Диагностика профессиональных способностей абитуриента
Необходимость оценки профессиональных способностей через импровизационные упражнения возникает уже на вступительных экзаменах в театральную школу. Совершенно справедливо заметил профессор В. В. Петров: «Испытуемый может проявить свой
¶талант, только находясь в состоянии вдохновения. Нужно думать о создании условий, этому моменту содействующих»[54]. Сложность, как полагает Петров, состоит в выборе верного теста, который сможет раскрыть каждого конкретного студента. «Уметь раскрыть его (ее) такого, каким он есть на самом деле, а не „навязать" ему (ей) свое представление, т. е. каким он должен быть по нашему мнению»[55].
Особенную ценность для проверки способностей абитуриента через импровизационные задания представляет контрольный урок, который следует проводить между вторым и третьим туром. Урок ценен тем, что проходит в атмосфере непринужденной игры, абитуриенты работают в импровизационном самочувствии, что само по себе много может сказать педагогу о поступающем. Здесь проявляется воображение абитуриента, способность к моментальному включению в игровую ситуацию, чуткость к партнеру, заразительность, чувство юмора и эксцентрика.
Большое значение в такого рода тестах имеет импровизационная игра педагога с абитуриентами. Принимая участие в наборе курса (руководитель — профессор А.С. Шведерский), автор проверил на практике высказанные выше положения. Абитуриентам были предложены задания: 1.«Попросить деньги взаймы». 2. «Заблудился». Педагог, находясь на сцене, встречался в этюде с каждым абитуриентом и вступал с ним в импровизированный диалог. Согласно предлагаемой ситуации возникали и соответствующие взаимоотношения.
Ситуация, когда мы просим денег взаймы, сопровождается определенными трудностями. Здесь и обстоятельства, заставляющие нас это сделать, и преодоление смущения и неловкости от самой встречи с человеком, у которого мы просим деньги. В предложенной импровизации абитуриент сам, обращаясь к педагогу как к партнеру по сцене, превращал его в отца, деда, приятеля, учителя, соседа и т. д. Педагог, конечно, принимал условия игры, но был волен обострять ситуацию, создавая абитуриенту самые замысловатые препятствия. Таким препятствием мог стать пожар на даче, который устроил внук своему деду, наркотики, найденные в столе, опоздание на встречу, не отданный прошлый долг и т. д. В такого рода импровизации вышеназванные способности абитуриента проявляются в полной мере.
¶Если первое упражнение ставило целью проверку способности к сценическому действию от своего лица, то второе импровизационное упражнение предполагало определение способности к перевоплощению. По условию задания, абитуриент должен был сыграть иностранца, заблудившегося в незнакомом городе и просящего помощи у случайного прохожего. Возраст, национальность, обстоятельства места, времени и т. д. определял сам абитуриент. Задача педагога была — сыграть прохожего на улице. В этой роли педагог также создавал абитуриенту дополнительные трудности: не понимал иностранной речи, путался в объяснениях, пугал и т. д. Это была своего рода творческая провокация, инструмент раскрытия эмоциональной природы существования в характере. Упражнение проверяло еще и чувство юмора, чему придавалось большое значение. Импровизации развертывались на глазах у остальных абитуриентов и педагогов, и удачные моменты «публикой» приветствовались. Контрольный урок проходил в легкой, творческой игровой атмосфере.
В такого рода заданиях, особенно при появлении дополнительных препятствий на пути осуществления поставленной задачи, проверяется воля, творческая увлеченность, сила воображения, способность видеть реального партнера и существовать «по-живому» в вымышленной ситуации. Выполнение задания требует импровизационного самочувствия. В нем в достаточной степени проявляется и личностное начало абитуриента.
Созданию импровизационного, игрового самочувствия способствует использование музыки, аксессуаров, выгородок, реквизита, музыкальных инструментов. Игры в оркестр, цирк, эстраду, инсценировка басен, показ явлений природы, животных, подражание известным актерам, реклама, телевизионное шоу, пантомимы, песни и т. д. раскрывают темперамент, богатство и разнообразие чувств, выявляют волю и артистизм абитуриента.
Проверка чувства правды физического самочувствия, логики и последовательности физического поведения: «Прыжок через пропасть», «Нести кастрюлю с горячей водой», «Жаркий день», «Пройти по горячему песку босиком», «По высокому снегу в валенках», «По улице в ботинках, которые сильно жмут», «Стоять на крыше высокого дома и чистить снег или чинить антенну»,
«Холодный душ», «Темно», «Новая прическа», «Длинное платье», «Сильный ветер», «Грязные руки», «Знакомые шаги», «Любимая игрушка», «Вещь любимого человека» и т. д.
Проверка способностей к импровизационному общению: «По-разному здороваться», задать вопрос: «Как пройти?», «Извиниться», «Прощаться различным образом». Абитуриент должен быть готов по просьбе педагога выполнить эти задания многократно. По способности варьировать приспособления педагог может судить о гибкости воображения абитуриента, о его творческой фантазии. В заданиях такого рода существенно участие педагога в предлагаемом импровизационном диалоге. Задача — по возможности обострить конфликт, неожиданно повернуть ситуацию в другую сторону и т. д. Педагог получает возможность оценить абитуриента как партнера, способного или не способного к продуктивному, импровизационному общению.