Архаический - до 5 в. до н.э - время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому гос-ву) (эпос и лирика; Гомер, Гесиод;ямбическая и элегическая лирика,мелическая)

Аттический - V-IV до н.э. (время расцвета и кризиса рабовладельческих эллинских полисов до потери ими госуд.независимости) (драма; Эсхил, Софокл,Еврипид, Аристофан;ораторы)

3 Эллинистический - IV-I до н.э. (лит-ра эллинистического общества) (проза; Менандр, Каллимах, Феокрит)

Римский – с конца 1 в.до н.э. (Плутарх, Лукиан) (Греческая лит-ра времен Римской империи)

Особенности:мифологическая тематика (из связи античного мира с общинно родовым обществом);философское осмысление действительности, мифологию используют как «арсенал», как средство раскрытия действительности;традиционность образов и ситуаций, не тормозящая лит развитие, а позволяющая углублять раскрытие содержания, обусловленного идейными целями и задачами времени;непосредственная связь с УНТ, позднее – обращение к письменности для фиксации;преобладание стихотворной формы и её тщательная разработка;постоянная близость к фольклору;чел – основной объект художественного изображения;отражены особенности и эволюция художественного восприятия действтельности;строгая система жанров, возникающих последовательно и одновременно;традиционная система стилей;метрическая система.

Вопросы №2. Гомеровский эпос.

Язык

1. в историческом плане – сплав различных греч. диалектов (отдельных племен)

2. метрический размер – гекзаметр:

-6 дактилических стоп (-uu), последняя обычно усеченная (двусложная)

-в каждой стопе (кроме 5) 2 кратких слога могут заменяться долгим →спондей (--)

-в середине стиха обычно цензура, которая делит стих на 2 полустишия

3. 1/5 часть стихов – формульные стихи (повторяющиеся). В повторяющихся ситуациях (пир, жертвоприношение, поединки, начало прямой речи) В стиле поэм сохранилось много элементов, восходящих к песенной, полуимпровизационной стадии развития эпоса. Сюда относятся так называемые типические места, повторяющиеся всякий раз, когда повествование доходит до определенной точки в описании боя, пира, плавания корабля и т. п., например, описание пира:

4. стремление к типизации:

-белокурые волосы – женщины и юноши (Ахилл, Аполлон, Менелай)

-темные волосы – зрелые мужи (Зевс, Агамемнон. Одиссей)

-постоянные эпитеты (корабли быстрые, Ахилл быстроног, ночь звездна)

Стиль

Постоянная и нарочитая архаизация в повествовании

Прошлое идеализируется

Нет ничего случайного (в схватке побеждает сильнейший, т.к. у него лучше оружие)

Объективность повествования – певец не анализирует, а лишь сообщает. Иногда авторское отношение прослеживается: Елена – виновница войны.

Речи героев традиционны, но связаны с обликом говорящего, часто даже индивидуализированы (речи 3-х посланцев к Ахиллу)

Развернутые сравнения, назначение которых – осветить прошлое. В них поэт сравнивает настоящий мир с героическим. Сюда относятся картины природы. В то время как эпос в общем рисует картину социального благополучия в героические времена, в сравнениях появляются неправедные судьи, бедная вдова-ремесленница, добывающая своим трудом скудное пропитание для детей.

7. развернутые сравнения – самостоятельные художественные зарисовки. Но картины природы еще не связаны с настроением человека. Это не мирная природа, а буря, стихийные бедствия. В «О» сравнения более кратки и свободны, но получили широкое распространение (девушка =стройная пальма).

Темп рассказа не постоянен. Замедление темпа – «эпическое раздолье» - чтобы завладеть вниманием слушателя. В диалоге реплика всегда вводится формулой, указывающей, кому реплика принадлежит

Хронологическая несовместимость

Образы:

Много действующих лиц (люди, герои, боги)

Боги очеловечены – наделены добродетелями и пороками, но в больших масштабах

Боги бессмертны и диктуют свою волю (сны, знаменья)

Судьба сильнее богов (жребий)

Боги в «О» сильно отличаются от богов в «И». в О - живут своей жизнью (искл. – Афина, покровительница Одиссея). Люди – сильные, уверенные и энергичные.

Особенности эпического мировоззрения и стиля.

Первое – объем эпических поэм всегда значителен. Объем зависит не от желания автора, а от поставленных задач, кот в данном случае требуют большого объема. Вторая особенность – многофункциональность. Эпос – хранилище мудрости, воспитательная функция, хранилище сведений по истории, выполнял научные функции (хранил знания из разных областей). Это называется эпический синкретизм.



Наши рекомендации