Расчетно-практическая работа

Расчетно-практическая работа

Целью расчетно-практической работы является углубление и закрепление знаний по основным разделам дисциплины, решение задач с приведением необходимых формул и вычислений, построение графиков.

Оценка «незачтено» ставится студенту, допустившему принципиальные ошибки в построении графика и расчетах. К сроку защиты замечания, сделанные при проверке, должны быть устранены. Получение критерия оценки «зачтено» осуществляется с учетом защиты расчетно-практической работы.

Примеры решения задач

Задача 1. Амперметром класса точности 2,0 со шкалой 0...50 А измерены значения тока 0, 5, 10, 10, 25, 30, 40, 50 А. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведенной основных погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы и графиков.

Решение

Для записи результатов формируем таблицу (табл. 1), в столбцы которой будем записывать изме­ненные значения I, абсолютные ΔI, относительные δI и приведенные γI погрешности.

В первый столбец записываем заданные в условии задачи измеренные значения тока: 0,5, 10, 20, 25, 30,40, 50 А.

Класс точности амперметра задан числом без кружка, следовательно, приведенная погрешность, выраженная в процентах, во всех точках шкалы не должна превышать по модулю класса точности, т.е. | γI |< 2 %.

При решении задачи рассмотрим худший случай |γI| = 2 %, когда приведенная погрешность, принимает максимальное по абсолютной величине значение, что соответствует γI = +2 % и γI = - 2 %.

Данные значения приведенной погрешности заносим в четвертый столбец табл. 1.

Таблица 1

Задача 4. Пример обработки прямых измерений

Вольтметром измерено 10 отсчетов напряжение U в электрической цепи. Вольтметр, класс точности которого К = 2,5, имеет максимальное значение шкалы, равное А = 200 В. Результаты измерений представлены в табл. 4.

Таблица 4

Задача 5. Пример обработки результатов косвенных

Измерений

Прямыми измерениями найдены значения массы m, радиуса R и линейной скорости υ равномерного вращения по окружности материальной точки. Необходимо оценить значение центробежной силы F, действующей на материальную точку.

Расчетно-практическая работа - student2.ru г, Расчетно-практическая работа - student2.ru мм, Расчетно-практическая работа - student2.ru м/с, Расчетно-практическая работа - student2.ru .

Рассмотрим три способа расчета погрешности косвенных измерений.

1. Алгоритм, использующий вычисление производных измеряемой величины по ее аргументам.

Вычисляем среднее значение силы

Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru 2,68 кН.

Находим частные производные и вычисляем их значения при средних значениях аргументов:

Расчетно-практическая работа - student2.ru Н/г;

Расчетно-практическая работа - student2.ru Н/мм;

Расчетно-практическая работа - student2.ru Н∙с/м.

Вычисляем составляющие погрешности от каждого аргумента:

Расчетно-практическая работа - student2.ru ;

Расчетно-практическая работа - student2.ru ;

Расчетно-практическая работа - student2.ru .

Вычисляем полную погрешность:

абсолютную

Расчетно-практическая работа - student2.ru ;

относительную

Расчетно-практическая работа - student2.ru .

После округления записываем результат косвенных измерений

Расчетно-практическая работа - student2.ru кН Расчетно-практическая работа - student2.ru %.

2. Алгоритм, использующий вычисление приращений измеряемой величины по ее аргументам.

Вычисляем среднее значение силы

Расчетно-практическая работа - student2.ru

Вычисляем приращения функции по ее аргументам:

Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru .

Вычисляем полную погрешность:

абсолютную

Расчетно-практическая работа - student2.ru ;

относительную

Расчетно-практическая работа - student2.ru .

После округления записываем результат косвенных измерений

Расчетно-практическая работа - student2.ru кН Расчетно-практическая работа - student2.ru %.

Исходные данные для расчета

Задание 1. Для прибора с преобладающими аддитивными погрешностями рассчитать значения абсолютных, относительных и приведенных основных погрешностей измерений. Результаты представить в виде таблицы и графиков. Исходные данные представлены в табл. 4.

Таблица 4

Исходные данные по вариантам

Номер варианта Диапазон измерений Класс точности Результаты измерений
(0…10) В 0,1   0; 1; 2; 4; 5; 6; 8; 10 В
(0…10) В 0,15
(0…10) В 0,25
(0…10) В 0,4
(0…10) В 0,5
(0…100) МВ 0,6   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 МВ
(0…100) МВ 1,0
(0…100) МВ 1,5
(0…100) МВ 2,5
(0…100) МВ 4,0
(0…5) А 0,1   0; 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0 А
(0…5) А 0,15
(0…5) А 0,25
(0…5) А 0,4
(0…5) А 0,5

Окончание табл. 4

(0…100) МА 0,6   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 МА
(0…100) МА 1,0
(0…100) МА 1,5
(0…100) МА 2,5
(0…100) МА 4,0
(0…100) оС 0,1   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 оС
(0…100) оС 0,15
(0…100) оС 0,25
(0…100) оС 0,4
(0…100) оС 0,5
(0…250) оС 0,6   0; 25; 50; 100; 125; 150; 200; 250 оС
(0…250) оС 1,0
(0…250) оС 1,5
(0…250) оС 2,5
(0…250) оС 4,0
(0…1000) Ом 0,5   0; 100; 200; 400; 500; 600; 800; 1000 Ом
(0…1000) Ом 1,0
(0…1000) Ом 1,5
(0…1000) Ом 2,5
(0…1000) Ом 4,0


Задание 2. Для прибора с преобладающими мультипликативными погрешностями рассчитать зависимость абсолютных и относительных основных погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы и графиков. Исходные данные представлены в табл. 5.

Таблица 5

Исходные данные по вариантам

Номер варианта Класс точности Результаты измерений Номер варианта Класс точности Результаты измерений
Расчетно-практическая работа - student2.ru   0; 100; 200; 400; 500; 600; 800; 1000 Ом Расчетно-практическая работа - student2.ru   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 оС
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru 0; 25; 50; 100; 125; 150; 200; 250 оС Расчетно-практическая работа - student2.ru 0; 1; 2; 4; 5; 6; 8; 10 В

Окончание табл. 5

Расчетно-практическая работа - student2.ru   0; 25; 50; 100; 125; 150; 200; 250 оС Расчетно-практическая работа - student2.ru   0; 1; 2; 4; 5; 6; 8; 10 В
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 МВ Расчетно-практическая работа - student2.ru   0; 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0 А
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru
Расчетно-практическая работа - student2.ru   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 МА      
Расчетно-практическая работа - student2.ru      
Расчетно-практическая работа - student2.ru      
Расчетно-практическая работа - student2.ru      
Расчетно-практическая работа - student2.ru      

Задание 3. Для цифрового измерительного прибора рассчитать зависимость абсолютных и относительных основных погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы и графиков. Исходные данные представлены в табл. 6.

Таблица 6

Исходные данные по вариантам

Номер варианта Диапазон измерений Класс точности Результаты измерений
(-100…+100) МА 0,1/0,05   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 МА
(-100…+100) МА 0,25/0,1
(-100…+100) МА 0,5/0,25
(-100…+100) МА 1,0/0,5
(-100…+100) МА 1,5/1,0

Окончание табл. 6

(-5…+5) А 2,5/1,5   0; 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 40; 5,0 А
(-5…+5) А 4,0/2,5
(-5…+5) А 0,1/0,05
(-5…+5) А 0,25/0,1
(-5…+5) А 0,5/0,25
(-10…+10) В 1,0/0,5   0; 1; 2; 4; 5; 6; 8; 10 В
(-10…+10) В 1,5/1,0
(-10…+10) В 2,5/1,5
(-10…+10) В 4,0/2,5
(-10…+10) В 0,1/0,05
(0…100) оС 0,25/0,1   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 оС
(0…100) оС 0,5/0,25
(0…100) оС 1,0/0,5
(0…100) оС 1,5/1,0
(0…100) оС 2,5/1,5
(0…1000) Ом 4,0/2,5   0; 100; 200; 400; 500; 600; 800; 1000 Ом
(0…1000) Ом 0,1/0,05
(0…1000) Ом 0,25/0,1
(0…1000) Ом 0,5/0,25
(0…1000) Ом 1,0/0,5
(0…100) Ом 1,5/1,0   0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 Ом
(0…100) Ом 2,5/1,5
(0…100) Ом 4,0/2,5
(0…100) Ом 0,1/0,05
(0…100) Ом 0,25/0,1
(-100…+100) МВ 0,5/0,25 0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 МВ
(-100…+100) МВ 1,0/0,5
(-100…+100) МВ 1,5/1,0
(-100…+100) МВ 2,5/1,5
(-100…+100) МВ 4,0/2,5

Задание 4. Даны отсчеты значений постоянного тока I и активного сопротивления R, через которое протекает этот ток, снятые со шкал приборов известного класса точности (табл. 7). Получить результаты прямых измерений тока и сопротивления. Обеспечить надежность результатов измерений α.

Задание 5. Задание 4. Даны результаты прямых измерений некоторых физических величин и уравнение их связи с другой физической величиной (табл. 8). Найти значение этой величины и оценить его погрешность. Погрешность косвенных измерений определить двумя способами: 1) с помощью вычисления частных производных измеряемой величины по ее аргументам; 2) с помощью вычисления конечных приращений.

Таблица 7

Исходные данные по вариантам

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7
Надежность результатов измерений α, %
I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мкА R, кОм I, мкА R, кОм I, мкА R, кОм
21,5 14,1 1,55 14,5 2,05 20,0 21,5 18,0 16,1 2,25
21,5 14,4 1,65 14,2 4,00 22,5 20,0 12,0 16,2 3,58
21,5 15,7 2,05 14,8 1,90 19,5 18,5 17,0 14,8 1,90
21,0 14,7 1,90 16,2 2,50 17,0 18,5 20,0 16,2 2,50
18,5 15,1 1,80 15,2 1,95 17,5 18,5 20,5 18,2 1,95
20,0 16,5 2,55 15,6 1,80 18,0 20,5 22,5 18,6 1,78
19,0 14,2 2,10 15,9 2,10 19,0 19,5 18,5 18,9 2,10
21,0 15,0 2,05 15,0 1,95 20,0 22,0 19,5 18,0 1,95
19,5 16,3 2,00 15,3 1,80 19,0 18,0 21,0 18,5 1,79
19,0 16,1 1,90 15,2 1,85 19,5 20,5 20,5 18,2 1,83
Амперметр Омметр Ампер-метр Омметр Ампер-метр Омметр Ампер-метр Омметр Ампер-метр Омметр Ампер-метр Омметр Ампер-метр Омметр
Класс точности
2,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 2,5
Пределы шкалы
200, мА 100, Ом 20, мА 5, Ом 20, мА 5, Ом 200, мА 100, Ом 400, мкА 50, кОм 400, А 50, кОм 200, мА 100, кОм
                             

Продолжение табл. 7

Вариант 8 Вариант 9 Вариант 10 Вариант 11 Вариант 12 Вариант 13 Вариант 14
Надежность результатов измерений α, %
I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мкА R, кОм I, мкА R, кОм I, мкА R, кОм
31,5 19,1 1,75 12,5 3,08 20,2 31,9 17,0 16,0 2,45
31,5 19,2 1,65 12,2 4,05 22,5 30,0 12,0 16,7 3,55
33,5 16,7 2,09 12,8 1,90 18,9 18,1 17,6 14,8 1,90
21,2 19,7 1,90 16,2 3,50 17,0 18,2 20,0 16,2 2,30
17,3 16,3 1,80 15,2 1,95 17,5 18,5 20,5 19,2 1,95
33,0 16,5 2,75 15,6 1,80 18,1 30,6 22,5 19,4 1,78
19,0 19,1 2,13 15,4 3,13 18,0 19,5 17,3 19,9 2,13
30,3 16,0 1,05 15,0 1,95 20,0 32,0 19,4 19,0 1,94
19,5 16,3 2,02 15,3 1,80 18,0 18,0 21,0 19,2 1,75
19,0 16,1 1,90 15,0 1,84 18,2 30,3 20,5 19,0 1,72
Амперметр Омметр Амперметр Омметр Амперметр Омметр Амперметр Омметр Амперметр Омметр Амперметр Омметр Амперметр Омметр
Класс точности
0,5 2,5 0,5 2,5 0,5 0,5 0,5
Пределы шкалы
150, мА 50, Ом 20, мкА 5, Ом 20, мА 100, кОм 200, мА 50, Ом 400, мкА 50, кОм 400, А 50, кОм 200, мА 50, Ом
                             

Продолжение табл. 7

Вариант 15 Вариант 16 Вариант 17 Вариант 18 Вариант 19 Вариант 20 Вариант 21
Надежность результатов измерений α, %
I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мкА R, кОм I, мкА R, кОм I, мкА R, кОм
21,5 15,3 1,23 20,0 5,21 34,5 32,1 15,4 1,4 16,9 6,8
21,5 15,3 1,26 20,3 5,62 33,6 32,6 15,6 1,6 16,8 6,5
23,5 15,6 1,35 20,5 5,67 33,2 32,5 15,9 1,9 16,8 6,4
31,2 15,9 1,33 20,9 4,32 28,9 32,9 14,7 2,5 16,8 7,0
17,3 16,0 1,00 18,6 3,64 27,6 33,0 12,3 2,4 16,9 3,0
33,0 12,3 1,41 15,5 1,25 23,0 33,7 10,0 0,5 15,4 8,4
39,0 14,6 1,42 19,6 2,41 25,1 34,9 12,6 2,9 15,2 8,3
30,3 14,3 1,50 19,2 2,13 26,4 34,6 13,8 2,3 12,0 8,2
29,5 13,2 1,51 18,2 3,54 26,7 27,1 13,9 1,7 14,3 7,4
29,0 13,1 1,23 20,1 4,61 26,9 29,4 14,4 1,8 14,8 7,2
Амперметра Омметра Амперметра Омметра Амперметра Омметра Амперметра Омметра Амперметра Омметра Амперметра Омметра Амперметра Омметра
Класс точности
0,5 2,5 0,5 2,5 0,5 0,5 0,5
Пределы шкалы
150, мА 50, Ом 20, мкА 5, Ом 20, мА 100, кОм 200, мА 50, Ом 400, мкА 50, кОм 400, А 50, кОм 200, мА 50, Ом
                             

Окончание табл. 7

Вариант 22 Вариант 23 Вариант 24 Вариант 25
Надежность результатов измерений α, %
I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом I, мА R, Ом
21,5 15,2 14,2 1,2 36,4 5,4
21,5 15,0 14,6 1,3 36,9 5,6
23,5 14,2 16,5 1,6 36,7 4,6
31,2 14,6 16,9 1,9 25,3 4,2
17,3 14,9 17,0 1,8 25,4 2,5
33,0 13,2 18,5 2,5 28,9 2,4
39,0 13,6 19,4 2,6 28,7 1,0
30,3 10,2 12,3 3,9 21,0 3,6
29,5 16,4 16,4 2,4 32,5 3,8
29,0 16,7 16,7 2,4 33,4 3,9
Амперметра Омметра Амперметра Омметра Амперметра Омметра Амперметра Омметра
Класс точности
0,5 2,5 0,5 2,5
Пределы шкалы
150, мА 50, Ом 20, мкА 5, Ом 20, мА 100, кОм 200, мА 50, Ом

Таблица 8

Исходные данные по вариантам

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5
а = (2,3 ± 0,2) м/с2 t = (2,31 ± 0,05) с S = Расчетно-практическая работа - student2.ru I0 = (120 ± 10) Вт/м2 φ = (25 ± 1)о I = I0 ∙ cos2 φ R1 = (23 ± 5) Ом R2 = (12 ± 3) Ом Расчетно-практическая работа - student2.ru L = (10 ± 1) мГ С = (100 ± 20) пФ Расчетно-практическая работа - student2.ru m = (12 ± 3) кг υ = (52.31 ± 0.05) Гц R = (201 ± 5) мм F = m ∙ (2∙ π ∙ υ∙)2∙R
Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9 Вариант 10
F = (12 ± 3) кН Расчетно-практическая работа - student2.ru = (2.31 ± 0.05) м/с R = (201 ± 5) мм Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru R = 8,3144 Расчетно-практическая работа - student2.ru Т = (301 ± 5) К V1 = (50 ± 1) л V2 = (10 ± 1) л А= R∙ T∙ ln (V1 / V2) L = (10 ± 1) мГ C = (100 ± 20) пФ U = (1,2 ± 0,5) В Расчетно-практическая работа - student2.ru m = (34 ± 8) кг υ = (32.31 ± 0.05) Гц R = (0,201 ± 0,005) мм F = m ∙ (2∙ Расчетно-практическая работа - student2.ruРасчетно-практическая работа - student2.ru )2∙R   Расчетно-практическая работа - student2.ru = (12 ± 3) кг/моль R = 8,31 Расчетно-практическая работа - student2.ru р = (41,2 ± 0,5) МПа V = (10,0 ± 0,1) л Т = (300 ± 20) К Расчетно-практическая работа - student2.ru
Вариант 11 Вариант 12 Вариант 13 Вариант 14 Вариант 15
Расчетно-практическая работа - student2.ru = 4 ∙ π ∙ 10-7 Г/м В = (6,2 ± 0,2) мТ а = (2,00 ± 0,01) м b = (3,4 ± 0,1) мм Расчетно-практическая работа - student2.ru р2 = (23 ± 5) Ом V1 = (8,1 ± 0,1)∙10-3 м3 V2 = (9,7 ± 0,1) ∙ 10-3 м3 γ = 1,4 ± 0,2 р1 = р2 ∙ (V1 / V2)γ L = (110 ± 10) мГ C = (10 ± 2) пФ U = (12,3 ± 0,5) В Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru = 4 ∙ π ∙ 10-7 Г/м В = (4,2 ± 0,1) мТ а = (1,00 ± 0,01) м b = (3,2 ± 0,1) мм Расчетно-практическая работа - student2.ru R1 = (2,3 ± 0,2) МОм R2 = (1,2 ± 0,3) МОм Расчетно-практическая работа - student2.ru

Окончание табл. 8

Вариант 16 Вариант 17 Вариант 18 Вариант 19 Вариант 20
Расчетно-практическая работа - student2.ru =0,074 кг/моль R = 8,31 Расчетно-практическая работа - student2.ru р = (3,56 ± 0,002) МПа ρ = (714 ± 2) кг/м3 Т = (467 ± 8) К Расчетно-практическая работа - student2.ru Расчетно-практическая работа - student2.ru =0,032 кг/моль R = 8,31 Расчетно-практическая работа - student2.ru р = (41,2 ± 0,05) МПа V = (10,0 ± 0,1) л Т = (300 ± 20) К Расчетно-практическая работа - student2.ru R1 = (10 ± 1) МОм R2 = (50 ± 10) МОм t = (0,010 ± 0,005) с L = (0,34 ± 0,02) Г Расчетно-практическая работа - student2.ru (1,2 ± 0,2) А Расчетно-практическая работа - student2.ru L = (1,2 ± 0,3) мГ R = (0,12 ± 0,05) кОм Е = (1,2 ± 0,5) В Расчетно-практическая работа - student2.ru = (1,3 ± 0,4) ∙ 105 рад/с Расчетно-практическая работа - student2.ru R = 8,3144 Расчетно-практическая работа - student2.ru g = 9,80665 м/с2 Расчетно-практическая работа - student2.ru = 0,018 кг/моль Т = (295 ± 5) К h = (2010 ± 50) м Расчетно-практическая работа - student2.ru  
Вариант 21 Вариант 22 Вариант 24 Вариант 25  
R1 = (5,2 ± 0,1) Ом R2 = (3,0 ± 10) Ом t = (0,010 ± 0,005) с L = (0,34 ± 0,02) Г Расчетно-практическая работа - student2.ru (1,2 ± 0,2) А Расчетно-практическая работа - student2.ru р2 = (35 ± 5) Ом V1 = (9,1 ± ± 0,01)∙10-3 м3 V2 = (10,7 ± 0,01) х х10-3 м3 γ = 1,4 ± 0,02 р1 = р2 ∙ (V1 / V2)γ Расчетно-практическая работа - student2.ru =0,092 кг/моль R = 8,31 Расчетно-практическая работа - student2.ru р = (3,56 ± 0,002) МПа ρ = (612 ± 2) кг/м3 Т = (467 ± 8) К Расчетно-практическая работа - student2.ru C = (12 ± 1,2) нФ R = (0,12 ± 0,02) кОм Е = (1,2 ± 0,5) В Расчетно-практическая работа - student2.ru = (1,31 ± 0,04) ∙ 105 рад/с Расчетно-практическая работа - student2.ru  


Библиографический список

Болтон, У. Карманный справочник инженера-метролога [Текст] / У. Болтон - М. : Изд. дом «Додэка-XXI», 2002. - 384 с.

Димов, Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст] : учебник для вузов / Ю. В. Димов. – СПб. : Питер, 2004. – 432 с.

Зиньковская, Н. В.Сертификация [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Зиньковская, М. В. Макаренко, О. В. Сельская. – М. :Логос, 2002. – 348 с.

Зиньковская, Н. В.Сертификация [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Зиньковская, М. В. Макаренко, О. В. Сельская. – М. : Логос, 2002. – 348 с.

Крылова, Г. Д. Стандартизация в технических системах [Текст] : учеб. пособие / Г. Д. Крылова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 442 с.

Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и сертификация [Текст] : учеб. / И. М. Лифиц. – М. : Юрайт, 2006. – 362 с.

Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст] : учеб. для вузов / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. – М. : Высш. шк., 2004. – 767 с.

Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Текст] : федер. закон : принят 27.12.2002, № 184-ФЗ. – М., 2002, - 26 с.

Сергеев, А. Г. Метрология [Текст] / А. Г. Сергеев, М. В. Латышев. – М. : Логос, 2005. – 358 с.

Сергеев, А. Г. Сертификация [Текст] / А. Г. Сергеев, М. В. Латышев. – М. : Логос, 2001. – 248 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Коэффициент доверия (Стьюдента)

Число измерений Надежность
N 0,5 0,9 0,95 0,98 0,99 0,999
6,3 12,7 31,8 63,7 636,6
0,82 2,9 4,3 7,0 9,9 31,6
0,77 2,4 3,2 4,5 5,8 12,9
0,74 2,1 2,8 3,7 4,6 8,6
0,73 2,0 2,6 3,4 4,0 6,9
0,72 1,9 2,4 3,1 3,7 6,0
0,71 1,9 2,4 3,0 3,5 5,4
0,71 1,9 2,3 2,9 3,4 5,0
0,70 1,8 2,3 2,8 3,2 4,8
0,69 1,7 2,1 2,5 2,8 3,8
>20 0,67 1,6 2,0 2,5 2,8 3,3

Таблица 2

Метрология, стандартизация

И сертификация

Методические указания по выполнению

расчетно-практической работы

Для студентов, обучающихся по направлениям

240800 – «Энерго- и ресурсосберегающие процессы

в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»,

(специальность 240801 - «Машины и аппараты

химических производств»);

240500 – «Химическая технология высокомолекулярных

соединений и полимерных материалов»

(специальность 240502 - «Технология переработки

пластических масс и полимеров»),

дневной формы обучения

Составители : ПОПОВ Геннадий Васильевич

КЛЕЙМЕНОВА Наталья Леонидовна

ЕРОФЕЕВА Наталья Александровна

Подписано в печать 03. 2009. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 2,0. Тираж 75 экз. Заказ . С - 15.

ГОУВПО «Воронежская государственная технологическая академия» (ГОУВПО «ВГТА»)

Отдел полиграфии ГОУВПО «ВГТА»

Адрес академии и отдела полиграфии:

394000, Воронеж, пр. Революции, 19

Расчетно-практическая работа

Целью расчетно-практической работы является углубление и закрепление знаний по основным разделам дисциплины, решение задач с приведением необходимых формул и вычислений, построение графиков.

Оценка «незачтено» ставится студенту, допустившему принципиальные ошибки в построении графика и расчетах. К сроку защиты замечания, сделанные при проверке, должны быть устранены. Получение критерия оценки «зачтено» осуществляется с учетом защиты расчетно-практической работы.

Примеры решения задач

Задача 1. Амперметром класса точности 2,0 со шкалой 0...50 А измерены значения тока 0, 5, 10, 10, 25, 30, 40, 50 А. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведенной основных погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы и графиков.

Решение

Для записи результатов формируем таблицу (табл. 1), в столбцы которой будем записывать изме­ненные значения I, абсолютные ΔI, относительные δI и приведенные γI погрешности.

В первый столбец записываем заданные в условии задачи измеренные значения тока: 0,5, 10, 20, 25, 30,40, 50 А.

Класс точности амперметра задан числом без кружка, следовательно, приведенная погрешность, выраженная в процентах, во всех точках шкалы не должна превышать по модулю класса точности, т.е. | γI |< 2 %.

При решении задачи рассмотрим худший случай |γI| = 2 %, когда приведенная погрешность, принимает максимальное по абсолютной величине значение, что соответствует γI = +2 % и γI = - 2 %.

Данные значения приведенной погрешности заносим в четвертый столбец табл. 1.

Таблица 1

Наши рекомендации