Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) как объект стандартизации
Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации являются необходимой составляющей работ в таких областях деятельности, как статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деятельность.
Указанные работы осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности. Например, с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле должны быть стандартизированы требования ких штриховому кодированию как условия информационного обеспечения деятельности торговых организаций. Для статистического учета выпуска специалистов с высшим образованием, учета выпуска специалистов в целом должны быть стандартизированы классификация и кодирование специальностей по образованию.
Главный результат работ по ЕСКК — создание классификаторов ТЭСИ — официальных документов, представляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области ТЭСИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятия. Общероссийские классификаторы (ОК) приравниваются к государственным стандартам.
Основные положения по ЕСКК ТЭСИ установлены Правилами по стандартизации (ПР 50-733—93).
Объектами ОК являются: продукция (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции, ОК строительной продукции); процессы (ОК работ и услуг в промышленности, торговле, материально-техническом снабжении, в сфере бытовых услуг населению и пр.); трудовые и природные ресурсы (ОК профессий рабочих, должностей служащих, ОК специальностей по образованию, ОК полезных ископаемых и подземных вод); структура народного хозяйства (ОК предприятий и организаций, ОК отраслей народного хозяйства); экономическая информация (ОК технико-экономических показателей, ОК валют, ОК информации по денежному обращению) и пр.
Основные потоки информации, используемой в управлении хозяйством, связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией, являющейся объектом производства и потребления, планирования и учета, материально-технического снабжения и торговли и т.д. Для обработки данных о продукции в автоматизированных системах должен использоваться единый общегосударственный информационный язык. Носителем этого языка является Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).
Важность ОКП определяется такими статистическими данными: предприятия и организации нашей страны выпускают более200 млн. наименований различной продукции; ее производство и распределение осуществляют более 500 тыс. субъектов хозяйственной деятельности. В этих условиях практически невозможно осуществить планирование, учет и распределение продукции без использования автоматизированной системы управления, которая зависит от совершенства ОКП как основы информационного обеспечения. ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время ОКП как национальный классификатор сосуществует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стране в 1991 г. в качестве основы таможенного тарифа — Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для увязки группировок ОКП и ТН ВЭД используется справочный инструментарий — «переходные ключи», которые представляют собой таблицы, где по каждому наименованию продукции параллельно даются коды по каждому классификатору.
Составной частью ЕСКК ТЭСИ является каталогизация продукции — процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием. В основу каталогизации положены работы по классификации, кодированию и идентификации.
Каталогизация — одна из разновидностей информационной технологии. Информационное обеспечение в области управления номенклатурой товаров требуется специалистам всех уровней и звеньев хозяйства для обоснованного принятия управленческих, коммерческих и технических решений. Формируемая в настоящее время Федеральная система каталогизации продукции для государственных нужд (ФСК) решает следующие задачи: однозначная идентификация предметов снабжения за счет единых стандартных правил описания; сбор, регистрация и хранение информации; выявление взаимозаменяемых, дублирующих и устаревших видов продукции; информационное обслуживание пользователей ФСК. Опыт развития в экономическом отношении стран мира показывает, что расходы на информационное обеспечение фирм-производителей, включая рекламу и маркетинг, составляют до 1/3 и более их общих затрат.
Система каталогизации продукции была разработана в США. В законе США о военной стандартизации, принятом в 1952 г., предписывалось создание единой системы каталогизации предметов материально-технического снабжения армии в целях установления единой номенклатуры предметов снабжения армии и дублирования поставок, сокращения сроков поставки. В американской системе каталогизации на основании проведенной идентификации каждому предмету присваивается семизначный идентифицированный номер, который отличает данный конкретный предмет от всех других предметов этого вида. Каждый предмет в каталоге числится под 11-значным регистрационным номером: четыре первых знака — классификационный код, семь последних — идентифицированный номер. Внедрение программы каталогизации позволило получить огромный экономический эффект (12 млрд. долл.) за счет исключения дублирования и резкого сокращения номенклатуры предметов материально-технического снабжения армии — с 12 до 4 млн. наименований.
В результате каталогизации создаются каталоги продукции, реализуемые в виде автоматизированных банков данных. Каталоги могут создаваться как перечни продукции, выпускаемой предприятиями региона, либо продукции определенного назначения (группа однородной продукции).
Выпуск каталогов в рамках ФСК пока еще не может удовлетворить потребности коммерческих организаций в справочных изданиях. В условиях пока существующего информационного вакуума в области данных о выпускаемой продукции (имеются в виду прежде всего ее показатели качества) большую активность проявляют отдельные негосударственные организации, которые выпускают издания типа каталогов — бюллетени «Бизнес-карта», «Рынок сбыта», «Реестр-поставщиков». Главный недостаток этих изданий — отсутствие стандартизированного описания продукции (однотипная продукция описывается различным набором показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки ее качества). Кроме того, многие из них не обеспечивают полноту сведений о выпускаемой продукции, базируются на устаревших данных, выпускаются эпизодически.
Главная причина недостатков указанных изданий заключается в отсутствии надежных источников первичных данных. В рамках ГСК такой источник найден - это каталожный лист (КЛ), являющийся обязательным приложением к проектам ТУ, представляемым на регистрацию в Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ). Этот лист представляет собой машинно-ориентированный документ, включающий коды ЦСМ, предприятия — изготовителя продукции. Таким образом, ЦСМ, регистрируя ТУ, могут на основе каталожных листов формировать каталоги продукции своего региона. Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, получая информацию от ЦСМ, может собрать банк данных по группе однородной продукции и сформировать государственный каталог.
Концентрируемые в каталогах сведения о номенклатуре и показателях качества продукции одного назначения — ценный материал для последующего совершенствования стандартов на конкретную продукцию.
Велика роль каталогов в организации коммерческой деятельности. Через каталог изготовитель рекламирует свою продукцию. С помощью каталогов может осуществляться процедура электронного маркетинга — взаимный обмен информацией с использованием машинно-ориентированных форм между изготовителями, распределителями и потребителями продукции.
Итак, организационная структура ФСК включает три звена:
1) изготовитель, составляющий КЛ в качестве приложения к проекту ТУ;
2) Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), который принимает КЛ при регистрации проекта ТУ, обобщает информацию о выпускаемой продукции в масштабах региона и выпускает каталоги по группам однородной продукции, т. е. формирует региональную базу данных «Продукция региона»;
3. Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, который принимает информацию из ЦСМ, обобщает информацию о выпускаемой продукции в масштабах страны и формирует федеральную базу данных «Продукция России».