниже?
а)”… Гениальные способности __________ проявились еще в раннем _____________.Ему не было еще восьми лет, когда он дал свой первый ______________. Годом позднее маленький пианист выступил с исполнением трудного _____________________ концерта известного в то время ___________________ Ф.Риса и свободной импровизацией на темы популярных _____________. Это произошло в венгерском ___________ Шопроне, неподалеку от того места, где родился ______. А спустя некоторое время о нем узнала вся _______________. В 12 лет он с огромным успехом выступает в Вене. Этот концерт запечатлелся в памяти ____ на всю жизнь. На нем присутствовал великий Бетховен, который сразу же почувствовал в ____________ огромный ______________.
После концерта под бурные овации зала он вышел на сцену и поцеловал ______, как бы передав ему эстафету величайших пианистов. ____ было 20 и его уже называли “царем пианистов”, “первым виртуозом мира”, когда он услышал игру ________ Паганини. ______ был ошеломлен искусством итальянского _________. Паганини произвел на _________ впечатление сверхъестественного чуда. “Если Паганини может на этом маленьком хрупком инструменте с четырьмя струнами извергать такие пассажи, то чего же можно достичь из _________________?!” Теперь эта мысль не давала ________ покоя. И он снова погружается в многочасовые ______________ за фортепиано. Вот когда пригодился ему “немой “ инструмент. “Мой ум и пальцы работают как двое каторжников”,- пишет _________ одному из друзей. _____ стремится увеличить свои технические ресурсы не ради собственной ______.В виртуозности _________ видит средство для раскрытия определенного _____________, идеи, а не самоцель. “Зажечь и поддерживать в душах столь родственное добру восхищение прекрасным” - вот одна из главных задач, которую, по мнению ____, должен ставить перед собой истинный художник - пианист. Под влиянием Паганини ____ еще более совершенствует собственную, казалось бы, поразительную технику и создает произведения такой трудности, каких еще не было в фортепианной ______________, - этюды по каприсам Паганини, “Этюды трансцендентного исполнения” (то есть сверхтрудные), “Венгерские рапсодии”, Но он не останавливается на этом, не считает это конечной целью. Свою технику, приводившую всех, кто его слышал, в изумление, он подчиняет воплощению грандиозной, неслыханной до той поры задачи: “перевести на фортепианный язык” лучшие оркестровые и вокальные произведения. Так рождаются десятки знаменитых ____________ТРАНСКРИПЦИЙ, построенных на музыке симфоний Бетховена и Берлиоза, фрагментов из опер Верди и Россини, _____Шуберта. Теперь, благодаря ________, ____________________ смогло запеть как человеческий голос, зазвучать, как целый оркестр, и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Слушая фортепианные _________________ ________, явственно понимаешь, что хотел показать ими гениальный венгерский пианист и композитор: нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на______________, инструмент этот поистине универсален” (М.Зильберквит “Рождение фортепиано”)
б)” Он и сам был близок детям, человек с открытой и чистой душой, с ясным взглядом. Его восприятие _________было по-детски светлым. Как _____, он любил легенды, сказания, по-детски верил в таинственных лесных _______, о которых рассказывал им сказки; видел леших, выглядывавших из замшелых ________; эльфов,_______________ в дрожащих лунных лучах; в чаще древних елей встречал Доврского деда… Обо всем виденном он рассказал в своих _________________, и они оказывались близки и понятны __________, хотя он никогда и не писал ______ специально для детей, как _____________ и ___________________”. (Л.Михеева)
IХ. О каком произведении рассказано ниже?
“____________________________ - светлый, солнечный, юношески непосредственный.
Три части _________ соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический “узел” в первой __________, лирическая сосредоточенность во _______, народно-жанровая __________ в третьей. Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала - вот образный строй и линия развития ___________ в _______ части.
Начало ____ несколько театрально: тремоло литавр подготавливает яркое, властное вступление ______________, соединяющее в себе энергичное движение аккордов и элемент свободного прелюдирования. Из четких, как танец, и романтически-порывистых свободных мелодических фраз слагается главная ________. Разные образные грани этой ясной и спокойной в начале и взволнованной, устремленной в развитии _______ подчеркиваются контрастами устойчивости - и напряженного звучания гармоний; аккордовой - и динамичной подвижной фактуры; законченности мелодических фраз - и их разомкнутости. Национальный колорит главной __- и вступления проявляется в разных элементах _______: в интонационном строе (нисходящий ход от 1 ступени к V через вводный тон во вступлении), ритмических фигурах (начало главной ____), ладовой окраске ( переменность в ______ партии).
Связующая тема вводит целый народно-жанровый эпизод, она звучит, как халлинг с острым ритмом и жесткими секундовыми созвучиями… Этот ___________ играет самостоятельную роль в ряду образов ___________ части, и лишь последующее за ним мелодическое построение на длительном доминантовом басу, с красочными ___________ (в их числе любимый ____________ большой нонаккорд), является собственно связующим.
Побочная __________ принадлежит к числу характерных для ______ светлых, возвышенных лирических образов. Особую выразительность сообщает _____________ тонкая гармоническая окраска каждого ее оборота, иная гармонизация при повторах фраз, интонаций…
Для лирических тем _____________ характерно широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа. Развитие _____________ темы приводит к яркому и волевому образу заключительной темы ( звучит в оркестре). Интонации вступления и главной _______- здесь соединились в энергичном маршевом движении.
Разработка построена преимущественно на главной теме. _________ изменил ее образный ______, углубив лирическую окраску первых фраз… и умерив романтических порыв последующих. В ходе __________ интонации главной темы “крепнут”, и в конечном итоге ___________________приводит их к волевому, властному звучанию. Красочное прелюдирование _____________ сменяется выразительными, мощными пассажами. На кульминации ______________ звучат энергичные возгласы вступления. _________ проводит дальше ту линию накопления энергии, воли, по которой шло развитие каждой из тем экспозиции. Вершиной этой драматургической линии является _______________ солиста.
Обычные в _________________ виртуозные пассажи здесь служат монолитным основанием, на котором возвышается эпически-величавая, чеканная главная _________.” (Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып. V)
Х .Определи фрагменты викторины по фортепианной музыке романтиков: