По изучению дисциплины

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

Филиал «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________Т.А. Перская

«__» _________ 20__г.

Нормирование точности и технические измерения

Программа дисциплины,

Методические рекомендации по ее изучению,

Задания на домашнюю контрольную работу № 1 и

Методические рекомендации по ее выполнению

Для учащихся заочного отделения.

Специальность: 2-36 01 03 «Технологическое оборудование машиностроительного производства» (по направлениям)

Направление специальности: 2-36 01 03-01 «Техническая эксплуатация технологического оборудования машиностроительного производства»(производственная деятельность)

Автор И.А. Соловей, преподаватель филиала «КСТМ и А» УО «РИПО»

Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Нормирование точности и технические измерения», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 16.05.2008 г.

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии эксплуатации оборудования машиностроения

Протокол № ___от « ____»____________ 2016 г.

Минск

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………..3

2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………4

3. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………5

4. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….8

5 . ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………7

6. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ………………………………………………..11

6.1. Примеры расчета посадок гладких цилиндрических соединений……………11

6.1.1. Пример расчёта посадки с зазором………………………………………………11

6.1.2. Пример расчёта переходной посадки……………………………………………13

6.1.3. Пример расчёта посадки с натягом……………………………………………...15

6.2. Расчет посадок резьбового соединения…………………………………………...15

6.2.1. Пример расчёта резьбового соединения с зазором……………………………22

6.3. Измерительный контроль калибрами …………………………………………….....23

6.3.1. Пример расчёта калибров для контроля деталей гладких цилиндрических сопряжений………………………………………………………………………………...25

6.4. Выбор средств измерения…………………………………………………………...29

6.5. Технические измерения……………………………………………………………...31

7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ………………………………………………..32

8. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………….32

9. ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1……………………………………..33

10. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………35

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В преподавании предмета «Нормирование точности и технические измерения» основное место должны занимать вопросы чтения условных обозначений, требований к точности геометрических параметров, применяемых в технической документации изделия, и выбор норм точности по аналогии. Техник обязан уметь читать чертежи, назначать нормы точности параметров, выбирать методики выполнения измерений и давать заключение о годности деталей по результатам измерений их геометрических параметров. Для этого необходимо иметь базовые знания принципов построения полей допусков (предельных контуров деталей) при нормировании размеров гладких цилиндрических поверхностей, сложных поверхностей (резьбовых, шлицевых, зубчатых), а также полей допусков формы и расположения поверхностей и параметров шероховатости.

В системе подготовки техников по машиностроительным специальностям важное место занимает комплекс вопросов точности геометрических параметров, их стандартизации и технических измерений, от чего в большей мере зависит качество выпускаемой продукции. Изучение этого комплекса вопросов является целью предмета «Нормирование точности и технические измерения».

Объем и содержание задания определены программой предмета и учебным планом, предусматривающим выполнение одной контрольной работы.

Для приобретения практических навыков и закреплению теоретического материала учебной программой предусмотрено 6 часов лабораторных занятий. Оставшиеся часы учащийся-заочник должен отработать самостоятельно. Рекомендации по их выполнению даются в методических указаниях к соответствующим темам. Перечь обзорных занятий, практических работ, намеченных для изучения и проведения в учебном заведении, указан в примерном тематической плане. Это распределение является примерным и может быть уточнено цикловыми комиссиями каждого учебного заведения.

Изучение разделов и тем предмета предлагается выполнять в следующей последовательности:

1. Ознакомиться с программой предмета.

2. Подобрать соответствующую литературу для изучения предмета и выполнения контрольных работ.

3. Изучить программный материал и кратко законспектировать, используя методические указания.

4. Выполнить лабораторно-практические работы, приведенные в программе.

5. Проверить уровень усвоения материала по рекомендуемым темам, ответив на вопросы для самоконтроля в конце тем.

6. Выполнить контрольные работы в сроки, предусмотренные графиком.

7. В период лабораторно-экзаменационной сессии углубить и привести в систему знания по предмету, сдать зачет и экзамен.

Изучив предмет, учащийся должен знать:

· принципы нормирования точности различных поверхностей;

· методику расчета допусков и посадок;

· области применения различных контрольно-измерительных инструментов и приборов;

· метрологические характеристики средств измерений, виды погрешностей;

должен уметь:

· пользоваться стандартами Единой системы допусков и посадок (ЕСДП);

· расшифровывать нормы точности, обозначенные на чертежах деталей машин;

· выбирать и применять контрольно-измерительные инструменты и приборы;

· рассчитывать параметры допусков и посадок.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, в клетку или в компьютерном варианте, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.

Контрольная работа должна быть выполнена одним цветом ручки. Чертежи, схемы, графики, характеристики должны выполняться карандашом, под линейку с соблюдением ГОСТ.

После получения работы с оценкой и замечаниями преподавателя надо исправить отмеченные ошибки, выполнить все его указания и повторить недостаточно усвоенный материал. Если контрольная работа получила неудовлетворительную оценку, то учащийся выполняет ее снова по старому или новому варианту в зависимости от указания рецензента и отправляет ее на повторную проверку. В случае возникновения затруднений при выполнении контрольной работы учащийся должен обратиться в колледж для получения устной или письменной консультации.

Наши рекомендации