Схема размещения личного состава на ходовом мостике при плавании в особых условиях.

Схема размещения личного состава при плавании во льдах на вахте третьего помощника капитана:

Схема размещения личного состава на ходовом мостике при плавании в особых условиях. - student2.ru

К- Капитан судна;

3-ПК – третий помощник капитана;

Д- дублер;

М-Р – матрос-рулевой;

М-В – два матроса- впередсмотрящих (усиленная вахта);

Третий помощник капитана обязан:

в необходимых случаях замещать второго помощника капи­тана;

обеспечить судно необходимым комплектом навигационных карт, руководств и пособий для плавания и своевременно про­изводить их корректуру;

своевременно заменять изъятые или пришедшие в негод­ность карты, руководства и пособия для плавания и составлять акты на их списание и уничтожение;

получать и хранить ИМ, НАВИМы и НАВИПы;

обеспечить содержание в исправном техническом состоянии навигационных и гидрометеорологических приборов и инстру­ментов, а также их своевременный ремонт и замену;

обеспечивать вахтенного помощника капитана картами, книгами, руководствами и пособиями, необходимыми для пла­вания;

обеспечивать работу гидрометеорологической станции и свое­временную передачу гидрометеорологической информации в соответствии с действующим Наставлением гидрометеорологи­ческим станциям и постам;

своевременно докладывать капитану о необходимости девиационных и радиодевиационных работ;

ежесуточно определять поправку хронометра и вести хроно­метрический журнал, а также сверять показания всех судовых часов перед началом рабочего дня;

получать и хранить надлежащим образом средства пиротех­нической сигнализации;

нести вахту в установленное время.

ПЛАВАНИЕ СУДНА ВО ЛЬДАХ

Ø Плавание во льдах осуществляется самостоятельно, под
проводкой ледокола или авиации.

Ø Подготовка судна к плаванию во льдах в соответствии
с требованиями нормативных документов предусматривает выпол­
нение мероприятий, обеспечивающих безопасное плавание судна
в ледовых условиях. Штурманская подготовка к плаванию во
льдах включает действия, предусмотренные разделом 2, и, кроме
того:

изучаются правила для плавания судов, проводимых через лед; международные сигналы, применяемые для связи между ледоко­лом и проводимыми судами; специальное Руководство для плава­ния во льдах, пособие «Практика плавания во льдах», ледовые и гидрометеорологические условия в районе предстоящего плава­ния; Рекомендации для плавания и ведения промысла в сложных навигационных н гидрометеорологических условиях;

своевременно получается необходимая ледовая и гидрометео­рологическая информация по району плавания;

на навигационную морскую путевую карту (кальку) наносится ледовая обстановка: кромка льдов, границы льдов различной сплоченности, полыньи и разводья;

прокладываются линии курсов для плавания с учетом существу­ющих и прогностических ледовых условий. В дальнейшем при по­лучении новой информации уточняются обстановка и курсы;

перед плаванием в полярных широтах определяется остаточная девиация у магнитных компасов и радиодевиация;

на судах, участвующих в арктической навигации, как правило, устанавливается вторая РЛС и факсимильная аппаратура;

в штурманской или рулевой рубке вывешиваются таблицы сиг­налов для связи между ледоколом и проводимыми судами и услов­ных эволюции самолета (вертолета) ледовой разведки при про­водке судов (см. приложение 1).

Ø При входе в лед судном управляет капитан, во время
плавания во льдах — капитан, его штатный дублер или старший
помощник капитана.

Ø Во время плавания во льдах вахтенный помощник капи­
тана выполняет свои обязанности согласно пп. 1.3.5 — 1.3.20,
а также ведет ледовое счисление, определяет скорость судна, на­
блюдает за ледовой обстановкой, обеспечивает связь с ведущим
ледоколом и судами в караване, выполняет распоряжения капи­
тана и лиц, его заменяющих.

Ø При временной остановке во льдах на судне несется хо­
довая вахта.

Самостоятельное плавание судна во льдах

Ø Безопасное плавание во льдах обеспечивается подготов­
кой судна в соответствии с документами, указанными в п. 4.7.2,
полнотой и достоверностью ледовой и гидрометеорологической ин­
формации, постоянным наблюдением за ледовой обстановкой и
погодой, умением капитана маневрировать в ледовых условиях.

Ø В районе возможной встречи со льдом на судне прини­
маются меры своевременного обнаружения льда, а при ограничен­
ной видимости уменьшается скорость судна.

Независимо от удлинения пути судна нужно по возможности избегать встречи со льдом и обходить его скопления; входить в лед только тогда, когда очевидно, что нет иного пути и лед проходим для судна, а погодные условия благоприятны для пла­вания во льду.

Ø Входить в лед не разрешается:

без соответствующего указания капитана порта, капитана ле­докола, руководства ледовыми операциями, руководства промыс­лом и других руководителей, ответственных за мореплавание, а также без необходимой информации о маршруте следования;

когда сплочение и толщина льда опасны для судна или нет яс­ного представления о состоянии льда и ожидаемой гидрометеоро­логической обстановке;

при торошении льда;

при дрейфе льда в сторону близко расположенных опасностей;

с застопоренными двигателями на инерции;

в случаях, предусмотренных специальными правилами и Ру­ководством для плавания во льдах.

Если безопасный вход в лед невозможен, капитан отводит судно от кромки льда и ожидает улучшения обстановки.

Ø Вход в лед выполняется в соответствии с рекомендациями
специального Руководства для плавания во льдах и пособия
«Практика плавания во льдах», при выполнении требований
НБЖР-80 и п. 4.7.6.

Перед входом в лед вахтенного механика предупреждают о го­товности к реверсированию главных двигателей, и, если позволяют глубины и состояние судна, создается дифферент на корму, но так, чтобы судно не потеряло мореходных качеств. Убираются за­бортное и донное устройства лага.

Ø Плавание судна во льдах осуществляется по разводьям,
полыньям и среди наиболее разреженного льда с безопасной для
данных условий скоростью в общем направлении, близком к вы­
бранному генеральному пути. При этом следует:

по возможности не допускать ударов по корпусу судна даже малых льдин;

обходить скопления льда, границы которого видны, с наветрен­ной стороны, а при безветрии — с наиболее благоприятной сто­роны;

если границы льда не видны, то отклоняться от генерального пути по возможности на ветер, где проходимость льда, как пра­вило, лучше;

не входить в узкость между большими льдинами или в узкий проход между ледяным полем и отдельной льдиной;

крутой поворот выполнять на минимальной скорости.

Ø Сплоченность льда оценивается визуально сравнением
кажущейся сплоченности льда впереди по курсу со сплоченностью
за кормой судна на пройденном пути.

Ø При плавании судна в прибрежной полосе, не прикры­
той островами, при усилении прижимного ветра и сплочении льдов
необходимо отойти от навигационных опасностей в море.

Ø Плавание судна во льду п-ри ограниченной видимости и
ночью допустимо, когда благоприятен прогноз, а ледовая зона
незначительна и проходима для судна. При маневрировании судна
во льду ночью рекомендуется применять прожекторы и другие
мощные источники света.

Ø При встрече судна со сложными ледовыми условиями
или потере ледовой ориентировки капитан сообщает руководству
ледовыми операциями о своем месте, характере изменения ледо­
вых условий, состоянии льда, погоде и о принятом решении.

Ø Вход судна в более сплоченный лед выполняется только
при полной уверенности в его проходимости. Если в сплоченном
льду движение судна замедляется даже при увеличении частоты

вращения движителей, то необходимо, не ожидая остановки судна, дать задний ход и отойти назад.

Если замечено начало сжатия льда, то необходимо выходить из них, идя против ветра.

Если выйти изо льда невозможно, то остановиться, как только позволит обстановка, среди мелкобитого льда и периодически ра­ботать главными двигателями на передний и задний ход. При усилении сжатия и появлении торошения льда остановить двига­тели и разобщить руль от рулевого устройства.

Наши рекомендации