Тема 4: Сертификация систем качества
1.Значение сертификации систем качества (СК)
2.Порядок сертификации систем качества
3.От ИСО 9000:1994 к ИСО 9000:2000
1.В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицирующих свои системы качества (СК) на соответствие стандартам ИСО 9000. В настоящее время эти стандарты применяются более чем в 80 странах мира. Существуют данные, что предприятия, сертифицирующие СК работают в 2 раза эффективнее.
Во многих зарубежных странах сертификация СК включается в процедуры сертификации продукции.
Транспортный знак СЕ не возможно получить без наличия сертификата на СК.
СМК позволяет увеличить цену продукции в среднем в 1,5 раза.
Предприятия, имеющие СМК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования. Благодаря СМК предприятия побеждают в международных тендерах, получают крупные государственные заказы.
При возникновении судебных исков, связанных с бракованной продукцией сертификат на СМК расценивается судом как доказательство невиновности.
Тенденция стремительного роста сертификации СМК связаны как с внешними, так и с внутренними причинами.
К внешним относятся :
1.Требования заказчика
2.Повышение конкурентоспособности
К внутренним относятся:
1.Сокращение издержек производства
2.Повышение ответственности руководства
Важной задачей Федеральных органов власти является поддержка субъектов хозяйственной деятельности внедренных СМК.
Ряд предприятий страны имеют одновременно на ССМК как национальный сертификат, так и сертификат одной из международных организаций ( Регистр Лонда, ТЮФ).
2. Сертификация СМК проводится для создания уверенности у потребителей продукции и услуг, а также других заинтересованных сторон в возможности изготовителя, обеспечить потребителей продукцией, соответствующей установленным требованиям.
Главный объект сертификации СМК – это деятельность по управлению и обеспечению качества.
Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001(единственная модель для обеспечения качества СМК).
До 2000 г. использовалось еще 2 модели 9002, 9003, но они утратили свою силу.
Сертификация СМК осуществляется в 3 этапа:
1. Предварительная оценка СМК
Данный этап проводит предварительную оценку СМК с целью определения степени готовности, проверяемой организации к сертификации на основе анализа основных документов СМК (политика в области качества, руководство по качеству).
При необходимости по согласованию с заявителем ОС может командировать своего представителя для проведения на месте предварительного ознакомления с СМК проверяемой организации для решения возникших вопросов. Данный этап заканчивается оформлением заключения о возможности сертификации СК.
2. Проверка и оценка СМК в организации
Не соответствия, выявленные в ходе проверки делятся на:
а) значительные не соответствия (отсутствуют элементы СК)
б) малозначительные не соответствия (есть упущения при реализации отдельных требований стандартов).
Сертификация СМК является завершенной, когда будут проверены все запланированные корректирующие мероприятия перепроверена результативность их выполнения (это является критерием при принятий решения соответствии СМК).
Возможны 3 варианта решения на основании проверки:
1. Полное соответствие (сертификат выдается)
2. Частичное не соответствие (отсрочка до 6 месяцев)
3. Полное не соответствие (отказ в выдаче сертификата)
Одновременно с оформлением сертификата ОС и заявитель должны заключить договор на проведение инспекционного контроля.
3.Инспекционный контроль за сертифицированной СМК
Устанавливается на весь период действия сертификата и осуществляется не менее 1 раза в год.
При проведении контроля эксперты проверяют наличие плана корректирующих мероприятий и их результатов. Как и при сертификации продукции и услуг в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового инспекционного контроля (при обнаружении не соответствий продукции, претензий со стороны потребителей).
3.Работы по пересмотру стандарта базируются на тщательном анализе и практике применения этих документов, в результате чего они претерпели существенные изменения с момента их первой публикации в 1987 году.
Версия 2000 года воплотила в себе все новейшие достижения в области качества и 13 летний опыт в применении стандартов.
Среди отличий последней версии от предыдущих отмечают следующие:
1. Сокращение числа стандартов
2. Четко сформулированные требования к достижению удовлетворенности потребителей и постоянному улучшению деятельности
3. Более логичная и простая структура стандарта
4. Введение принципа процессного подхода в деятельности организации
5. Удобство применения на предприятиях услуг и малого бизнеса
6. Использование всех 8 принципов TQM.
7. Возможность идти дальше в сертификации, обеспечение достижения удовлетворенности не только потребителей, но и акционеров, персонала предприятия.