Функции стандартизации в современном мире

Значение стандартизации в современном мире трудно переоценить. Оно вытекает из тех процессов в экономике и общественной жизни, которые характерны для конца XX – начала XXI вв. и подтверждается рядом факторов.

Первый среди них – глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ государств на пути свободного перемещения капитала, производств, технологий, товаров, людей, идей и информации туда, где для них складываются наиболее благоприятные условия, способствующие более эффективному разделению труда в целом по мировому сообществу.

Что наша жизнь – одни стандарты! - Выявлена тенденция к существенному возрастанию роли стандартизации в жизни мирового сообщества как инструмента систематики и приведения к единому формализованному описанию экономики и социальной сферы общества в новых условиях их глобализации.

Делай как я! - Не менее важным является второй фактор – ускорение научно-технического прогресса, стремительное развитие прогрессивных отраслей и сфер деятельности, например, информационных и коммуникационных технологий, ракетно-космической техники, биотехнологии. С этим тесно связано использование высоких технологий для сокращения цикла проектирования и изготовления продукции, обеспечение оптимального соотношения между качеством, стоимостью и временем изготовления продукции.

Наконец, третий фактор – необходимость усиления внимания к охране окружающей среды и рациональному использованию ресурсов. Человечество, пока еще во многом теоретически, осознало опасность апокалипсиса из-за неразумного, порою варварского отношения к среде проживания. Кроме того, эта проблема выходит на комплекс задач обеспечения приемлемого качества жизни.

Перечисленные факторы значительно повлияли на перестройку деятельности международной, региональных и национальных систем стандартизации. Как идеал, выдвинут принцип: "Единый стандарт, одно испытание, признанные повсюду".

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции. В условиях рыночных отношений эти функции можно сгруппировать по конечному эффекту от стандартизации в три большие группы: экономическую, социальную и коммуникативную.

1.Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставление характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня технической конкурентоспособности товара. Стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством и обеспечивает возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Однако есть и другая сторона стандартизации технологического процесса: постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

2. Социальная функция стандартизации заключается в том, что в стандарты включают и достигают в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта. Это могут быть требования и правила по обеспечению безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, по объединению усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Таким образом, реализация социальной функции нормативного документа позволяет достигнуть следующих целей: 1) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2) безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф; 3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

3. Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Обеспечение общения и взаимодействия людей, в частности специалистов, производится путём личного обмена или путём использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и прочих) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. Так как коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией, следовательно, нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства, документооборота и т.п.

Уровни стандартизации

Стандартизация осуществляется на разных уровнях в зависимости от того, участники какого экономического, политического, географического региона мира разрабатывают и утверждают нормативные документы. Уровни подразделяются на международный, региональный, межгосударственный, национальный и уровень организаций.

В международной стандартизации участвуют органы по стандартизации всех стран.

Она осуществляется, например, в рамках ISO (ИСО) – международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии IEC (МЭК), Всемирной организации здравоохранения при ООН (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединённых наций (ФАО), Международной организации гражданской авиации, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ). и др.

ИСО, например, охватывает национальные организации по стандартизации свыше 130 стран мирового сообщества, в ней функционирует свыше 200 технических комитетов. Парк стандартов ИСО составляет 12 тыс. единиц, МЭК – 3 тыс. Стандарты ИСО серии 9000 на системы качества применяются в 160 странах мира. На их соответствие сертифицировано около 500 тыс. систем качества юридических лиц.

Россия – индустриально развитая страна с большими традициями и достижениями в области стандартизации, страна, которая в 1946 г. была одним из учредителей Международной организации по стандартизации (ИСО), с 1913 г. участвует в деятельности другой крупнейшей международной организации по стандартизации – МЭК (Международная электротехническая комиссия).

ISO 9001:2000 Quality management systems. Requirements (Системы менеджмента качества. Требования)

ИСО/МЭК 17025:2005 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

В региональной стандартизации участвуют органы по стандартизации только одного географического или экономического региона мира.

Общепризнанная региональная организация по стандартизации - Европейский комитет по стандартизации (СЕН, EN). Арабской организации по стандартизации и метрологии, Панамериканского комитета стандартов, Европейской экономической комиссии.

EN 45014 Общие требования к Декларации поставщика о соответствии

ЕН ИСО 3171 Нефтяные жидкости. Автоматический отбор проб из трубопроводов

Межгосударственная стандартизация –это региональнаястандартизация, проводимая на уровне государств – членов Содружества Независимых Государств (СНГ).

Национальная стандартизация –стандартизация, проводимая на уровне одной конкретной страны, например, США:

АСТМ Д 4929-99 Стандартный метод определения органических хлоридов, содержащихся в сырой нефти

У одних стран мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в республике Куба), в других - негосударственными организациями (в Германии, Великобритании, Франции, Финляндии).

Российская национальная стандартизация До 2003 года стандартизация в России проводилась на федеральном уровне в соответствии с законодательством РФ, в рамках Государственной системы стандартизации РФ, теперь она носит название Национальной системы стандартизации РФ.

Национальная система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

Российская национальная стандартизация (ГОСТР 1.12-2004): Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Примечания

1 Главным образом эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

2 Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются: повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению; устранение барьеров в торговле; содействие научно-техническому сотрудничеству; обеспечение единства измерений и достижение иных целей стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности; содействие соблюдению требований технических регламентов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; обеспечение взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Самостоятельная работа

Приведите перечень основополагающих стандартов Национальной системы стандартизации РФ (Набираете в поисковой системе «Кодекс» ключевые слова

«ГОСТ Р 1. Стандартизация в Российской Федерации»

1. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

2. ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации.Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

и т.д.

Стандартизация на уровне организаций – стандартизация, проводимая в соответствии с законодательством РФ на уровне отрасли или сектора экономики, на уровне коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций или объединений юридических лиц. (Под отраслью и сектором экономики понимается совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или)производящих продукцию, обеспечивающих соответствующие процессы и оказывающих услуги определённых видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение).

СТО ТПУ 2.3.05-2006 Стандарт организации. Система образовательных стандартов. Занятия лабораторные. Общие требования к организации и проведению

Наши рекомендации