Фортепианная музыка романтиков

I. Вспомни историю возникновения фортепиано, его предшественников, устройство, отличительные черты.

II. Ответь на вопросы:

1. В инструментальной музыке композиторы-романтики особенно склонны к фортепианной миниатюре. Назови популярные разновидности романтической миниатюры.

2. Какие национальные танцевальные жанры часто встречаются в фортепианной музыке романтиков.

3. Каковы основные жанры фортепианного творчества Ф.Шуберта?

4. Какие танцевальные фортепианные пьесы сохранилось в музыкальном наследии Шуберта? В какой обстановке они возникли? Сколько среди них вальсов? Чем примечателен Вальс си минор?

5. Что такое ЭКСПРОМТ? Охарактеризуй образное содержание и строение Экспромта Ми-бемоль мажор.

6.Какова историческая роль Ф.Шопена? Вспомни основные факты жизни и творчества композитора.

7. Какова ведущая тема творчества Ф.Шопена?

8. Почему Шопен считается самым “фортепианным” композитором? Подтверди примерами.

9. Какой жанр музыки сопровождал Шопена с детства до конца жизни и наиболее ярко выявил национально-польские черты его музыки?

10. Какой жанр инструментальной музыки благодаря Шопену обрел самостоятельность?

11. Писал шли Шопен циклические произведения? Приведи пример.

12. Шопен в своем творчестве обращался к бытовым танцевальным жанрам. А можно ли танцевать под музыку Шопена?

13. Каковы отличительные черты польского народного танца МАЗУРКА? Сколько мазурок сочинил Шопен и на какие группы их можно разделить? Чем была мазурка для Шопена? Что нового внес в нее Шопен?

14. Что означает слово “ПОЛОНЕЗ”? Простучи и запиши ритмоформулу этого танца-шествия. Каков образный характер Полонеза Ля мажор и в чем заключается оригинальность его построения? Сколько полонезов создал Шопен?

15. Какой жанр инструментальной музыки, возникнув в XVI - XVII веках как вступительная пьеса к хоралу или фуге, обрел в творчестве Шопена вторую жизнь?

16. В каком порядке следуют прелюдии в цикле Шопена? Охарактеризуй образный строй Прелюдий ми минор, си минор, Ля мажор, Ре-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, до минор.

17.Что означает термин НОКТЮРН? Кто его создал? Каковы основное выразительное средство и принципы развития в ноктюрнах? Сравни Ноктюрны Шопена Ми-бемоль мажор и до минор.

18. Что такое ЭТЮД? Сравни этюды, которые играешь, с Этюдами Шопена, в чем их отличие? Сколько этюдов создал Шопен? В связи с чем Этюд до минор называется “Революционный”? Опиши его образное содержание и основные средства, раскрывающие это содержание.

19. Какова историческая роль Ф. Листа? Выпиши краткие сведения о его жизни и творчестве.

20. Он был только композитором? (раскрой подробнее)

21. Творчество какого композитора “открыл” Лист для всей Европы?

22. В каких жанрах музыки сочинял Лист?

23. Какие новые, самобытные произведения созданы им?

24.Фрагмент какого произведения приведен ниже? Что знаешь об этом жанре?

фортепианная музыка романтиков - student2.ru

25. . Какими дарованиями обладал Р.Шуман?

26. Почему Шуман называл себя “музыкантом-фантазером”?

27. Какие псевдонимы Шумана можешь назвать?

28. Перечисли известные тебе произведения Шумана. Какой характер присущ его музыке?

29. Что такое “Карнавал” Шумана (сколько сценок, какие маски, звуковая формула и т.д.)? Каков музыкальный замысел “Карнавала”?

30. Какие две пьесы отражают две стороны шумановского “Я”?

31. Портреты каких композиторов есть в “Карнавале”? Что для Шумана было главным в музыкальных портретах этих личностей?

32. Какие женские портреты присутствуют в цикле, каков их характер?

33. Каковы характерные особенности фортепианной музыки Э.Грига?

34. Какие фортепианные произведения Грига тебе известны? В какой цикл они входят?

35. Кто из композиторов-романтиков писал концерты?

36. С чего начинается фортепианный концерт Грига?

III.Выбери правильный ответ:

1. До Шуберта Экспромты и Музыкальные моменты писали… а)-Моцарт, б)- Бетховен, в)- никто не писал

2. Писал ли Шуберт фортепианные сонаты? а)- да, б)- нет

3. Шопен - основоположник жанра… а)- фортепианного концерта, б)-вокального цикла, в)- инструментальной баллады

4. Жанры, в которых не сочинял Шопен… а)- соната, б)- симфония, в)- опера

5. Польские народные танцы, характерные черты которых Шопен использовал в своем творчестве… а)- полонез, б)- менуэт, в)- куявяк, в)- мазур, г)- чардаш, д)- оберек

6. Знаменитый Этюд до минор Шопена носит название… а)-“Революционный”, б)- “Героический”, в)- “Патетический”

7. Вальс № 7 написан в тональности… а)- ре минор, б)- до-диез минор, в)- фа- диез минор

8. Самое крупное произведение Ф. Листа… а)- Соната “По прочтении Данте”, б)- “Годы странствий”, в)- Фортепианный концерт

9. Лист - автор… а)- “Венгерских рапсодий”, б)- “Испанских рапсодий”, в)- транскрипций

10. Кто сказал и о ком: “… его музыка - это пушки, прикрытые цветами”… а)- А.Рубинштейн, б)- Ф. Лист, в)- Р.Шуман

11.“Бабочки”, “Крейслериана”, “Детские сцены”, “Фантастические пьесы”- эти фортепианные циклы создал… а)- Григ, б)- Шуберт, в)-Шопен, г)- Шуман, д)- Лист

IV.1. Определи авторов следующих высказываний о Шопене:

а) “Шапки долой, господа, перед вами - гений!”

б) “… бард, рапсод, дух, душа фортепиано”

в) “Эолова арфа польского восстания”

г)” Он воплотил поэтическую сущность целой нации”

д) “Каждая нота у Шопена - чистое золото”

( К. Маркс, А.Рубинштейн, Р.Шуман, Эвсебий, Ф. Лист )

2.Допиши фразы:

а) Ю.Эльснер в своем отчете за 1827 г., характеризуя Шопена, пишет: “исключительные способности”, в 1828 г. “исключительное дарование”, а в 1829 г. “____________________________”.

б) Отец Ф. Шопена приобрел популярность как преподаватель____________________________.

3. Подчеркни то, что не соответствует данному ряду перечисления:

а) польские композиторы, предшественники Шопена - М.Огинский, Я.Стефани, Ф.Лист, К.Крупиньский, Ю.Эльснер.

б) педагоги Ф.Шопена - В.Живный, И.Гуммель, Х. Калькбреннер, Ю.Эльснер.

в) крупные концертные сочинения Шопена - Концерты для фортепиано с оркестром, Фантазия, “Желание”, Скерцо.

V Реши загадку “Музыкальные жанры в творчестве Шопена” (ключ к отгадке в центре круга) фортепианная музыка романтиков - student2.ru

1. Бальный танец в трехдольном размере, основанный на вращательном движении.

2. Концертная виртуозная пьеса, предназначенная для развития технических навыков и музыкального мастерства.

3.Польский народный трехдольный танец с акцентами на разных долях такта.

4.Пьеса лирического, напевного характера, навеянная образами ночи.

5.Старинный торжественный польский бальный танец-шествие.

VI Угадай названия произведений:

фортепианная музыка романтиков - student2.ru

фортепианная музыка романтиков - student2.ru

VII Допиши количество произведений Шопена, написанных в следующих жанрах:

Полонезов - Ноктюрнов - Скерцо -

Сонат - Мазурок - Прелюдий -

Баллад - Концертов - Вальсов -

Этюдов - Экспромтов –

VIII. Вставь пропущенные слова. О каких композиторах рассказано ниже?

а)”… Гениальные способности __________ проявились еще в раннем _____________.Ему не было еще восьми лет, когда он дал свой первый ______________. Годом позднее маленький пианист выступил с исполнением трудного _____________________ концерта известного в то время ___________________ Ф.Риса и свободной импровизацией на темы популярных _____________. Это произошло в венгерском ___________ Шопроне, неподалеку от того места, где родился ______. А спустя некоторое время о нем узнала вся _______________. В 12 лет он с огромным успехом выступает в Вене. Этот концерт запечатлелся в памяти ____ на всю жизнь. На нем присутствовал великий Бетховен, который сразу же почувствовал в ____________ огромный ______________.

После концерта под бурные овации зала он вышел на сцену и поцеловал ______, как бы передав ему эстафету величайших пианистов. ____ было 20 и его уже называли “царем пианистов”, “первым виртуозом мира”, когда он услышал игру ________ Паганини. ______ был ошеломлен искусством итальянского _________. Паганини произвел на _________ впечатление сверхъестественного чуда. “Если Паганини может на этом маленьком хрупком инструменте с четырьмя струнами извергать такие пассажи, то чего же можно достичь из _________________?!” Теперь эта мысль не давала ________ покоя. И он снова погружается в многочасовые ______________ за фортепиано. Вот когда пригодился ему “немой “ инструмент. “Мой ум и пальцы работают как двое каторжников”,- пишет _________ одному из друзей. _____ стремится увеличить свои технические ресурсы не ради собственной ______.В виртуозности _________ видит средство для раскрытия определенного _____________, идеи, а не самоцель. “Зажечь и поддерживать в душах столь родственное добру восхищение прекрасным” - вот одна из главных задач, которую, по мнению ____, должен ставить перед собой истинный художник - пианист. Под влиянием Паганини ____ еще более совершенствует собственную, казалось бы, поразительную технику и создает произведения такой трудности, каких еще не было в фортепианной ______________, - этюды по каприсам Паганини, “Этюды трансцендентного исполнения” (то есть сверхтрудные), “Венгерские рапсодии”, Но он не останавливается на этом, не считает это конечной целью. Свою технику, приводившую всех, кто его слышал, в изумление, он подчиняет воплощению грандиозной, неслыханной до той поры задачи: “перевести на фортепианный язык” лучшие оркестровые и вокальные произведения. Так рождаются десятки знаменитых ____________ТРАНСКРИПЦИЙ, построенных на музыке симфоний Бетховена и Берлиоза, фрагментов из опер Верди и Россини, _____Шуберта. Теперь, благодаря ________, ____________________ смогло запеть как человеческий голос, зазвучать, как целый оркестр, и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Слушая фортепианные _________________ ________, явственно понимаешь, что хотел показать ими гениальный венгерский пианист и композитор: нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на______________, инструмент этот поистине универсален” (М.Зильберквит “Рождение фортепиано”)

б)” Он и сам был близок детям, человек с открытой и чистой душой, с ясным взглядом. Его восприятие _________было по-детски светлым. Как _____, он любил легенды, сказания, по-детски верил в таинственных лесных _______, о которых рассказывал им сказки; видел леших, выглядывавших из замшелых ________; эльфов,_______________ в дрожащих лунных лучах; в чаще древних елей встречал Доврского деда… Обо всем виденном он рассказал в своих _________________, и они оказывались близки и понятны __________, хотя он никогда и не писал ______ специально для детей, как _____________ и ___________________”. (Л.Михеева)

IХ. О каком произведении рассказано ниже?

“____________________________ - светлый, солнечный, юношески непосредственный.

Три части _________ соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический “узел” в первой __________, лирическая сосредоточенность во _______, народно-жанровая __________ в третьей. Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала - вот образный строй и линия развития ___________ в _______ части.

Начало ____ несколько театрально: тремоло литавр подготавливает яркое, властное вступление ______________, соединяющее в себе энергичное движение аккордов и элемент свободного прелюдирования. Из четких, как танец, и романтически-порывистых свободных мелодических фраз слагается главная ________. Разные образные грани этой ясной и спокойной в начале и взволнованной, устремленной в развитии _______ подчеркиваются контрастами устойчивости - и напряженного звучания гармоний; аккордовой - и динамичной подвижной фактуры; законченности мелодических фраз - и их разомкнутости. Национальный колорит главной __- и вступления проявляется в разных элементах _______: в интонационном строе (нисходящий ход от 1 ступени к V через вводный тон во вступлении), ритмических фигурах (начало главной ____), ладовой окраске ( переменность в ______ партии).

Связующая тема вводит целый народно-жанровый эпизод, она звучит, как халлинг с острым ритмом и жесткими секундовыми созвучиями… Этот ___________ играет самостоятельную роль в ряду образов ___________ части, и лишь последующее за ним мелодическое построение на длительном доминантовом басу, с красочными ___________ (в их числе любимый ____________ большой нонаккорд), является собственно связующим.

Побочная __________ принадлежит к числу характерных для ______ светлых, возвышенных лирических образов. Особую выразительность сообщает _____________ тонкая гармоническая окраска каждого ее оборота, иная гармонизация при повторах фраз, интонаций…

Для лирических тем _____________ характерно широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа. Развитие _____________ темы приводит к яркому и волевому образу заключительной темы ( звучит в оркестре). Интонации вступления и главной _______- здесь соединились в энергичном маршевом движении.

Разработка построена преимущественно на главной теме. _________ изменил ее образный ______, углубив лирическую окраску первых фраз… и умерив романтических порыв последующих. В ходе __________ интонации главной темы “крепнут”, и в конечном итоге ___________________приводит их к волевому, властному звучанию. Красочное прелюдирование _____________ сменяется выразительными, мощными пассажами. На кульминации ______________ звучат энергичные возгласы вступления. _________ проводит дальше ту линию накопления энергии, воли, по которой шло развитие каждой из тем экспозиции. Вершиной этой драматургической линии является _______________ солиста.

Обычные в _________________ виртуозные пассажи здесь служат монолитным основанием, на котором возвышается эпически-величавая, чеканная главная _________.” (Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып. V)

Х .Определи фрагменты викторины по фортепианной музыке романтиков:

фортепианная музыка романтиков - student2.ru

фортепианная музыка романтиков - student2.ru

фортепианная музыка романтиков - student2.ru

Наши рекомендации