Условия размещения личного состава

При размещении личного состава должны соблюдаться следующие усло­вия:

1) Размещение должно быть выше ватерлинии.

2) Покомандное размещение личного состава в жилых помещениях..

3) Количество коек должно быть на 5 % больше, чем матросов.

4) Жилые помещения должны быть отграничены от служебных

Жилые помещения на кораблях.

Как уже было сказано жилые помещения различны для матросов и офи­церов. Для матросов предназначены кубрики, для офицеров - каюты. Должны выполняться нормы площадей и кубатуры.

Для матросов в кубрике необходимо 1.6-2 метра квадратных площади при высоте 1.8 - 2.2 метра. Кубатура таким образом равна примерно 3.6 - 4 метра кубических.

Для офицеров в каюте норма площади 5 квадратных метров, кубатура 10 - 12 метров кубических.

К материалам, применяющимся на кораблях для отделки жилых поме­щений предъявляются определенные требования:

1) Высокая теплоемкость

2) Низкая теплопроводность.

3) Низкая звукопроводимость.

4) Вибростойкость.

5) Материал не должен изменять химический состав воздуха

6) Материал должен быть негорючим, прочным.

В качестве отделочного материала лучше всего применять пробку, вой­лок, пенопласт, альфоль (алюминиевая фольга).

15. Гигиенические требования к освещению ко­рабельных помещений. Виды освещения.

Требования к освещению:

1) Достаточность

2) Равномерность

3) Близость к естественному свету.

4) Источник света не должен изменять химический состав воздуха (что может наблюдаться при применении люминесцентных ламп).

5) Атравматичность ламп.

Виды освещения.

Освещение может быть

1. Повседневное - 30 лк на палубе (для ламп накаливания).

2. Аварийное освещение (от аккумуляторов).

3. Боевое освещение (во время военных действий).

4. Дежурное освещение (около люков, шахт и тд.)

5. Адаптационное освещение (после яркого освещения).

Уровень освещения в медицинских помещениях - 75 лк, при операциях (на операционном поле) - 800 лк.

Гигиеническая характеристика отопления и вентиляции на кораблях.

Вентиляция.

На старых кораблях используется система вентиляции (СВ), которая может быть

1. Естественная (через иллюминатор)

2. Приточная

3. Вытяжная

4. Приточно-вытяжная.

На современных кораблях используется система кондиционирования воздуха (СКВ).

Эта система включает в себя

1) Воздухонагреватель и воздухоохладитель.

2) Увлажнители воздуха

3) Вентиляторы

4) Воздуховоды

5) Приборы для регулировки.

СКВ может быть центральной и автономной (рубка, отсеки, медицин­ские отсеки, камбуз, туалеты).

Приток и вытяжка соотносятся между собой исходя из общего принципа вентиляции (приток преобладает в чистых помещениях, вытяжка в грязных).

В кубрике приток равен вытяжке. На камбузе, в туалетах, погребах -только вытяжка.

По конструкции СКВ может быть

1) Одноканалъная - по кубрикам идет один воздуховод, подающий воздух.

2) Двухканальная - идут два канала для подачи воздуха разной тем­пературы (теплый и холодный), который может быть смешен для получе­ния нужной температуры. Такая система имеется в медицинских пунктах, каютах.

По величине давления и скорости движения воздуха в трубопроводах СКВ делится на

1. Низконапорные (15 -17 м/с)

2. - Средненанорные (17 - 27 м/с)

3. Высоконапорные (27 - 30 м/с).

На современных кораблях используются средние и высоконапорные ка­налы..

Вентиляции на корабле также делится на

1. Повседневную (обычную) вентиляцию

2. Боевую вентиляцию (предусмотрена герметизация, подача воздуха через фильтры и тд.).

Работает вентиляция не постоянно, а по специальному графику работы. Для обеспечения достаточного количества воздуха в различных кора­бельных помещениях необходима следующая кратность воздухообмена:

кубрики - 8-10

машинное отделение - 30-60

энергоотсеки - до 100.

Отопление.

Отопление может быть

1. Центральное - по всем помещениям 1. Паровое

2. Местное 2. Водяное

Отогшение на корабле предназначено (как и везде) для поддержания по­стоянного необходимого температурного режима в помещениях.

Помещения корабля Температура ле­том Температура зи­мой
Кубрики, медицинские палаты 20-25 °С 18 °С
Помещения боевых постов до 17 °С до 18 °С
Энергетические отсеки (котлы и тд.) до 45 °С до 18 °С

ОГЛАВЛЕНИЕ

Корабельный шум. Профилактические мероприятия.

Корабельный шум.

Для кораблей характерен повышенный уровень шума. С гигиенической точки зрения под шумом принято понимать совокуп­ность звуков, неблагоприятно влияющих на организм человека.

Причинами шума на корабле мо1ут быть

1) Волны и тд. (шум ударно-механического происхождения).

2) Паровые энергетические установки.

3) Дизельные установки.

4) Различные электромагнитные агрегаты (радиоаппаратура, сигнали­зация).

5) Движение пара по трубам (гидродинамический шум).

6) Стрельба

7) Взлеты самолетов

Особенности шума на корабле:

1. Постоянство шума.

2. Обилие металлических перегородок, способствующих хорошей проводимости звука.

3. Ограниченные возможности снижения шума

4. Широкий спектр шума (80 - 12000 Гц).

В машинном отделении, котельных уровень шума достигает 110 - 120 дБ, что действует не только на органы слуха, но и на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Выделяют три режима акустической обстановки:

1) Стояночный режим. Источники шума - вентиляция и работа на­сосов (50 - 60 дБ).

2) Режим плавания на экономичном ходу. При этом добавляется шум от работы энергетических установок (общий шум - 70-80 дБ)

3) Режим максимальной скорости судна.. Шум увеличивается за счет увеличения частоты вращения механизмов до ПО - 120 дБ.

40 % личного состава на кораблях подвержены воздействию сильного шума.

Фазы воздействия сильного шума на человека:

1) Фаза адаптации

2) Фаза утомления (порог слышимости возвращается к норме при отдыхе)

3) Фаза переутомления - начало глухоты

Кроме действия на орган слуха шум оказывает воздействие на весь орга­низм и прежде всего на ЦНС. Появляются нарушения сна, замедление ско­рости психических реакций, слабость. Могут быть также серьезные наруше­ния со стороны сердечно-сосудистой системы - гипертензивные, реже гипо­тензивные состояния, нарушения обменных процессов

Профилактические мероприятия:

1) Технологические мероприятия - конструктивные решения для уменьшения шума при работе различных механизмов, например, замена клепки на сварку и тд., использование различных материалов, поглощаю­щих шум, различные планировочные решения.

2) Саншпарно-технические мероприятия - использование шумопог-лощаюших материалов для облицовки, специальных защитных кожухов и тд.

3) Индивидуальные средства защиты. Беруши - уменьшают шум в среднем на 15 дБ, наушники - на 30 дБ

4) Организационные мероприятия - регламентация вахт.

5) Медицинские профилактические осмотры.

6) Поддержание нормального уровня шума ( не более 55-60 дБ) в кубриках.

Наши рекомендации