Сообщение и усвоение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор об образах камерной музыки. Предлагаю начать его с эпиграфа к развороту «Ноктюрн» А.Фета

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Учитель: Определите эмоционально-образный строй стихотворения.

Дети: это пейзажная зарисовка, передает чувство умиротворения, тишины, созерцательности, покоя.

Учитель: Обратите внимание на доску, на ней вы видите различные пейзажи. Что общего у них?

Дети: Они передают спокойное, созерцательное настроение. Все пейзажи ночные.

Учитель: Ноктюрн в переводе с латинского значит «ночной».

Ноктюрновая лирика в литературе, музыки, живописи имеет широкий образно-эмоциональный диапазон: от романтической сумрачной балладной фантастики до кроткой, ласковой колыбельной; от сосредоточенных раздумий в бессонную ночь до страстных любовных признаний под кровом ночи.

В музыке ноктюрнами называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом, а также сочинения, которые передают настроения человека, находящемся под впечатлением образов ночи.

Учитель: Вспомните и назовите такие произведения.

Дети: «Маленькая ночная музыка» В.-А. Моцарта.

(при затруднении с ответом наиграть фрагмент)

Жемчужиной русской камерной классики XIX века является Квартет №2 Александра Бородина, он состоит из 4 частей, где 3 часть носит название Ноктюрн.

Учитель: Давайте вспомним, что такое квартет?

Дети: кварта - это четыре, квартет – название произведения, предназначенного для четырех исполнителей.

Учитель: Какие инструменты входят в состав квартета?

Дети: Квартет состоит из 2 скрипок, альта и виолончели.

Учитель: Квартет оно из поздних сочинений Бородина – закончен в 1882 году и посвящен жене композитора Екатерине Сергеевне Бородиной. Бородин работал над ним в течение 2 лет.

Строки Гейдельберского письма дают нам ключ к пониманию эмоционального тона этого лирического сочинения. (Гейдельберг город, где Бородин встречался со своей будущей женой). Послушайте:

Учитель:

«Никогда еще я так далеко не уезжал от тебя и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Еще по дороге из Марбугра в Бонн я проезжал от Обер–Ланштейна по Рейну; мимо меня, как в панораме, проносились давно забытые берега, которые мы видели еще с тобою. Можешь думать, что я должен был чувствовать!.. Господи, сколько я пережил в это время!! Я пожирал глазами каждую горку, дорожку, домик, деревеньку – все мне сразу напоминало счастливые времена. Я с замиранием сердца караулил тот садик…где я видел тебя… Укараулил-таки!!! Узнал его сразу!! Почуял его!! Все до мельчайших подробностей воскресало в моей памяти…

Пообедав наскоро, я побежал осматривать «святые места»…Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в ту минуту, чтобы ты была со мной!..

…Господи, сколько я пережил! Какая это была смесь счастья и горечи!..»

Учитель: Предлагаю вам пропеть главную мелодию Ноктюрна и прочувствовать ее красоту.

Дети: исполняют главную мелодию Ноктюрна на слог «лё»

Учитель: Перед тем, как послушать Ноктюрн, обратите внимание на следующие моменты:

1. Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает жанр ноктюрна? Что усиливает пейзажность Ноктюрна Бородина?

2. Какие состояния души композитора передает музыка Ноктюрна? Какие чувства вызывает эта музыка у вас?

Слушание Ноктюрна целиком.

Дети:

1. Мелодия, темп

2. нежность, страстность

Учитель: Послушайте эту мелодию, которая звучит на фортепиано без украшений.

Исполнение мелодии на фортепиано без мелизмов.

· Что в ней изменилось? Какие черты исчезли? Какой колорит – русский или восточный – придают мелодии эти украшения? Как отражается восточный колорит на характере?

Дети:……………………………………………………………………….

Учитель: Давайте послушаем Ноктюрн еще раз.

· Как вы думаете, почему композитор неоднократно повторяет основную мелодию, передавая ее звучание разным голосам струнных инструментов?

· Меняется ли мелодия в результате этих повторений?(……….)

· Какой принцип развития в Ноктюрне имеет большее значение для композитора – повтор, контраст или вариационность? (вариационность)

· Почему композитор избежал контрастности? Что это – творческий замысел или случайный выбор? (Композитор не использовал контраст сознательно, т.к. это противоречило бы жанру пейзажа и образу Ноктюрна)

Й этап (закрепление знаний)

Учитель: Итак, из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

· Жанр Ноктюрна встречается в литературе (элегия) и в изобразительном искусстве (пейзаж).

· Ноктюрн, это жанр камерной музыки.

· В творчестве А. Бородина Ноктюрн, это не просто зарисовка ночного пейзажа, а гениальное воплощение любовного диалога. Оба его участника охвачены единым страстным и трепетным чувством. Оно выражено вдохновеннейшей мелодией – одной из лучших, какие знает мировая музыка!

Й этап

(подведение итогов, оценка за урок)

Домашнее задание: учебник стр. 104-107, рабочая тетрадь: стр. 40 – 41.

Наши рекомендации