Технические средства обучения.
1.Музыкальные инструменты.
2.Электронные музыкальные инструменты (синтезатор)
3.Магнитная доска.
4.Персональный компьютер
5.Мультимедийный проектор
6.Экспозиционный экран
7.DVD проигрыватель.
Учебно – практическое оборудование.
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Приложение №1 к рабочей программе по искусству (музыке)
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Основные виды деятельности | Планируемые предметные результаты Освоения материала | Универсально учебные действия (УУД) | |
По плану | По факту | |||||
Раздел: «Музыка вокруг нас: | ||||||
1. | 06.09 | «И муза вечная со мной!». (урок – экскурсия в парк) | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различатьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлятьэмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнятьпесни, игратьна детских элементарных и электронных инструментах. Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Импровизироватьв пении, игре, пластике. Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценироватьпесни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи Подбиратьстихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. Выявлятьсходство и различие музыкальных и живописных образов. | Научатся:слушать музыку на примере произведения П.И.Чайковского «Щелкунчик»(фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомиться с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования. | Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные:использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные:адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | |
13.09 | Хоровод муз. (урок – игра) | Научатся:водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой. | Регулятивные:преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные:ориентация в способах решения задачи Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в паре, группе) | |||
20.09 | Повсюду музыка слышна. (урок – экскурсия) | Научатся:сочинять песенки - попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен - попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные:осуществлять поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия | |||
27.09 | Душа музыки - мелодия (урок – игра) | Научатся:определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П.И.Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи исполнительской задачи Коммуникативные:координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (работа в паре, в группе) | |||
04.10 | Музыка осени (урок – экскурсия) | Научатся:слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П.И.Чайковского «Осенняя песнь», Г.Свиридов «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения. | Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:ориентация в разнообразии решения способов решения задач. Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию. | |||
11.10 | Сочини мелодию (урок – игра) | Научатся:находить(выбирать) различные мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных произведениях; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные:использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать за помощью. | |||
18.10 | «Азбука, азбука каждому нужна…» (урок – путешествие в мир песен) | Научатся:слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные:осуществлять и выделять необходимой информации Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках | |||
25.10 | Музыкальная азбука. (урок – экскурсия) | Научатся:научатся различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д.Кабалевского, Г.Струве «Нотный бал»; импровизировать в пении, игре, пластике. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:ориентация в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:проявлять активность в решении познавательных задач | |||
Обобщающий урок 1 четверти. | Научатся:различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные:ориентация в разнообразных способах решения учебных задач Коммуникативные:обращаться за помощью к учителю, к одноклассникам, формулировать свои затруднения | ||||
15.11 | Музыкальные инструменты. Народные инструменты. (урок – экскурсия) ) | Научатся:определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы – былины «Садко»). | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | |||
22.11 | «Садко». Из русского былинного сказа. (урок – сказка) | Научатся:определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д.Локшина, оркестровой сюиты №2 «Шутка» И.С.Баха) | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | |||
29.11 | Музыкальные инструменты (урок – игра) | Научатся:выделять принадлежности музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка: составлять графическое изображение мелодии | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:читать простое схематическое изображение Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности | |||
06.12 | Звучащие картины. (урок – экскурсия)Разыграй песню (урок – игра) | Научатся:выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста ( на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л.К.Книппер, А. Коваленковой). | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию. | |||
13.12 | Разыграй песню (урок – игра) ) | Научатся:исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово»; «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С.Крылова). | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | |||
20.12 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины (урок – игра) | Научатся: выразительно использовать рождественские колядки. Приобретут опыт музыкально – творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные:узнавать, называть и определять явления окружающей действительности Коммуникативные:обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | |||
27.12 | Добрый праздник среди зимы (урок – путешествие в мир музыкального театра) | Научатся:определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежинок», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |||
Раздел: «Музыка и ты» | ||||||
17.01 | Край, в котором ты живешь (урок – игра) | Сравниватьмузыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполнятьразличные по характеру музыкальные произведения. Сравниватьспецифические особенности произведений разных жанров. Инсценироватьпесни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. Импровизировать(вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки. Разучиватьиисполнятьобразцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрыватьнародные песни, участвоватьколлективных играх-драматизациях. Подбиратьизображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника Инсценироватьпесни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника | Научатся:различать понятия родина, малая родина, исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: ставить и формулировать проблему Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | ||
24.01 | Поэт, художник, композитор (урок – экскурсия) | Научатся:находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности «Пастораль» А.Шнитке, «Пастораль» Г.Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Коломцева) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | |||
31.01 | Музыка утра (урок – игра) | Научатся:проводить интонационно – образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение (на примере музыки П.И.Чайковского «Утренняя молитва», Э.Грига «Утро», Д.Б.Кабалевского «Доброе утро») | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать е с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |||
14.02 | Музыка вечера (урок – концерт) | Научатся:проводить интонационно – образный анализ инструментального произведения (на примере музыки В.Гаврилина «Вечерняя», С.Прокофьева «Вечер», В.Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать е с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |||
28.02 | Музыкальные портреты (урок – загадка) | Научатся:проводить интонационно – образный анализ на примере музыки С.Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передать разговор – диалог героев, настроение пьес | Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные:узнавать, называть и определять героев музыкального произведения Коммуникативные:задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | |||
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка (урок – ролевая игра) | Научатся:выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру: выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) | Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные:выбирать наиболее эффективные способы решения задач Коммуникативные:договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности | ||||
У каждого свой музыкальный инструмент (урок – игра) | Научатся:исполнять песню по ролями играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью | Регулятивные:применять установленные правила Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные:разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | ||||
21.02 | Музы не молчали (урок – историческое путешествие) | Научатся:объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А.Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, браво ребятушки…», С.Никитина «Песенка о маленьком трубаче, А.Новиков «Учил Суворов») | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные:ставить и формулировать проблемы Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | |||
Музыкальные инструменты (урок – концерт) | Научатся:проводить интонационно – образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П.И.Чайковского, «Менуэт» Л.Моцарта, «Волынка» И.-С.Бетховена | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные:ставить и формулировать проблемы Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | ||||
07.03 | Мамин праздник (урок – концерт) | Научатся:анализировать музыкальное сочинение, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» ИТ. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т.Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М.Славкина | Регулятивные:предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные:договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |||
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. (урок – игра) | Научатся:определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка» К.Дакена, песни «Тонкая рябина», вариации А.Иванова – Крамского) | Регулятивные: составлять новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные:обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | ||||
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. (урок – представление) | Научатся:понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня) называть их | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач Познавательные:выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные:задавать вопросы, формулировать свои затруднения | ||||
Музыка в цирке (урок – представление) | Научатся:проводить интонационно – образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной И.Дунаевского, «Клоуны» Д.Кабалевского, «Мы катаемся на пони») | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные:координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | ||||
Дом, который звучит. (урок – путешествие в музыкальный театр) | Научатся:определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», Р.Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек - Горбунок», оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят», М.Красева «Муха – Цокотуха») | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника; осуществлять поиск нужной информации Коммуникативные:задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | ||||
Опера – сказка (урок – игра) | Научатся:определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из опер («Волк и семеро козлят» М.Коваля, «Муха – Цокотуха» М.Красева) | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные:обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | ||||
«Ничего на свете лучше нету. (урок – концерт) | Научатся:выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г.Гладкова; определять звучание музыки в мультфильмах | Регулятивные: составлять новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные:формировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные:разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | ||||
Афиша. Программа. (урок – концерт) | Научатся:понимать триединство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение ярких музыкальных и художественных образах | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способов действия в случае расхождения эталона, реальность действия и результата. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. |
Приложение №2
Итоговый тест 1 класс
Полугодие