Уравнение неразрывности движения потока

При обтекании тела частицы воздуха совершают сложное движение: поступательное, вращательное и деформационное (меняется форма и объем). С этим связаны типы обтекания: безвихревое (ламинарное) и вихревое (турбулентное) [20].

Уравнение неразрывности движения потока в математическом смысле представляет собой закон сохранения массы (основной закон природы) [20].

Это значит, что масса m в объеме W неизменна, то есть

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , или: Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.12)

Однако каждая составляющая ρ и W могут при этом изменяться:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.13)

Последнее выражение и есть общее уравнение теории неразрывности движения потока жидкой среды (воздух, вода и т.п.). Частный случай общего уравнения – это установившееся движение, когда Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . Это относится и к несжимаемой жидкости.

Рассмотрим течение жидкости через отдельную струйку.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.4. Течение жидкости через струйку

Количество жидкости, поступающее в единицу времени в объем через торцевое сечение I площадью S1 и равное ρ1v1S1, будет таким же, как масса жидкости ρ2v2S2, вытекающая через противоположное сечение II площадью S2, то есть:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru или Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru (2.14)

Последнее уравнение представляет собой уравнение массового расхода жидкости (воздуха), секундный расход. Для контроля определим размерность уравнения массового расхода:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru – размерность массы в технических единицах. Для несжимаемой жидкости v1S1 = v2S2, когда Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , а Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru .

Рассмотренная гипотеза практически используется при обосновании характера обтекания тела в потоке, при обосновании формулы подъемной силы крыла, флюгарки ДАУ.

2.5. Подъемная сила. Теорема Николая Егоровича Жуковского [17, 18, 20, 21]

На рисунке 2.5 представлено крыло в потоке воздуха, расположенное к оси потока под углом атаки α. Здесь Y – подъемная сила, Q – лобовое сопротивление, которое в 20 – 25 раз меньше подъемной силы Y.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.5. Крыло в потоке воздуха

В 1906 году Н.Е. Жуковский для крыла бесконечного размаха доказал теорему о том, что на такое тело (при наличии циркуляции Г вокруг него) действует подъемная сила Y. Закон основан на применении закона количества движения к массам жидкости, обтекающего крыло.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru     Рис. 2.6. Геометрические характеристики крыла: bкорн – корневая хорда; bконц – концевая хорда; bСАХ – средняя аэродинамическая хорда

Н.Е. Жуковский рассматривал крыло бесконечного размаха, у которого отношения корневой хорды (bкорн) к концевой хорде (bконц) равно бесконечности, то есть при bконц ≈ 0 или: bкорн/ bконц ≈ ∞ [17, 18, 20, 21].

Теорема Жуковского формулируется следующим образом: если поток, имеющий в бесконечности скорость v и плотность ρ, обтекает цилиндрическое тело (крыло) и циркуляция скорости вокруг этого тела равна Г, то на тело со стороны жидкости будет действовать сила Y, перпендикулярная направлению скорости v и равная произведению циркуляции на плотность и скорость потока в бесконечности [17].

Математически теорема Жуковского может быть записана формулой:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , (2.15)

где l – длина части крыла бесконечного размаха, подъемную силу которой хотят определить.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru   Рис. 2.7. Геометрические параметры профиля крыла: 1 – средняя линия; 2 – хорда; 3 – кривизна абсолютная

Величина циркуляции была предложена Жуковским в виде

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , (2.16)

где b – хорда профиля крыла, α – угол атаки крыла в радианах, Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru – относительная кривизна профиля крыла (т.е. отношение кривизны к хорде).

Подставив последнее выражение (2.16) в предыдущее (2.15) получим:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.17)

Положив bl = S (площадь крыла), Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru в радианах, с учетом того, что суммарный угол Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru обычно не превышает 15˚ ≈ 0,26 радиана, будем иметь:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.18)

Как показала дальнейшая практика определения подъемной силы, выведенная теоретическая зависимость не полностью отражает действительность. Связано это с тем, что при выводе не был учтен пограничный слой вокруг крыла. В начале зарождения теории полета практика обгоняла теорию.

Как уже было сказано, для продувок аэродинамических тел в авиации служат аэродинамические трубы, в которых определяются реальные характеристики, в том числе и подъемные силы и силы лобового сопротивления конкретных тел.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru   Рис. 2.8. График зависимости безразмерного коэффициента подъемной силы Су от угла атаки α: 1 – несимметричное тело; 2 – симметричное тело

На рисунке 2.8 приведена зависимость коэффициента подъемной силы Су от угла атаки. Практически подъемная сила определяется по формуле

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.19)

Коэффициент Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru и зависит от многих конструктивных параметров обтекаемого тела (крыла):

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , (2.20)

где λ – удлинение крыла, λ = l2/S; l – длина крыла; S – площадь крыла; η – сужение крыла, η = bкорн / bконц, bкорн – корневая хорда, bконц – концевая хорда крыла; χ – стреловидность крыла; М – число Маха; Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru – относительная кривизна крыла.

Для крыла с большим удлинением (λ > 2) и сужением (крыло бесконечного удлинения) все перечисленные параметры имеют существенное влияние на величину коэффициента Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . Однако для крыла с малым удлинением коэффициент Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru в основном зависит от удлинения. При этом малым удлинением считается величина Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru .

У крыльев бесконечного размаха по опытным данным коэффициент Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru 1/град ≈ 5,7 1/радиан. Для крыльев конечного размаха этот коэффициент меньше. Зная значение Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru можно теоретически определить значение коэффициента подъемной силы для любого удлинения:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , (2.21)

где τ – поправочный коэффициент, равный τ ≈ 0,18.

Для точного определения значения всех коэффициентов крыло продувается в аэродинамической трубе.

Для крыла малого удлинения типа флюгарки коэффициент Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru имеет следующую зависимость при М < 1:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.22)

В таблице 2.3 со звездочкой приведены практические значения Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , а без звездочки по формуле (2.22).

Таблица 2.3

Λ 0,5 1,0 1,5 2,0 3,0
Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , рад 0,9* 0,8 1,6* 1,57 2,1* 2,35 2,6* 3,14 3,2*

Формула пересчета (2.21) мало пригодна для крыльев с малым удлинением, но хорошо приемлема для крыльев с большим удлинением (λ > 2). У крыльев с малым удлинением коэффициент Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru значительно меньше коэффициента крыла с большим удлинением.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru   Рис. 2.9. Сравнение кривых Су (α) пластин больших и малых удлинений: 1 – λ > 2; 2 – λ < 2

Теорема Жуковского явилась основой теории полета и аэродинамики крыла. Она отвечает на вопрос: "Почему самолет летает?" Теорема Жуковского вместе с гипотезой о неразрывности движения потока объясняет принцип образования подъемной силы крыла самолета, особенности восприятия статического давления в ПВД и др.

На рисунке 2.10 показано крыло в потоке воздуха. Показано, что под крылом давление больше по сравнению с давлением над профилем крыла. Струи воздуха чтобы соединится в одной точке (разрыв не допустим) после прохождения крыла должны двигаться с разными скоростями, так как их пути следования разные. Верхний слой движется с большей скоростью, а значит давление над крылом меньше давления под крылом. Разность давления, умноженная на площадь крыла, создает подъемную силу.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru     Рис. 2.10. Характер обтекания крыла в потоке воздуха, установленного под углом атаки α к потоку: - - - - – давление над крылом; + + + + – давление под крылом

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.11. Гофрированное тело в потоке воздуха

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.12. Распределение избыточного давления по поверхности гофрированного тела в потоке воздуха

На переднем участке, на гладком цилиндре используется принцип Пито, когда в лобовом отверстии воспринимается полное давление Рп, а на гладких параллельных потоку стенках прибора с отверстиями воспринимается статическое давление Рст.

Эффект ребристой поверхности используется в авиаприборостроении для компенсации погрешностей восприятия статического давления при помощи ПВД.

Например, если в месте установления ПВД на самолете погрешность имеет плюсовой знак, то для компенсации ее нужно взять статическое давление от камеры А с отрицательной погрешностью.

Это же явление используется для повышения чувствительности измерителя приборной скорости. И в этом случае статическое давление нужно взять в камере А. Тогда динамическое давление Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru сформируется следующим образом:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru (2.23)

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru     Рис. 2.13. График динамического давления в зависимости от скорости: 1 – кривая до компенсации; 2 – кривая после компенсации с помощью гофрированного тела

На графике 2.13 видно, что новая кривая 2 круче стандартной кривой 1.

Идеально шар в потоке не имеет подъемной силы, если он не вращается. Стоит его закрутить, как появляется подъемная сила.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.14. Шар в потоке воздуха

При вращении ω шар будет иметь подъемную силу, так как Р1 > Р2. Это объясняется тем, что в верхней точке движение потока ускоряется, а в нижней точке замедляется.

Приведенные здесь положения не действуют в свободномолекулярном потоке. Там применима теория Ньютона, ударная теория. Из этой теории следует, что образуется только сила лобового сопротивления, подъемная сила отсутствует, так как сплошности нет, гипотеза о неразрывности не действует, циркуляции вокруг тела нет. Но практически в отличие от теории Ньютона небольшая подъемная сила появляется. Аэродинамическое качество К = Сyx в свободномолекулярном потоке при диффузионном отражении молекул мало. Так, при М = 1 К = 0,5, а при М = 20 К = 0,1. Это подтверждает факт того, что эффективность несущей поверхности летательного аппарата в разреженной атмосфере мала.

Основные выводы о природе образования подъемной силы

Подъемная сила независимо от направления набегающего потока всегда направлена перпендикулярно этому направлению и лежит в плоскости симметрии самолета.

Подъемная сила может быть положительной, если угол атаки положителен, и отрицательной при отрицательном угле атаки.

Симметричные профили при нулевом угле атаки не создают подъемной силы.

Формула подъемной силы Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru является полуэмпирической и не дает возможности найти теоретически наиболее выгодные формы профиля и крыла в плане. На эти вопросы отвечает теория крыла Н.Е. Жуковского.

При отсутствии циркуляции нет разности давлений и скоростей на верхней и нижней поверхностях обтекаемого тела, а, следовательно, нет и подъемной силы. Это значит, что при наличии подъемной силы в потоке должны существовать вихри.

Циркуляция вокруг несимметричных тел в потоке возникает самостоятельно, без помощи его вращения за счет разгонного вихря [17].

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.15. Бесциркуляционное обтекание крыла.

При обтекании, изображенном на рис. 2.15, подъемная сила на крыле не образуется, так как давления над крылом и под крылом равны. При этом предполагается, что струйки движутся с одинаковой скоростью по контуру крыла как над крылом, так и под крылом. Задняя критическая точка К2 при этом должна оказаться на верхней стороне профиля. Но такое обтекание невозможно. При реальном обтекании точка К2 немедленно окажется у задней кромки крыла. Появляется вихрь вокруг крыла, и обтекание будет напоминать картину, изображенную на рис 2.10.

Кармановские колебания

Все тела в зависимости от их формы и положения относительно потока обтекаются по-разному. В общем случае зависимость лобового сопротивления для самолета или его крыла в потоке под углом α известна:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru .

Известно также, что сопротивление всякого тела в потоке есть сумма сопротивлений от нормальных напряжений (давлений на стенки) и от касательных напряжений (напряжений трения потока о стенки), распределенные по поверхности тела [20]:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , (2.24)

или в безразмерных коэффициентах

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.25)

Графически это можно представить так:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru     Рис. 2.16. Зависимость суммарного коэффициента Cx от угла атаки α

Коэффициент Cx давл зависит от формы тела и может быть сведен либо до минимума, либо наоборот увеличен до максимума. Второе слагаемое Cx тр слабо зависит от формы тела и определяется в основном состоянием поверхности тела.

Критерием удобообтекаемости может быть отношение Cx давл / Cx . Чем меньше отношение, тем более удобообтекаемым является тело. Это значит, что у удобообтекаемого тела лобовое сопротивление возникает в основном от трения среды о поверхность тела (рис. 2.17).

На рисунке 2.17 пластинка является удобообтекаемым телом. Все лобовое сопротивление ее будет определяться трением воздуха о ее поверхность, а нормальные напряжения взаимно уничтожаются. Но поперечно установленная к потоку та же пластинка становится неудобообтекаемым телом (рис. 2.18). В этом случае ее лобовое сопротивление обусловлено давлением, распределенным по ее поверхности.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru
Рис. 2.17. Тонкая пластинка в продольно обтекаемом потоке Рис. 2.18. Та же пластинка в поперечно обтекаемом потоке при Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

На рисунке 2.19 показана зависимость Cx от числа Re для удобообтекаемого тела. Зона I – зона ламинарного течения потока, II – смешанная зона (ламинарная и турбулентная), III – зона турбулентного течения. Точка А – критическая точка при Re = 9·104 – 1,1·105.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.19. Зависимость коэффициента Cx от числа Re для удобообтекаемого тела

На рисунке 2.20 показано неудобообтекаемое тело в потоке в виде шара. Зона I – при Re < 10 – зона без пограничного слоя, среда вязкая; II – 10 < Re <103 – область, где появляется пограничный слой, начало вихрей; III – 103 < Re < 105 – область, где образуются вихри, давление за шаром резко возрастает (скорость падает).

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.20. Зависимость коэффициента Cx от числа Re

для неудобообтекаемого тела в виде шара. Шкала Re – логарифмическая

Для целей измерительных приборов (расходомеры, счетчики) используют свойства неудобообтекаемого тела в потоке воздуха, жидкости. При этом выбирают наиболее простое с технологической точки зрения тело – цилиндр, призму, дельта-тело и др. (возможны комбинации тел) [23].

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru     Рис. 2.21. Образование кармановской дорожки

Образование вихрей в одной дорожке мешает их образованию в противоположной стороне. В связи с этим вихри образуются поочередно. Так за миделевым сечением образуются кармановские дорожки шириной h, с отношением постоянным для конкретного тела l/h. Для шара это отношение равно 0,281.

Частота срыва вихрей согласно критерию Струхала равна

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , (2.26)

где v – скорость в м/с, d – характерный размер в метрах (диаметр шара, хорда крыла), С – число Струхала.

Для определения расхода жидкости или газа предлагается зависимость:

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru , (2.27)

где Q – расход, S – площадь наименьшего сечения потока вокруг обтекаемого тела. Но для этого необходимо постоянство коэффициента Струхала как можно при большем Re. Для цилиндра это число может быть 103 < Re < 105.

Кармановские колебания могут использоваться для измерения скорости воздушного потока в диапазоне Re = 300 - 2·105

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru . (2.28)

Кармановские колебания образуются, например, в потоке за флюгаркой в датчике аэродинамических углов и носят вредный характер. Под действием вихрей флюгарка колеблется, вносит дополнительную погрешность и уменьшает срок службы датчика. При необходимости можно использовать частоту колебаний флюгарки для коррекции метрологических характеристик ДАУ.

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.22. Зависимость числа Рейнольдса для течения около круглого цилиндра

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.23. Генераторы вихрей

Уравнение неразрывности движения потока - student2.ru

Рис. 2.24. Схемы измерения частоты срыва вихрей

Наши рекомендации