Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления

Конструктивные исполнения колес внутреннего зацепления отличаются расположением ступицы относительно зубчатого венца. На рис. 14.14а ступица расположена внутри колеса, что обеспечивает лучшие условия работы зацепления, чем у колеса со ступицей, вынесенной за контур зубчатого венца (рис. 14.14б). Однако первый вариант можно применять в случае, когда расстояние от наружной поверхности ступицы до внутренней поверхности зубчатого венца больше наружного диаметра долбяка D. Кроме того, необходимо, чтобы шестерня, находящаяся в зацеплении с колесом, свободно размещалась между зубчатым венцом и ступицей.

Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru
  а б  
Рис. 14.14. Конструкция зубчатых колес внутреннего зацепления

Диаметр долбяка D, размер a канавки для выхода долбяка и размещения стружки, образующейся при долблении зубьев, для прямозубых колес принимают в зависимости от модуля по таблице 14.2.

Таблица 14.2

Размеры долбяка и ширина канавки для выхода долбяка

m, мм 1,5 1,75 2,0 2,25 2,5 2,75 3,0 3,5
D, мм
a, мм

Размер a канавки в косозубых колесах внутреннего зацепления увеличивают на 30…40 %.

Глубину канавки во всех случаях принимают Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru , толщину диска Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru . Размеры Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru , Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru , S, f и другие размеры основных конструктивных элементов колес внутреннего зацепления принимают по соотношениям для колес внешнего зацепления. Наличие уклонов и величины радиусов закругления зависят от технологии изготовления.

Конструкция конических зубчатых колес

Конструктивные формы конических зубчатых колес с внешним диаметром вершин зубьев Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru 120 мм представлены на рис. 14.15а,б. При угле делительного конуса Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru применяют простую конструкцию (рис. 14.15а), при угле Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru колесо выполняют по рис. 14.15б, если Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru , то можно применять обе конструкции.

При диаметре вершин зубьев Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru 120 мм применяют конструкцию, представленную на рис. 14.15в. При Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru 180 мм для экономии дорогостоящих сталей иногда применяют составную конструкцию колес, где зубчатый венец крепится к диску с помощью призонных болтов или заклепок.

Конструкции конических вал-шестерен представлены на рис. 14.16.

Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru
а б в
Рис. 14.15. Конструкция конических зубчатых колес
Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru
  а б в  
Рис. 14.16. Конструкция конических вал-шестерен
             

Размеры Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru , Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru , C и другие размеры основных конструктивных элементов колес принимают по соотношениям для цилиндрических колес. Рекомендуется принимать Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru .

При любой форме колес внешние углы притупляются фаской Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru . Толщину обода принимают: Конструкция цилиндрических зубчатых колес внутреннего зацепления - student2.ru мм.

Конические колеса при единичном и мелкосерийном производстве при небольших диаметрах получают точением из проката, при больших диаметрах – свободной ковкой с последующей токарной обработкой. При крупносерийном производстве заготовки получают литьем или штамповкой, при этом в конструкции необходимо предусмотреть литейные (или штамповочные) уклоны и радиусы закругления по рекомендациям для цилиндрических зубчатых колес.

Наши рекомендации