Результаты отражают высокий, средний, базовый уровень освоения программы.
Базовый:овладел менее чем ½ объема знаний, и начальным уровнем практической подготовки, предусмотренных программой. При выполнении заданий обращается за помощью к педагогу
Средний:владеет основными навыками и приемами, объем усвоенных знаний составляет более ½. Средний темп учебной деятельности. При выполнении заданий проявляет самостоятельность. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Участвует в концертах, фестивалях в качестве исполнителя.
Высокий: имеет прочные, полные и системные знания в рамках программы, овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; высокий темп учебной деятельности, устойчивый интерес, справляется с объёмом работ повышенной сложности. Умеет работать самостоятельно, планировать предстоящую работу, и находить пути и средства ее реализации. Вносит предложения по развитию деятельности объединения, постоянно участвует в концертах, фестивалях, в качестве исполнителя. Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни, умеет самостоятельно находить информацию.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Возрастные особенности:
Дошкольники: Дошкольный возраст – это царство игры. С 5 лет отмечается тяготение к игре со сверстниками. Ребёнок с удовольствием участвует в сюжетно-ролевых играх, моделирующих картину «взрослого мира», который так манит своей таинственностью и частью которого он начинает себя осознавать. В этом возрасте важно преждожить детям попробовать свои силы в различных видах деятельности, попробовать разное. Эту возможность предоставляет подпрограмма «Волшебный мир музыки».
Время, которое проживает ребёнок от рождения до 7 лет, было названо Р. Штайнером «возрастом подражания». Дети весьма восприимчивы к внешним проявлениям поведения других людей, в большей степени к жестам, чем к содержанию слов. «Вы сможете сколько угодно говорить с ребёнком, можете сколько угодно учить его, но всё это останется в стороне. Важно то, каковы Вы сами – добры ли, проявляете ли доброту в своих поступках или злы и раздражительны. Всё, что делает педагог, воспринимается ребёнком и продолжает существовать в нем.
Младшие школьники:
Ребёнок учится в школе, где у него происходит период познавательных процессов на новый уровень, где ведущий вид деятельности – учебный. Возраст ребёнка отличается большим доверием к взрослым, его самооценка построена на оценке взрослого.
Дети начинают управлять своими эмоциями. Формируются личностные качества: трудолюбие и самостоятельность. С поступлением в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Увеличивается время на общение с родителями, учителями и другими людьми.
Подростки
Активно формируются волевые черты характера, продолжается совершенствоваться нервная система, лучшее взаимодействие двух полушарий. Рост костей особенно заметен. Ребёнок становится чувствительным к обычным нагрузкам, плохо их переносит, часто утомляется, часто наблюдаются неадекватные формы поведения. Основная причина кроется в развитии мотивационной сферы личности ребёнка, на первое место выходит мотив удовлетворения потребности занять достойное положение в коллективе сверстников. Эта потребность является ведущим мотивом поведения и деятельности ребёнка.
Юношеский возраст - это период физиологического созревания, эмоциональных неровностей, контрастов поведения, период, когда накатывается лавина вопросов о жизни и её смысле, на которые не всегда находятся ответы. Ведущими видами деятельности являются самопознание и общение, стремление к «взрослости», самоопределение.
Прогнозируемый результат:
По окончании программы обучающиеся умеют:
После окончания 3 и 4 –ого года обучения дети:
- Могут определять интервалы;
- Могут определять темпы: быстрые, умеренные, медленные;
- Могут определить ступени в гаммах от I-VII;
- Могут определить по знакам тональности: До, Соль, Ре, Ля мажор и в параллельных тональностях ля, ми, си, фа минор;
- Могут определить строение мажорных и минорных гамм;
- Знают 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический;
- Могут определить размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;
- Могут определить знаки альтерации в произведениях;
- Знают порядок написания знаков при ключе;
- Знают консонансы и диссонансы;
- Знают обращение интервалов и аккордов;
- Знают главные трезвучия лада: Тоника, Субдоминанта и Доминанта;
- Могут играть штрихами деташе, легато до 8 –ми нот на смычок, мартле и их чередование, стаккато;
- Могут играть в первой, второй и третьей позиции;
- Могут играть простые двойные ноты и несложные аккорды в 1 позиции;
- Могут играть гаммы и арпеджио в отдельных позициях и с применением переходов в 3-ую позицию;
- Могут играть элементарные виды флажолетов;
- Могут разбирать самостоятельно музыкальные произведения, определяя: размер, темп, тональность;
- Могут играть несложное произведение крупной формы6 соната, концерт, вариация;
- Могут правильно интонировать и применять динамические оттенки в сыгранных пьесах, различных по характеру;
- Могут уверенно исполнять репертуар ансамбля на сцене.
После окончания 5 и 6 –ого года обучения дети:
- Могут самостоятельно разбирать сложное музыкальное произведение, определяя предварительно: размер, тональность, темп, сложные ритмические рисунки;
- Умеют самостоятельно подбирать аппликатуру в музыкальном произведении;
- Овладели свободно приёмами игры: деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе и их чередованием;
- Могут настроить музыкальный инструмент;
- Могут определить разные музыкальные направления в музыке: классическое, народное, эстрадное и по возможности играть в различных стилях;
- Обладают развитым чувством ритма, музыкальным слухом;
- Могут применять вибрацию при исполнении музыкального произведения;
- Могут играть в более высоких позициях;
- Могут играть двойными нотами и аккордами;
- Могут играть 3-х октавные гаммы и арпеджио (обращения);
- Могут разобрать и выучить наизусть 5-6 разнохарактерных пьес;
- Могут разобрать и выучить одно произведение крупной формы в год (вариация, концерт, соната);
- Могут сделать реферат или презентацию на музыкальную тему.
Первый модуль:
«Волшебный мир музыки»
Данная программа предназначена для подготовительной группы ансамбля. В группу принимаются дети 6-7 лет, как правило, со средними музыкальными способностями. Шанс попробовать себя в музыкальной деятельности даётся всем детям, пришедшим в ансамбль. На занятиях осуществляется комплексная подготовка ребёнка, одновременно происходит развитие слуха, ритма, памяти, мышечной пластики. Весь учебно - творческий процесс строится с применением игровых ситуаций и музыкальных игр. Игра для ребенка этого возраста и учёба, и труд, и отдых. Методика организации учебно-воспитательного, творческого и образовательного процессов строится с учётом психологических особенностей обучающихся. Детям данного возраста нравится активное музицирование на простейших музыкальных инструментах, а не пассивное слушание. Синтез: элементарного музицирования и обучение простейшим элементам музыкального языка развивает музыкальность ребенка в целом. Детям предлагаются коллективные формы занятий, так как групповая форма обучения повторяет привычную среду детского сада. Популярность ребёнка в группе, его общая самооценка зависит в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности.
Занятия поводятся как всей группой - 14 человек, так и подгруппами - 7 человек, а также индивидуально. Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу.
После прохождения курса подготовительной группы, где дети получают общие сведения по музыкальной грамоте, решив начальные задачи и овладев первыми навыками звукоизвлечения, все дети объединяются в музыкальную группу младшего возраста, где с прежней настойчивостью продолжается работа над развитием музыкальных способностей детей.
Цель программы –создание необходимых условий для выявления, раскрытия и развития музыкальных способностей детей.
Задачи:
В обучении:
- Ознакомить с азами нотной грамоты и теории музыки;
- Сформировать навыки коллективного музицирования;
В развитии:
- Развивать музыкальную память и внимание;
- Развивать чувство ритма;
- Развивать музыкальный слуха – мелодический и гармонический;
В воспитании:
- Формировать умение слушать и слышать себя и других в коллективе;
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы дети смогут:
- Определиться в своём интересе и выборе вида деятельности;
- Приобретут навыки игры на фортепиано;
- Узнают основы нотной грамоты и теории музыки;
- Ознакомятся с различными видами метроритма;
- Обретут навыки коллективного музицирования;
- Освоят приёмы творческой деятельности, которые они смогут применять в учебном процессе самостоятельно.
- Научатся определять характер музыки (минор-мажор, весело – грустно), слушать и слышать музыку, понимать её значение для человека, для формирования его эстетического вкуса;
- Познакомятся с образцами народной, классической, эстрадной и танцевальной музыки, стилями и жанрами;
- Смогут глубже раскрыть свои коммуникативные возможности и способности, общекультурный уровень, занимаясь в музыкальном коллективе. Участвовать в концертных выступлениях.
Промежуточный итог подводится после каждого года занятий; определяется творческий рост, достижения, ставятся задачи дальнейшего развития, конкретизируется индивидуальный образовательный маршрут ребенка Это наглядно видно из творческой книжки группы и Портфолио обучающихся.
Способы определения результата:
- Концерты для родителей;
- Участие в мероприятиях ДТДиЮ;
- Тестирование;
- Анкетирование.
Учебно-тематический план 1-го года занятий
№ п/п | Наименование тем, разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Давайте познакомимся. Этот волшебный мир музыки. | - | ||
2. | Мой цветной звукоряд. | |||
3. | Осень - литературно-музыкальное занятие. | |||
4. | Как рассказывает музыка? | - | ||
5. | Мой весёлый счёт. Длительности нот. | |||
6. | Изобразительность и выразительность в музыке. | |||
7. | Средства музыкально-художественной выразительности. | |||
8. | Музыка – язык чувств. | |||
9. | Мой весёлый ритм. | |||
10. | Зима в музыке. Рождество. Новый год. | |||
11. | Какое настроение передаёт музыка? | |||
12. | Динамические оттенки. | |||
13. | Сказка будет впереди. | |||
14. | Весна в музыке. | |||
15. | Путешествие по нотной стране | |||
16. | Ты откуда русская зародилась музыка | - | ||
17. | Музыкальные жанры. | |||
18. | Сочини песенку. | |||
19. | Музыкальные инструменты. | |||
20. | Итоговое занятие. | - | ||
Итого: | 36 ч. |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Давайте познакомимся. Этот волшебный мир музыки.
Педагог знакомится с детьми и проводит беседу о музыке.
2. Мой цветной звукоряд.
Изучение расположения нот на нотном стане, скрипичный ключ, такт, тактовая черта, цветная запись нот, раскраска музыкальных альбомов, в котором находятся детские песенки в порядке усложнения музыкального материала. Музыкальные игры развивающие звуковысотный слух: «Музыкальная лесенка», «Нарисуй мелодию», «Колокольцы-бубенцы», «Музыкальный домик», «Тихо-тихо», «Колобок», «Найди щенка», «Сколько нас поёт», «Музыкальный волчёк».
3. Осень – литературно-музыкальное занятие. Рассказ, стихи, загадки про осень. Задание «Осенний пейзаж». Изучение детских песенок: «Непогодица», «Танец с осенними листочками».
4. Как рассказывает музыка.
Ознакомление с комплексом выразительных музыкальных средств, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки.
Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движений: «Воротики», «Передай мяч», «Жмурка», «Звёздная эстафета», «Верные друзья».
5. Мой весёлый счёт. Длительности нот.
Развитие ритмического слуха: восьмые и четверти, изучение ритмических группировок на примере детских песенок и музыкальных игр, развивающих чувство ритма: «Шаг и бег», «Придумай имя», «Прочитай карточку», «Ритмическое эхо», «Переводчик», «Угадай мелодию», «Ритмический оркестр».
6. Изобразительность и выразительность в музыки.
При знакомстве со средствами выразительности акцент делается на музыку, слово и изображение, знаки альтерации.
Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движений: «Воротики», «Передай мяч», «Жмурка», «Звёздная эстафета», «Верные друзья»;
7. Средства музыкально-художественной выразительности.
Рассказ о мелодии, ритме, ладе, темпе, тембре, динамике на примере музыкальных произведений. Определения характера музыкальных произведений.
8 . Музыка – язык чувств.
Изучение музыкальных произведений, где есть элементы изобразительности: «Вышла курочка гулять», «Паровоз» сл. Т. Волгиной, муз. Г. Эрнесакса.
Музыкальные игры, развивающие у детей творческие способности: «Весёлый паровозик», «Щенок и бабочки», «Медведь и зайцы»
9. Мой весёлый ритм.
Изучение на примере детских песенок из музыкального альбома различных ритмических групп, изучаем длительности нот восьмые, паузы: восьмые и четвертные, реприза.
Музыкальные игры, объединяющие детское пение и движение: «Кот-сапожник», «Ёжик», «Пёс Шарик», «Ручей», «Вьюга», «Мяч», «Кто как кричит», «Весёлый колокольчик».
10. Зима в музыке. Рождество. Новый год.
Музыкально-литературное занятие: «Зима». Стихи, загадки про зиму. Изучение рождественских песенок: «Рождество», «Зима- белоснежная», «Новогодняя хороводная», музыкальная игра «Поймай снежинку».
11. Какое настроение передаёт музыка.
Беседа и разбор музыкальных произведений: «Сурок» Бетховена, «Весёлый музыкант» муз А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Музыкальные игры: «Заинька-зайка», заполнение музыкального альбома.
12. Динамические оттенки.
На примере музыкальных примеров изучается сопоставление контрастной силы звучания: тихо – piano, громко – forte, а также изучается постепенное усиление и ослабление звучности - крещендо и диминуэндо.
Музыкальные игры: «Эхо», «Тихо вокруг», «Тихо-громко», «Заяц с барабаном». Заполнение музыкального альбома.
13. Сказка будет впереди.
Изучение музыкальной сказки «Теремок».
14. Весна в музыке.
Музыкально-литературное занятие: «Весна». Стихи, загадки про весну. Изучение песенки про весну: «А воробьи чирикают». Задание: нарисовать весенний пейзаж, прослушав музыкальное произведение.
15. Путешествие по нотной стране.
Заполнение музыкального альбома новыми музыкальными произведениями, исполнение их на фортепиано.
16. Ты откуда русская зародилась музыка.
Беседе о русской народной песни. Изучение русских народных песен: «Во саду ли в огороде», «Ах вы сени», «Не летай соловей». Хоровод «Во поле берёза стояла», «Забавная игра».
17. Музыкальные жанры.
Ознакомление с музыкальными жанрами: песня, марш, танец. Музыкальные игры: «Музыкальная загадка», «Забавная игра», «Угадай мелодию».
18. Сочини песенку.
Показ педагогом, как правильно оформлять придуманные детьми песенки на детские стихи.
19. Музыкальные инструменты.
Беседа о музыкальных инструментах.
20. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Заполнение диагностических материалов. Участие в концерте для родителей.
Учебно - методический комплекс
Наименование | Количество на группу |
Фортепиано | |
Зеркало | |
Шкаф для нотной литературы | |
Стол | |
Стулья | |
Набор карандашей | |
Набор бумаги | |
Простые карандаши | |
Линейка 40см | |
Набор фломастеров | |
Набор ручек | |
Ножницы | |
Компьютер и музыкальный центр | |
Видеокассеты с материалами скрипичных фестивалей и концертов ансамбля | |
Музыкальные записи на аудиокассетах | |
CD-диски | |
Раздаточный материал | |
Плакаты по нотной грамоте | |
Правила по технике безопасности | |
Музыкальные альбомы | |
Карточки для проведения опроса по темам: | |
Карточки по нотной грамоте | |
Анкеты для учащихся | |
Анкеты для родителей | |
Пособия для обучающихся | |
Перечень знаменательных дат | |
Портреты композиторов и музыкантов | |
Печатная продукция: -рефераты -брошюры -методические рекомендации - газетные статьи |
Список литературы
1.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж.: 1998.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой М.: Музыка,1985.-296 с.
- Астахов А. И. Воспитание творчеством. М.: 1986.
- Барсова А. Формула личности М.: 2003.- 320 с.
- Бахмацкая О. Здравствуй малыш. Выпуск № 1. М.: 1985. – 121.
- Бахтияров Ч. Б. Магия звуков. Минск.: 1984. – 60 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение. М.:1991 – 90 с.
- Гнатюк Н.П. Нет пределов совершенству. М.:1989.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: 2000.-238 с.
- Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребёнка. М.: 1995.-397 с.
- Домрина Е.Н. Беседы о музыке.М.:1982.
- Дошкольное воспитание. М.: № 11. 1990.- 128 с.
- Дружинина О. М. Здравствуй музыка! С-Пб. 2004. – 30 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. С-Пб.: 1998.
- Изместьева Ю. Д. Музыка. Волгоград.:2002. -108 с.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М. 1986.
- Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? М.: 1977.
- Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое. М.: 1976.
- Капишников Н. А. Музыкальный момент. М.: 1991. – 112 с.
- Королёва Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках М.: 1994.- 77с.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург.: 2004. – 184 с.
- Литературно- музыкальный альманах №2. М.: 1999. -159 с.
- Лобова А. Ф. Мир звуков. Пермь: 1994 – 40 с.
- Максимов Ю. В. Родник творчества. М.:1988
- Макшанцева Е. Д. Детские забавы. М.: 1990. -205 с.
- Матонис В. С. Музыкально- эстетическое развитие личности. Л.: 1988. – 74 с.
- Могилевская С. У лиры семь струн. М.: 1981.
- Музыкальная энциклопедия. М 1973-1982. – Т. 1-6.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: 1992.
- Панкевич Г. И. Звучащие образы. М.: 1977.
- Панкевич Г. И. Искусство музыки. М.:1987.
- Попова Т. В. Пути к музыке. М.:1973.
- Ригина Г. С. Уроки музыки. М.: 1979.-158 с.
- Руднева С., Фиш.Э. Ритмика: Музыкальное движение. М.: 1972.
- Тренинг по сказкотерапии. С-Пб.:1998.
- Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. М.: 2000.
- Финкельштейн Э. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Музыка от А до Я. С-Пб.: 1992. – 115 с.
- Фриман Дж. Как развить таланты ребёнка. М.: 1995.
- Шарр Мюррэй Ч. Музыка. М.: 2000. – 31 с.
- Шорохова О. А. Играем в сказку. М.: 2008.- 156 с.
Второй модуль:
«Скрипичный ансамбль «Мелодия»
Программа предлагает возможность детям закрепить уже полученные навыки игры на инструменте и приобрести много новых практических навыков и теоретических знаний. Это очень сложный этап работы, т. к. происходит становление скрипичного ансамбля «Мелодия».
Воспитывается преемственность в коллективе, ответственность старших за младших, строгое соблюдение правил поведения и работы в занятиях ансамбля. На этой ступени обучения дети свободно и уверенно держатся на сцене. Репертуар ансамбля усложняется, у детей появляется интерес, основанный на развитии. Развивается эмоциональный мир ребенка.
Концертная деятельность является стимулом для дальнейшего творческого роста детей, так как выступление на сцене дает ребёнку возможность почувствовать себя «артистом». Успех и признание рождает вдохновение, что дает силы и желание для дальнейшего совершенствования в мастерстве исполнения.
Репертуар ансамбля тщательно отбирается. Репертуар разнообразен и интересен ребенку, включает в себя не только классическую музыку, народную, но и современную, популярную, джазовую.
Коллективное выступление детей, яркое звучание многоголосного ансамбля, со вкусом подобранный репертуар производят впечатление, заинтересовывают не только участников ансамбля, но и зрителей. Огромную помощь ансамблю оказывают родители.
Программа «Скрипичный ансамбль «Мелодия» рассчитана на шесть лет обучения.
Весь период обучение условно можно разделить на три периода или ступени.
На I ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логично рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Занятия в ансамбле помогают детям развить мелкую моторику, координацию рук. Для этого используются специальные упражнения.
На II ступени дети должны закрепить уже полученные навыки игры на инструменте и приобрести много новых практических навыков и теоретических знаний. Это очень сложный этап работы как в обобщающем, так и в воспитательном плане. Происходит становление скрипичного ансамбля «Мелодия», где находится баланс в разных уровнях игры детей.
На III ступени воспитывается преемственность в коллективе, ответственность старших за младших, строгое соблюдение правил поведения и работы в занятиях ансамбля. На этой ступени обучения дети свободно и уверенно держатся на сцене. Репертуар ансамбля усложняется, у детей появляется выносливость на занятиях. Они обладают хорошим чувством ритма, эмоционально раскрепощены и активны по отношению к музыке.
Занятия проводятся группами, подгруппами, индивидуально. Особо одаренные дети имеют возможность заниматься по своему индивидуальному маршруту.
Группы формируются как по возрастному принципу, так и по уровню развития музыкальных навыков.
Цель- создание необходимых условий для развития музыкально-сенсорных способностей, формирование разносторонних музыкальных умений в художественно-творческих видах деятельности, образно-эмоциональное восприятие окружающего мира, приобщение каждого ансамблиста к основам музыкальной культуры, дальнейшее формирование ансамбля и репертуара.
Задачи:
В обучении: Совершенствовать технические навыки; Закрепить полученные знания по нотной грамоте и умение практически ими пользоваться при игре на инструменте;
Закрепить навык творчески и эмоционально исполнять музыкальный репертуар.
Совершенствовать технику исполнения на инструменте;Совершенствовать навыки ансамблевой игры;Научить анализировать свою работу на занятии и в концертном исполнении.
В воспитании: Воспитывать понимание и умение соотносить себя с коллективом;
Воспитывать умение давать объективную оценку своего исполнения и ансамбля;
Воспитывать стремление к саморазвитию; волю, самоконтроль
Воспитывать уважительное отношение к народной музыке;
В развитии:Развивать эмоциональное отношение к музыке;музыкальные способности;навыки ансамблевой игры. Развивать и совершенствовать исполнительские качества; коммуникативные способности.
Учебно-тематический план 1-го года занятий
№ п/п | Наименование тем, разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | - | ||
2. | Формирование первых игровых навыков | |||
3. | Работа над развитием музыкального слуха | |||
4. | Нотная грамота | - | ||
5. | Развитие чувства ритма | |||
6. | Обучение игре на инструменте | |||
7. | Итоговое занятие | - | ||
8. | Программа «Каникулы» | |||
9. | Ансамблевые навыки игры и концертная деятельность | - | ||
Итого: |
Содержание 1-го года занятий
Вводное занятие.
Введение в историю скрипичного искусства. Изучение строения скрипки, а также знакомство с основными компонентами исполнительской техники и звукоизвлечения на
скрипке. Первичные представление о музыкальных жанрах (песня, танец, марш и т.д.)
Формирование первых игровых навыков.
Изучение комплекса двигательных упражнений. Изучение специальных упражнений, избавляющие от мышечной скованности и зажатости. Изучение упражнений для развития мелкой моторики пальцев.
Работа над развитием музыкального слуха.
Изучение детских попевок, потешек, песенок; их последующее пропевание, запоминание, запись в музыкальные альбомы с красочным оформлением. Изучение фрагментов музыкальной сказки.
Нотная грамота.
Понятие о скрипичном ключе, нотном стане, длительностях, звукоряде. Изучение нот звукоряда в пределах I октавы в цветовой гамме. Изучение детских песенок и пьес с названием нот и длительностей.
Развитие чувства ритма.
Исполнение простейших ритмических фигур со счетом вслух на ладонях и палочках, на шумовых инструментах под аккомпанемент фортепиано. Понятие о сильной доле. Изучение размеров 2/4, 4/4. Запись ритмических фигур в музыкальных альбомах.
Обучение игре на инструменте.
Раздельное изучение постановки правой и левой руки. Формирование общей постановки скрипача. Изучение лёгких пьес с последующей работой над качественным звукоизвлечением, интонацией, характером исполнения. Овладение элементарными техническими навыками.
Итоговое занятие.
Подготовка к первому и последующим выступлениям на протяжении всего периода обучения. Психолого-педагогическая диагностика. Участие в Отчетном концерте ансамбля «Мелодия» в конце года (видеосъёмка).
Программа каникулы.
Ансамблевые навыки игры и концертная деятельность.
Приобретение ансамблевых навыков. Изучение ансамблевых произведений с целью приобретения прочных индивидуально-исполнительских и ансамблевых навыков
Учебно-тематический план 2-го года занятий
№ п/п | Наименование тем, разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | - | ||
2. | Дальнейшее формирование и закрепление игровых навыков | - | ||
3. | Работа над развитием музыкального слуха | |||
4. | Дальнейшее изучение нотной грамоты | |||
5. | Дальнейшее обучение игре на инструменте | |||
6. | Работа над музыкальными произведениями | |||
7. | Концертная деятельность | |||
8. | Итоговое занятие | - | ||
9. | Программа «Каникулы» | - | ||
10. | Ансамблевые навыки игры и концертная деятельность | - | ||
Итого: |
Содержание 2-го года занятий
Вводное занятие.
Повторение пройденного материала. Дальнейшее изучение истории скрипичного искусства, изучение творчества композиторов и музыкантов. Знакомство с программой второго года обучения.
Дальнейшее формирование и закрепление игровых навыков.
Изучение специальных упражнений по развитию мелкой моторики пальцев, комплекса двигательных упражнений по координации обеих рук и снятия зажатости рук. Последовательная работа над формированием общей постановки скрипача и также общая её коррекция в зависимости от физиологии ребёнка.
Работа над развитием музыкального слуха.
Разучивание пьес путём пропевания голосом, следить за правильностью интонирования; разучивать можно под аккомпанемент, обращая внимание на содержание и характер пьесы, а также на выразительность звучания. Изучение фрагментов музыкальной сказки, запись песенок в музыкальный альбом с оформлением.
Дальнейшее изучение нотной грамоты.
Закрепление пройденного материала. Изучение расположения и звучания струн. Чтение нотного текста, запись нот. Повторение размеров 2/4, 4/4, 3/4. Понятие о сильной и слабой долях. Понятие о мажоре и миноре. Исполнение ритмических упражнений. Счет. Понятие о темпе (частота пульсации метрических долей).
Дальнейшее обучение игре на инструменте.
Повторение и закрепление уже полученных ранее навыков игры на инструменте. Формирование общей постановки правой и левой рук, игра специальных упражнений для достижения красивого, ровного звука, чистой интонации (гаммы, арпеджио, этюды), а также для развития исполнительской техники. Разучивание новых приёмов звукоизвлечения (штрихи: деташе, легато, нон легато), игра разными частями смычка. Изучение I-ой позиции.
Работа над музыкальными произведениями.
Развитие навыков самостоятельной работы при разборе музыкального материала. Работа над исполнением текста наизусть без ошибок и остановок, над качеством звукоизвлечения, над интонацией, над выразительностью исполнения. Первоначальный навык умения услышать пьесу целиком, а не набором нот.
Концертная деятельность.
Закрепление первоначального навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Первоначальные навыки ансамблевой игры с концертмейстером и с другими детьми.
Участие в концертах:
- Рождественский концерт;
- Неделя музыки;
- Концерт, посвященный 8 Марта;
- Отчетный концерт ансамбля «Мелодия» (с видеосъёмкой).
Итоговое занятие.
Психолого-педагогическая диагностика. Участие в Отчётном концерте ансамбля «Мелодия» в конце года (видеосъёмка).
Программа «Каникулы».
Ансамблевые навыки игры и концертная деятельность.
Приобретение ансамблевых навыков. Изучение ансамблевых произведений с целью приобретения прочных индивидуально-исполнительских и ансамблевых навыков.
Учебно-тематический план 3-го года занятий
№ п/п | Наименование тем, разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | |||
2. | Нотная грамота | |||
3. | Обучение игре на инструменте | |||
4. | Работа над музыкальными произведениями | |||
5. | Ансамблевые навыки игры и концертная деятельность | - | ||
6. | Итоговое занятие | - | ||
Итого: |
Содержание 3-го года занятий
Вводное занятие.
Повторение пройденного материала. Дальнейшее изучение истории скрипичного искусства, изучение творчества композиторов и музыкантов. Знакомство с программой третьего года обучения.
. Нотная грамота.
Закрепление пройденного материала. Чтение нотного текста, запись нот. Повторение размеров 2/4, 4/4, 3/4. Понятие о сильной и слабой долях, повторение длительностей нот. Понятие о минорном и мажорном ладе, их выразительное значение. Изучение I-ой и II-ой октавы. Изучение разных ритмических рисунков и их запись. Значение темпа в музыке, в передаче характера и содержания музыкального произведения. Развитие навыков чтения с листа и чтения нотного текста на инструменте.
Обучение игре на инструменте.
Закрепление постановочных моментов. Закрепление пройденного материала: приёмы звукоизвлечения, штрихи, I-я позиция. Дальнейшая работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, легато (до 8-ми нот на смычок) и их чередований. Начало работы над мартле. Динамика звучания. Ведение смычка одновременно по двум струнам с применением пустых струн. Знакомство со II-ой и III-ей позицией. Ознакомление с настройкой инструмента. Изучение однооктавных гамм (мажорных и минорных + арпеджио 2-х видов). Изучение музыкальных терминов. Подготовительные упражнения для вибрации.
Работа над музыкальными произведениями.
Работа над текстом пьесы, техническая «чистота» и интонационная чистота исполнения. Разбор трудных технических, ритмических фрагментов пьесы, её позиционных и аппликатурных особенностей. Вырабатывание целостного восприятия пьесы: её содержания, формы, характера. Понятие о кульминации. Работа над динамикой. Воспитание самостоятельности творческих действий.
Ансамблевые навыки игры и концертная деятельность.
Приобретение ансамблевых навыков. Изучение ансамблевых произведений с целью приобретения прочных индивидуально-исполнительских и ансамблевых навыков, умение применять полученные знания в практической жизни. Развитие эстетического восприятия музыкального образа и воспитание самоконтроля при исполнении ансамблевых произведений на сцене. Понятие о значении партии в общем звучании ансамбля. Понимание разницы в звучании инструмента на сцене и в классе. Сценический этикет.
Итоговое занятие. Отчетный концерт ансамбля «Мелодия»
Концертная деятельность: Участие в концертах ДТД и Ю, а также внутри коллектива:
Рождественский концерт;
Неделя музыки;
Концерт, посвященный 8 Марта;
Учебно-тематический план 4-го года занятий
№ п/п | Наименование тем, разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | |||
2. | Нотная грамота | |||
3. | Обучение игре на инструменте | |||
4. | Работа над музыкальными произведениями | |||
5. | Ансамблевые навыки игры и концертная деятельность | - | ||
6. | Итоговое занятие | - | ||
7. | Программа «Каникулы» | |||
Итого: |
Содержание 4-го года занятий