Правила выполнения рабочих чертежей зубчатых колес
15.1 Правила выполнения рабочих чертежей эвольвентных цилиндрических зубчатых колес в части указания параметров зубчатого венца регламентируются ГОСТом 2.403-75.
На изображении зубчатого колеса должны быть указаны:
а) диаметр окружности вершин зубьев ;
б) ширина венца b;
в) размеры фасок или радиусы кривизны линий притупления на кромках зубьев (допускается указывать фаски и радиусы кривизны в технических требованиях чертежа);
г) шероховатость боковых поверхностей зубьев.
На чертеже зубчатого колеса должна быть помещена таблица параметров зубчатого венца, которая состоит из трех разделов, отделенных друг от друга сплошными основными линиями (рис. 14.17):
первая часть – основные данные;
вторая часть – данные для контроля;
третья часть – справочные данные.
В первой части таблицы параметров должны быть приведены:
а) для прямозубых колес – модуль m, для косозубых и шевронных колес – модуль нормальный – ;
б) число зубьев z;
в) для косозубых и шевронных колес – угол наклона линии зуба ;
г) для косозубых колес – направление линии зуба: «правое» или «левое», для шевронных колес делается надпись «шевронное»;
д) нормальный исходный контур со ссылкой на соответствующий стандарт (ГОСТ 13755-81);
е) коэффициент смещения x с соответствующим знаком. При отсутствии смещения следует проставлять 0;
ж) степень точности и вид сопряжения по нормам бокового зазора по соответствующему стандарту и обозначение этого стандарта.
Во второй части таблицы параметров венца должны быть приведены данные для контроля взаимного положения разноименных профилей зубьев.
В третьей части таблицы параметров венца должны быть приведены:
а) делительный диаметр d;
б) при необходимости – прочие справочные данные, например обозначение чертежа сопряженного зубчатого колеса.
Если зубчатое колесо имеет два и более венца одного вида, то значение параметров следует указывать в таблице параметров в отдельных графах (колонках) для каждого венца (рис. 14.17в). Венец и соответствующая колонка таблицы обозначаются прописной буквой русского алфавита.
Если зубчатое колесо имеет два и более венца разного вида (например, цилиндрический и конический), то для каждого венца должна быть приведена на чертеже отдельная таблица, которые располагают рядом или одна над другой.
Неиспользуемые строки таблицы параметров следует исключать или прочеркивать.
а | б |
в | |
Рис. 14.17 Таблица параметров зубчатого венца а – для прямозубого колеса, б – для косозубого колеса, в – блока зубчатых колес |
15.2 Правила выполнения рабочих чертежей конических зубчатых колес в части указания параметров зубчатого венца регламентируются ГОСТом 2.405-75.
На изображении конического зубчатого колеса должны быть указаны:
а) внешний диаметр вершин зубьев до притупления кромки ;
б) внешний диаметр вершин зубьев после притупления кромки (при необходимости);
в) расстояние от базовой плоскости до плоскости внешней окружности вершин зубьев;
г) угол конуса вершин зубьев ;
д) угол внешнего дополнительного конуса;
е) ширина зубчатого венца b;
ж) базовое расстояние;
з) размеры фасок f;
и) положение измерительного сечения.
Кроме этого, на чертеже конического зубчатого колеса должна быть помещена таблица параметров зубчатого венца, состоящая из трех разделов, отделенных друг от друга сплошными основными линиями (рис. 14.18):
первая часть – основные данные;
вторая часть – данные для контроля;
третья часть – справочные данные.
В первой части таблицы параметров для зубчатых колес должны быть приведены:
а) внешний окружной модуль – для прямозубого колеса,
средний нормальный модуль – для колеса с круговыми зубьями;
б) число зубьев z;
в) тип зуба – надписью «Прямой» или «Круговой»;
г) осевая форма зуба по ГОСТ 19325-73 – для колеса с круговыми зубьями;
д) средний угол наклона – для колеса с круговыми зубьями;
е) направление линии зуба – надписью «Правое» или «Левое»;
ж) исходный контур со ссылкой на соответствующий стандарт (ГОСТ 13754-81 – для прямозубого колеса, ГОСТ 16202-81 – для колеса с круговыми зубьями);
з) коэффициент смещения с соответствующим знаком:
внешний окружной коэффициент – для прямозубого колеса,
средний нормальный коэффициент – для колеса с круговыми зубьями. Допускается вместо указывать внешний окружной коэффициент смещения ,
при отсутствии смещения следует проставлять 0;
и) коэффициент изменения толщины зуба с соответствующим знаком, при отсутствии изменения следует проставлять 0;
к) угол делительного конуса ;
л) номинальный диаметр зуборезной головки – для колеса с круговыми зубьями;
м) степень точности и вид сопряжения по нормам бокового зазора по соответствующему стандарту и обозначение этого стандарта;
Во второй части таблицы параметров венца должны быть приведены размеры зуба в измерительном сечении:
а) толщина зуба по хорде или постоянная хорда ;
б) высота до хорды или до постоянной хорды .
В третьей части таблицы параметров венца должны быть приведены:
а) межосевой угол передачи ;
б) средний окружной модуль – для прямозубого колеса,
внешний окружной модуль – для колеса с круговыми зубьями;
в) внешнее конусное расстояние ;
г) среднее конусное расстояние ;
д) средний делительный диаметр ;
е) угол конуса впадин ;
ж) внешняя высота зуба ;
з) при необходимости прочие справочные данные, например:
внешняя высота головки зуба ;
внешняя окружная толщина зуба – для прямозубого колеса,
средняя нормальная толщина зуба – для колеса с круговыми зубьями. Допускается вместо указывать внешнюю окружную толщину зуба ;
и) обозначение чертежа сопряженного зубчатого колеса.
а | б |
Рис. 14.18 Таблица параметров конических колес: а – прямозубого, б – с круговыми зубьями |
СМАЗЫВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
Смазывание зубчатых передач служит для: уменьшения потерь мощности на трение, снижения скорости износа трущихся поверхностей передач, предохранения от заедания, защиты от коррозии, отвода теплоты и продуктов износа от трущихся поверхностей, уменьшения шума.
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин.
Для смазывания зубчатых передач широко картерную систему смазки. В корпус редуктора или коробки передач заливается масло таким образом, чтобы венцы зубчатых колес были погружены в масло. Колеса при вращении увлекают масло в район зацепления, кроме того, колеса разбрызгивают масло, покрывая внутреннюю поверхность картера слоем масла.
Картерное смазывание применяют при окружной скорости зубьев от 0,3 м/сек до 12,5 м/сек. При более высоких скоростях из-за большой центробежной силы масло сбрасывается и зацепление работает при недостаточном смазывании. Кроме того, заметно возрастают потери мощности на перемешивание масла, повышается его температура.
Для смазки зубчатых передач в общепромышленных редукторах применяются индустриальные масла. Принцип назначения сорта масла заключается в следующем: чем ниже окружная скорость колеса тем выше вязкость масла; чем выше контактное давление в зацеплении тем выше вязкость масла. В таблице 16.1 приведены рекомендуемые кинематические вязкости масел. В таблице 16.2 приведены некоторые сорта индустриальных масел соответствующей вязкости.
Таблица 16.1
Рекомендуемая кинематическая вязкость масел
для смазки зубчатых передач при 40ºC
Контактное напряжение , МПа | Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2/с, при окружной скорости, м/сек | ||
до 2 | 2…5 | свыше 5 | |
до 600 | |||
600…1000 | |||
1000…1200 |
Таблица 16.2
Кинематическая вязкость индустриальных масел по ГОСТ 20799-88 при 40ºC
Марка масла | И-Л-А-22 | И-Г-А-32 | И-Г-А-46 | И-Г-А-68 |
Кинематическая вязкость, мм2/с | 19…25 | 29…35 | 41…51 | 61…75 |
Допустимый уровень погружения колес цилиндрического редуктора в масляную ванну от 2m до 0,25 делительного диаметра тихоходного зубчатого колеса, но не менее 10 мм. Чем медленнее вращение колеса, тем на большую глубину оно может быть погружено.
Считается, что в двухступенчатом редукторе при окружной скорости тихоходной ступени м/сек достаточно погружать в масло только колесо тихоходной ступени, так как из-за разбрызгивания смазывается и быстроходная ступень. При скорости м/сек должны быть погружены в масло колеса обеих ступеней.
В соосных редукторах при расположении валов в горизонтальной плоскости в масло погружают колеса обеих ступеней. При расположении валов в вертикальной плоскости погружают в масло шестерню и колесо, расположенные в нижней части корпуса или устанавливают паразитную шестерню.
В конических и коническо-цилиндрических редукторах в масляную ванну должно быть погружено коническое колесо на всю ширину венца. При окружных скоростях м/сек колесо может быть погружено до 1/6 его радиуса.
Объем масляной ванны редукторов при картерной смазке обычно принимают из расчета 0,5…0,8 литров масла на 1 кВт передаваемой мощности.
Открытые зубчатые передачи обычно периодически смазываются консистентными смазками, например ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74, ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87.
Список литературы
1. ГОСТ 2.403-75. Правила выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес. М.: Изд-во стандартов, 1998.
2. ГОСТ 2.405-75. Правила выполнения чертежей конических зубчатых колес. М.: Изд-во стандартов, 1998.
3. ГОСТ 16532-70. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии. М.: Изд-во стандартов, 1983.
4. ГОСТ 21354-67. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность. М.: Изд-во стандартов, 1987.
5. ГОСТ 27142-97. Редукторы конические и коническо-цилиндрические. Параметры. М.: Изд-во стандартов, 2002.
6. ГОСТ Р 50891-96. Редукторы общемашиностроительного применения. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1996.
7. Буланже А.В., Палочкина Н.В., Фадеев В.3. Проектный расчет на прочность цилиндрических и конических зубчатых передач. М.: Изд-во МГТУ, 1992.
8. Иванов М.Н. Детали машин – М.: Высшая школа, 1991 – 383 с.
9. Иосилевич Г.Б. Детали машин – М.: Машиностроение, 1988 – 368 с.
10. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Детали машин. Проектирование – Минск.: УП «Технопринт», 2002 – 290 с.
11. Решетов Д.Н. Детали машин – М.: Машиностроение, 1989 – 496 с.
12. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. Учебное пособие – Калининград: Янтарный сказ, 2004 – 454 с.
13. Шелофаст В.В. Основы проектирования машин – М.: Изд-во АПМ, 2000 – 472 с.
Бабкин Александр Иванович