Функции, принципы и методы организации
Миссия организации – выражение философии и смысла существования организации. Организация – объединение людей для достижения целей; внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие целого, обусловленного строением; совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей; предоставление о модели устройства.
Принципы организации:
· Адекватности воздействия–содержание осуществляющихся действий;
· Главного звена – адекватность формирования и функционирования организации;
· Древа целей – постановка и достижение цели строится в логической последовательности: частная- локальная- оперативная – тактическая- стратегическая –глобальная;
· Единства формы и содержания – соотношение формы и содержания определяет качество организации;
· Иерархичности – развитие и управляемость организации , обеспечения ее иерархичностью;
· Компенсации противодействия – адекватная организация компенсирует объективно-возникающее противодействие;
· Конструктивности – внутренняя устойчивость организации; линейности и функциональности;
· Необходимого разнообразия;
· Необходимости и достаточности;
· Непрерывности и ритмичности;
· Обратной связи;
· Оперативности и гибкости;
· Оптимальной звенности;
· Параллельности и последовательности;
· Перманентности целеполагания;
· Примата цели;
· Разделения и кооперации;
· Распределения и специализации;
· Резервирования и дублирования;
· Системности;
· Стратегического планирования;
· Толерантности;
· Универсальности;
· Целевой адаптации;
· Устойчивости;
· Эластичности;
· Непрерывного совершенствования;
· Объема контроля;
· Ответственности;
· Соразмеримости.
Функции организации: это виды деятельности, при помощи которых субъект управления воздействует на управляемую подсистему:
1) Общие (основные) –присущи всем организациям.
2) Специальные – связаны с осуществлением миссии организации.
3) Частные функции.
4) Общие – контроль, организация, мотивация.
5) Планирования.
6. Внешние и внутренние функции.
7) Декомпозиция – расчленение функций на составляющие.
Общим функциям присущи: нормирование, планирование, организация,координация, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ.
Внешние функции направлены на реализацию связей организации со смежными и вышестоящими органами.
Внутренние функции возникают внутри и между управленческими подразделениями организации как целого, так и разных уровней.
Методы организации - способы воздействия субъекта управления на управляемый объект.
Различаются:
· Экономические методы;
· Организационно-распорядительные;
· Социально-психологические.
К методам организации относятся:
· Метод «древа решений»;
· Изменений;
· Капитализации дохода;
· Групповых оценок.
Основные функции менеджмента: подготовка и принятие управленческого решения ( планирование).
Планирование как основная функция менеджмента :означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или усного , в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача . Это постановление – управленческое решение. Планирование – это один из способов , с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления , от ее качества зависит успех организации.
Основные функция планирования :
1. Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях( финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить , чего может реально добиться организация.
2. Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что можерпомешать достижению этих целей.
3. Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.
По длительности действия функции планирования делятся на: долгосрочные, краткосрочные,разовые.
По степени обязательности:носящие категорический характер,носящие характер рекомендаций.
По содержанию:экономические,социальные,организационные,научные.
По степени структурированности: запрограммированные, - незапрограммированные.
По лицу, принимающему решение: индивидуальные, групповые.
По направлению решения: внутрь организации, за ее пределы.
По уровню принятия решения : организация в целом, структурные подразделения,функциональные службы,отдельные работники.
По глубине воздействия: одноуровневые, многоуровневые.
По количесту целей :одноцелевые,многоцелевые.
Организация реализации принятых решений как основная функция менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий , а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Локальные принципы организации, которые необходимо учитывать для успешной реализации данной функции:
· Цели.Организация , ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
· Эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий ;
· Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды.
· Непрерывного совершенствования . Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
· Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;
· Объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
· Безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
· Соразмерности ответственности данным полномочиям;
· Исключения . Решения повторяющегося характеранизводятся до рутинных , выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям.
· Приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот.
· Комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.
Мотивация персонала как основная функция менеджмента заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязаннностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле, мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Осуществление мотивации требует четкого представления потребностей и вознаграждений.
Потребность- ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо.
Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.
Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных.Эти потребности имеют определенную иерархию.
Иерархия потребностей может быть представлена по –разному. Так, американский ученый А.Маслоу выделял пять типов потребностей, определяющих поведение человека. Низший уровень в этой иерархии составляли физиологические потребности, далее следовала потребность в защищенности, после нее – потребность в принадлежности, потом – потребность в уважении и, наконец, потребность в самовыражении.
Другой американский теоретик Д.Мак Клелланд считал, что поведение человека определяется тремя потребностями: власть, успех и причастность. Власть – возможность влиять на поведение других людей, успех заключается не в провозглашении его, а в доведении работы до конца, после чего следует совершенно определенное вознаграждение. Потребность в причастности проявляется в установлении дружеских отношений, оказании услуг, в широких возможностях общения.
Проблемы мотивации рассматривались и в работах американского ученого Ф.Герцберга, который подразделял побудительные мотивы на гигиенические факторы и мотиваторы. К гигиеническим факторам он относил условия работы, заработок, психологический климат, степень непосредственного контроля за работой, а к мотиваторам – успех, продвижение по службе,признание и одобрение результатов работы.
Гигиенические факторы , по Герцбергу , связаны с внешней средой, мотивации – с характером и сущностью работы.
При отсутствии или недостаточной отраженности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен кроме того, сам вникать в сущность работы и использовать «мотивации».
Теории мотивации , разработанные американскими учеными, базируются на американской системе ценностей и идеалов, которые далеко не всегда приемлема в других странах ( например, в Японии).В то же время японская система ценностей и японская система менеджмента вряд ли могут быть безаговорочно приняты другими странами. Очевидно, мотивация трудовой деятельности должна осуществляться с учетом менталитета каждой нации.
В менеджменте также используются процессуальные теории мотивации, которые акцентируют внимание на процессе мотивации. К ним относятся теория В.Врума, теория справедливости и теория Портера-Лоулера.
Основное содержание теории В.Врума состоит в том, что мотивации определяются ожидаемым результатом деятельности, ожидаемым вознаграждением и ожидаемой ценностью вознаграждения.
Л.Портер и Э.Лоулер разработали теорию мотивации, которая включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. Согласно их теории уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что определенный уровень усилий действительно повлечет за собой соответствующий уровень вознаграждения.