Тема 4. Процессы и ресурсы, обеспечивающие общее управление качеством

Понятия «процесс», «владелец процесса», «основной процесс», «вспомогательный процесс». Основные и вспомогательные процессы жизненного цикла продукции/услуги.

Термин «процесс».

Под процессом обычно подразумевается определенная совокупность дей-

ствий, направленных на достижение поставленной цели на основе преоб-

разования входов в выходы, а бизнес-процесс – это такой про-

цесс, в результате которого достигается конкретная коммерческая (пред-

принимательская) цель деятельности компании (а связанное множество

бизнес-процессов направлено на выпуск продукции). Далеко не каждый

процесс может называться «бизнес-».

Если все процессы организации взаимодействуют друг с другом на

основе входов и выходов (в том смысле, что выходы одного процесса яв-

ляются входами в другой или другие процессы), то совокупность процес-

сов или процессная модель будет представлять собой цепочку взаимодей-

ствующих процессов, каждый из которых влияет на функционирование

как других процессов, так и системы в целом. При этом связи между про-

цессами будут проявляться не только на уровне взаимодействия входов и

выходов, но и в том, что результат выполнения одного процесса влияет на

издержки и эффективность других.

Переход к процессно-ориентированному менеджменту в рамках сис-

тем менеджмента качества предопределил появление нового подхода к

оцениванию качества продукции, суть которого заключается в следую-

щем: каждый из процессов обладает набором параметров, характеризую-

щих его протекание и способность процессов достигать запланированных

результатов (ISO 9001), поэтому возможно, используя мониторинг про-

цессов, судить о качестве продукции по отклонениям характеристик про-

цесса от заданных (установленных) значений. Однако использование это-

го метода возможно только в случае умеренной стохастичности процессов

и при наличии данных о влиянии отклонения каждого из параметров на

качество конечной продукции.

За исключением процессов, которые непосредственно взаимодействуют с потребителями и инициируют создание продукции или завершают производственную цепочку передачей продукции потребителю.

Принципиальное отличие процессного подхода от функционального

заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется

не на функциях, выполняемых различными подразделениями и должност-

ными лицами, а на межфункциональных видах деятельности, объединяю-

щих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные ре-

зультаты деятельности. При этом главное внимание обращается не на вер-

тикальные (иерархические) связи в организационной структуре, которые

традиционно хорошо отлажены, а на горизонтальные (связи между функ-

циональными подразделениями), являющиеся наиболее слабыми и потому

представляющие реальную опасность для прочности организационной

структуры и надлежащего функционирования системы менеджмента.

Перспектива процесса дает необходимую интеграцию, гарантируя, что ре-

альная рабочая практика эксплицитно связана со всей работой фирмы.

Определяющее методологическое достоинство процессного подхода за-

ключается, прежде всего, в неразрывности менеджмента на стыках дея-

тельности подразделений и должностных лиц.

Следует отметить, что процесс (преобразование входов в выходы

посредством использования ресурсов) понятие достаточно емкое, и сами

процессы включают множество различных аспектов, поэтому зачастую

процессы делятся на подпроцессы – своеобразные «минипроцессы», про-

текающие параллельно и в совокупности образующие процесс. Соответст-

венно, подпроцесс – это часть процесса, представляющая собой закончен-

ный цикл деятельности, преобразующий входы в выходы, и протекающий

параллельно другим циклам в рамках одного процесса. Подпроцессы, в

свою очередь, подразделяются на виды деятельности. Несмотря на доста-

точно частое упоминание видов деятельности в специальной литературе,

ни одним из авторов не дается их определение (в отличие от определения

процесса). Рассмотрим данное понятие.

Деятельностью является такое взаимодействие человека и среды, в

процессе которого он добивается какой-либо сознательной цели, то есть

это реальная связь субъекта с объектом, где субъектом выступает лич-

ность, движимая определенными мотивами и преследующая конкретные

цели. Общая структура любой деятельности состоит из четырех звеньев:

цель – мотив – способ – результат. Наличие цели является неотъемлемым

признаком деятельности; выражение «бесцельная деятельность» вообще

не имеет смысла. Цель деятельности – это идеальные представления о ее

будущем результате, которые, как закон, определяют характер и способы

действия человека. Таким образом, процессы состоят из операций, видов

или актов деятельности. При этом вид деятельности (операция) – это вы-

деленная определенным образом часть всей совокупности деятельности,

осуществляемой организацией при производстве продукции (услуги).

В процессе виды деятельности могут выступать как этапы, стадии, опера-

ции или действия преобразования. Виды деятельности в рамках подпро-

цессов представляют собой линейную цепочку взаимодействия.

Таким образом, общая схема развертывания процесса с учетом возмож-

ных внутренних разветвлений представлена следующим образом (рис. 2).

Деление на подпроцессы и виды деятельности достаточно условно:

определенным образом выделенные и последовательно осуществляемые в

рамках одного процесса блоки деятельности, обладающие признаками

процесса, но не выделенные организацией как самостоятельный процесс,

можно назвать видами деятельности. А блоки деятельности, обладающие

признаками процесса, но не выделенные организацией как самостоятель-

ный процесс и протекающие в рамках процесса параллельно, можно на-

звать подпроцессами. Иллюстрацией такого подхода может служить схема

процесса «Проведение контроля и испытаний готовой продукции», разра-

ботанная и используемая на одном из предприятий парфюмерно-

косметической отрасли (рис. 3).

Требования к применению процессного подхода установлены в раз-

личных международных и национальных стандартах. Как уже было сказа-

но выше, базовыми документами, в которых приведены требования к вне-

дрению процессного подхода в рамках функционирования систем менедж-

мента качества, являются ISO 9000 «Системы менеджмента качества –

Основы и словарь», ISO 9001 «Системы менеджмента качества – Требова-

ния» и ISO 9004 «Управление устойчивым успехом организации. Подход,

основанный на менеджменте качества». Тем не менее, было бы абсолютно

неверным считать, что развитие процессного подхода заканчивается раз-

работкой международных стандартов ISO серии 9000.

Менеджмент, как наука об управлении, находится в постоянном

развитии, при этом изменяются и подходы к управлению качеством – из-

менение взглядов на менеджмент и появление инновационных форм

управления приводят к пересмотру и появлению новых стандартов, со-

держащих требования к осуществлению менеджмента организаций.

В рамках стандартизации требований к процессному управлению следует

отметить появление международных отраслевых и национальных стан-

дартов.

Можно отметить следующие преимущества применения процессно-

го подхода:

Процессный подход придает единую направленность менеджменту и

производству, которое, независимо от того, как структурируется ор-

ганизация, имеет, как правило, горизонтальную направленность

и носит строго процессный характер.

За счет сокращения иерархических уровней организационной струк-

туры процессный подход позволяет упростить обмен информацией

между различными подразделениями.

Переход к процессному подходу позволяет рассматривать деятель-

ность в системе менеджмента качества не в статике, а в динамике,

когда деятельность в системе должна постоянно улучшаться на ос-

нове соответствующих измерений и анализа.

Процессный подход акцентирует внимание менеджмента на взаимо-

действии подразделений и должностных лиц, что дает возможность

устранять «ничейные поля», т.е. участки деятельности, выпадающие

из-под влияния системы менеджмента качества.

Процессный подход характеризуется большей по сравнению с функ-

циональным подходом способностью к совершенствованию ме-

неджмента, что крайне важно в условиях возрастающей конкурен-

ции, с которой постоянно сталкиваются организации.

Процессный подход расширяет возможности организаций в разви-

тии их бизнеса. В соответствии с этим требование ISO 9001 о необ-

ходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной

ценности можно считать одним из центральных в практике приме-

нения процессного подхода.

Деятельность любой организации – это реализация процессов. Тем

не менее, существует целый ряд проблем, связанных с внедрением про-

цессного подхода:

непонимание менеджментом необходимости внедрения процессного

подхода как идеологии;

неготовность к серьезным изменениям в структуре управления ком-

панией (и в организационной структуре);

построение системы процессов, неадекватной реальному бизнесу

компании;

ошибки при создании системы показателей, увязке процессов и по-

казателей;

неспособность создать систему постоянного улучшения процессов

(т. е. внедрить цикл PDCA);

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Любая организация, которая хочет сохранить и улучшить позиции на

рынке в долгосрочном периоде, должна ориентироваться в своем развитии

на потребителей (как внешних, так и внутренних) и управлять процесса-

ми. Неэффективные внутренние процессы снижают рентабельность и кон-

курентоспособность организации, поэтому для организации важно свое-

временно и адекватно реагировать на изменения внешней среды соответ-

ствующими изменениями внутри организации. Сотрудники будут знать,

как именно выполнять свою работу. Четкая структура взаимосвязи всех

процессов организации позволит повысить «прозрачность» работы.

Переход предприятия к процессно-ориентированному управлению

предполагает:

идентификацию процессов,

развертывание процессов,

документирование процессов,

определение последовательности и взаимодействия процессов.

После того, как выполнена работа по идентификации требований по-

требителя и трансформации их в характеристики (параметры качества)

продукта, производитель может приступать к определению (выделению,

идентификации) процессов, необходимых для создания продукции.

Идентификация процессов – первоочередная и, пожалуй, самая

сложная работа, которую следует выполнить при реализации процессного

подхода. Так как не существует стандартного перечня процессов, органи-

зации следует самой определить состав процессов, выполнение которых

необходимо для выпуска продукции, отвечающей требованиям потреби-

телей. Этот состав должен отражать специфику производства и ведения

бизнеса организации.

Первоначально, исходя из миссии и видения, высший менеджмент

организации должен определить состав основных направлений своего

бизнеса. В каждой организации может осуществляться один или несколь-

ко основных бизнесов разной степени сложности. Для установленных ос-

новных бизнесов организации определяются реализующие их процессы.

Как показывает практика, идентифицировать полный состав бизнес-

процессов в организации с первого раза удается крайне редко. Поэтому,

как правило, сначала формируется временный перечень процессов, а уже

затем, по мере более глубокого анализа деятельности организации, этот

перечень корректируется в сторону наиболее полного отражения специ-

фики деятельности организации.

Однако не все из процессов оказывают одинаковое влияние на успех

организации в конкретных рыночных условиях. В связи с этим целесооб-

разно выделять ключевые процессы, оказывающие наибольшее (решаю-

щее) воздействие на достижение главных целей организации. Эти процес-

сы могут быть определены в зависимости от степени их влияния на удов-

летворенность потребителей, акционерную стоимость организации,

увеличение продаж продукции, расширение рынка реализации продукции,

уменьшение издержек и др. Ранжирование ключевых процессов следует

производить на основе тщательного анализа. В качестве способа ранжиро-

вания ключевых процессов может быть использована экономическая

(предпочтительно) или экспертная оценка степени влияния отдельных

процессов на конечные результаты бизнеса.

Наряду с ключевыми могут быть выделены и критические процессы,

т.е. процессы, ненадлежащая организация которых или несоблюдение

требований к их выполнению представляют фактическую или потенци-

альную опасность для обеспечения качества продукции и, следовательно,

для эффективности организации. Такие процессы требуют незамедлитель-

ного вмешательства (корректировки или улучшения) и должны находить-

ся под особым вниманием. Следует иметь в виду, что если ключевые про-

цессы отражают внешние по отношению к организации воздействия, то

критические процессы являются отражением сугубо внутренних воздейст-

вий. Возможны ситуации, когда ключевые процессы одновременно явля-

ются и критическими.

Помимо такого разделения процессов системы менеджмента качест-

ва, организациями используются также общие классификации. Существу-

ет несколько классификаций, одинаково используемых в практике.

Согласно одной из них все процессы менеджмента качества делятся

на три группы: основные процессы (или бизнес-процессы), процессы ме-

неджмента и обеспечивающие (или вспомогательные) процессы. Основой

такой классификации является принцип влияния процессов на добавлен-

ную стоимость и добавленную ценность продукции и самой организации.

В этом случае основными процессами (или бизнес-процессами) ор-

ганизации будут те процессы, которые непосредственно добавляют стои-

мость продукции, результатом взаимодействия этих процессов будет достижение коммерческих целей, то есть получение прибыли. По сути, это

процессы, приводящие к выпуску продукции или предоставлению услуги,

начиная с анализа существующих потребностей конкретных потребителей

и заканчивая поставкой продукции. Основные процессы образуют цепочку

бизнес-системы организации, то есть системы, направленной на создание

продукции/услуги, и определяют выходные результаты деятельности. Эти

процессы имеют стратегическую важность, поскольку прямым образом

влияют на удовлетворение потребителей. Основные процессы непосредст-

венно связаны с физическим созданием продукции, ее доставкой, а также с

послепродажным сервисом. При построении процессной модели организа-

ции основные процессы образуют линейную цепочку, последовательно

взаимодействуя друг с другом. При этом результаты каждого предыдущего

процесса будут влиять не только на процесс, непосредственно осуществ-

ляющийся после него, но и на всю последующую цепочку процессов.

Таким образом, цепочка основных производственных процессов ха-

рактеризуется преобразованием входов (сырье, материалы) в выходы (ко-

нечная продукция или полупродукт, подвергающийся дальнейшей

переработке в ходе процесса выпуска конечной продукции) и наличием

внешнего потребителя продукции, требованиям которого должна отвечать

продукция.

Обеспечивающие (или вспомогательные) процессы – это процессы,

не оказывающие непосредственного влияния на стоимость продукции, но

в результате их функционирования создаются необходимые условия для

осуществления бизнес-процессов, а значит, они влияют на стоимость опо-

средованно (по сути, это те процессы, без которых функционирование ос-

новных процессов в принципе невозможно). Эти процессы непосредст-

венно не влияющие на добавление стоимости продукции, добавляют цен-

ность самой организации, делая возможным реализацию коммерческих

целей. В отличие от основных, обеспечивающие (вспомогательные) про-

цессы являются по своему характеру вертикальными, так как отражают

деятельность организации по вертикали в соответствии с ее структурой и

формой взаимодействия руководителей функциональных подразделений.

Следовательно, вспомогательные производственные процессы иден-

тифицируются по преобразованию входов (сырье, материалы, информа-

ция) в выходы (полупродукт, услуги) и наличию внутреннего потребите-

ля. Внутренние потребители определяются в соответствии с организаци-

онной структурой и местом в технологическом процессе выпуска

продукции. Результат вспомогательных производственных процессов на-

правлен на обеспечение процесса выпуска продукции и не включается

впоследствии в состав конечной продукции.

Состав процессов формируется на основе их классификации и для

разных организаций будет своим в зависимости от размера организации,

направления бизнеса, организационной структуры и множества других

факторов. Анализ процессных моделей различных российских и зару-

бежных организаций позволяет сделать вывод об их индивидуальности –

в большинстве своем процессные модели и составы процессов систем

менеджмента качества отличаются друг от друга даже для похожих орга-

низаций.

При формировании состава процессов системы менеджмента качест-

ва должны быть учтены следующие условия:

1) наличие для каждого процесса очевидного преобразования входа в

выход путем последовательного выполнения некоторых взаимоза-

висимых видов деятельности (таких видов деятельности в процессе

должно быть не меньше двух, и деятельность должна носить повто-

ряющийся характер), об этом уже говорилось выше;

2) возможность отнести один процесс к компетенции одного из выс-

ших руководителей организации – владельца процесса;

3) состав процессов не выходит за рамки требований стандарта

ISO 9001 и по возможности минимизирован.

Конкретный состав процессов, оказывающих влияние на получение

добавленной ценности, в организации определяется следующим образом.

Первоначально устанавливаются цепочки основных процессов (цепочки

ценности) и их подпроцессов. Далее определяются обеспечивающие про-

цессы и процессы менеджмента.

Например, канадской компанией «Праксиом Ресерч Групп» при раз-

работке процессной модели был выделен следующий состав типичных

процессов в соответствии с ISO 9001:

1) процесс управления качеством;

2) процесс управления ресурсами;

3) процесс учета законодательных и регулирующих требований;

4) процесс маркетинговых исследований;

5) процесс разработки продукции;

6) процесс закупок;

7) процесс производства;

8) процесс предоставления услуг;

9) процесс защиты продукции;

10) процесс оценки требований потребителей;

11) процесс внутренней связи;

12) процесс управления документацией;

13) процесс управления протоколами качества;

14) процесс планирования;

15) процесс подготовки персонала;

16) процесс внутреннего аудита;

17) процесс анализа со стороны руководства;

18) процесс измерения и мониторинга;

19) процесс управления несоответствиями;

20) процесс постоянного улучшения.

Процессная модель дает четкое представление о последовательности и взаимодействии идентифицированных процессов и позволяет рассматривать деятельность организации как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях по принципу замкнутой цепи.

На данной схеме не представлены взаимодействия вспомогательных про-

цессов и процессов менеджмента, поскольку это взаимодействие достаточ-

но сложно и не может быть представлено на такой упрощенной схеме.

Графическая модель бизнес-процессов позволяет конструктивно

анализировать взаимосвязи процессов и на этой основе выбирать наиболее

эффективные направления улучшения функционирования системы ме-

неджмента качества. В частности, такое улучшение может быть достигну-

то увеличением числа процессов за счет «расширения» отдельных видов

деятельности до процессов и «сжатием» состава процессов за счет исклю-

чения из него процессов или отдельных видов деятельности, не имеющих

полезных выходов. Оптимизируя структуру системы менеджмента каче-

ства, графическая модель бизнес-процессов дает возможность избежать

нечеткости в определении обязанностей участников процессов, исключить

избыточность и запутанность документооборота.

Модель дает четкое представление о последовательности и взаимо-

действии идентифицированных процессов (для выделения определенных

видов процессов схема может быть выполнена многоцветной или много-

уровневой). Модель может выполнять и роль своеобразного испытатель-

ного стенда. В этом случае на нее могут наноситься цветные флажки, обо-

значающие те процессы, которые в данный период времени являются

ключевыми или критическими.

Обратная связь основных процессов с обеспечивающими и процес-

сами менеджмента реализуется через формирование необходимой органи-

зационной структуры, которая (с учетом фактора внешней кооперации) в

полной мере обеспечивает текущее функционирование основных процес-

сов, а при необходимости – их реинжиниринг. Данный вопрос будет рас-

смотрен в последующих главах учебного пособия.

Управление процессом, как правило, включает в себя функции пла-

нирования, организации работ, контроля выполнения и регулирования.

При планировании процесса устанавливаются обоснованные задания и

определяются ресурсы, необходимые для их выполнения. Организация

работ – это упорядочение (рациональное распределение) деятельности

подразделений и должностных лиц организации в целях достижения за-

планированных результатов. При контроле выполнения процесса

осуществляются непрерывный анализ и оценивание соответствия факти-

ческих значений измеряемых параметров установленным, а также перио-

дически оцениваются результативность и эффективность процесса.

Наши рекомендации