Глава 9. государственная инновационная политика
План:
9.1. Особенности зарубежной и российской государст-
венной политики в инновационной сфере.
9.2. Инновационно-кадровая политика в сфере государст-
венного управления.
Особенности зарубежной
И российской государственной политики
В инновационной сфере
Говоря о зарубежном опыте государственной инновацион-ной политики, необходимо отметить, что масштабные и быстрые изменения на всех уровнях общественного развития, происходя-щие в рамках постиндустриальной революции, привели к тому, что сегодня «экономический рост хозяйствующих субъектов [за-рубежных стран] определяется той долей продукции, оборудова-ния и услуг, которые содержат прогрессивные знания и совре-менные решения»126. Именно инновации «…объясняют причи-ну, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и Японии был значительно выше во второй, а не первой половине XX в. Тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуально емких производств, в ко-торых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорого-стоящие информационные секреты и ноу-хау»127.
В таких условиях, когда важнейшим конкурентным пре-имуществом является инновационная активность, все ведущие зарубежные государства оценивают государственную иннова-
126 Коробейников О. П., Трифилова А. А. Интеграция стратегического и инно-
вационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.— 2001.—
№ 4.— С. 22.
127 Хэмилтон А. Инновационная и корпоративная реструктуризация в мировой
экономике // Персонал-микс.— 2000.— № 6.— С. 35.
ционную политику как основное условие развития инноваци-онных отраслей экономики.
Государственная инновационная политика— это по-литика государства, направленная на обеспечение благоприят-ных условий для развития инновационных предприятий и (или) инновационных сфер деятельности.
[Инновационный менеджмент, государственная инно-^ вационная политика.]
Неэффективная инновационная государственная политика способна привести к резкому нарастанию «инновационного кризиса». Так, в конце 80-х годов ХХ в. во Франции количество инновационных технологий начало резко сокращаться. Причиной тому послужила ситуация, спровоцированная излишней бюрокрачностью системы государственной поддержки инноваций. В сложившихся обстоятельствах во Франции было «…очень трудно найти венчурный капитал, а французские правительственные учреждения слишком бюрократично подходили к созданию новых компаний…»128. В это же время ряд принятых в США законов стимулировали и облегчали передачу технологий из лаборатории в коммерческий сектор и получение университетами и некоммерческими исследовательскими институтами разрешений на организацию компаний, которые могли бы использовать их инновации. Кроме того, в США обеспечивался достаточно льготный режим инвестиций в венчурный капитал. В результате в 90-х гг. из Франции в США эмигрировало большое количество ученых и перспективных выпускников вузов, которые довольно быстро освоили американский венчурный инновационный капитал. При этом в США государственная поддержка инноваций просто огромна. Например, в 1998 г. на научно-исследовательские разработки только государством было выделено около 65 миллиардов дол-ларов129!
Хэмилтон А. Указ. соч.— С. 36.
129 Investing in innovation: creating a research and innovation policy that works / edited by Lewis M. Branscomb and James H. Keller Cambridge.— Mass.: MIT Press, 1998.— 516 p.
Либеральная политика государства в сфере инноваций при одновременной финансовой поддержке позволили США не только стать самой высокотехнологической державой мира, но и переломить многолетнее доминирование на американском рынке японских высокотехнологичных товаров (в сфере авто-мобилестроения, электроники и телекоммуникаций). Понима-ние государственными органами США необходимости государ-ственной поддержки инноваций в стране, а также их значения для американской экономики может быть абсолютно прозаично истолковано самым поверхностным историческим анализом. Так, например, при таком анализе выясняется, что за последние 50 лет способность изобретателей и предпринимателей осуще-ствлять инновационную деятельность всегда была одним из главнейших факторов экономического роста в США, причем за это время не менее «…50 % роста экономики связано с науч-ными и технологическими достижениями страны [США]»130.
В современной государственной американской инноваци-онной политике используются такие методы, как научно-технологическое прогнозирование, определение критических технологий. Кроме того, нормой государственной политики является большая прозрачность расходования бюджета при од-новременном совершенствовании механизмов партнерства го-сударства и частного бизнеса в сфере современных разработок. Причем партнерство государства и частного сектора в совре-менных научных исследованиях опирается на Закон о коопера-тивных исследованиях от 1984 г., который определяет и закреп-ляет возможность создания консорциумов в области науки и технологий, включающих государственные учреждения и ком-пании частного сектора131.
Что касается государственной инновационной политики европейских стран, то в общем можно сказать, что принципы и методы поддержки инновационных процессов в этих странах схожи с американскими, но в целом уровень развития иннова-ций в Европе ниже, чем в США.
130 Заварухин В. Управление научно-технологическим развитием в США //
Персонал-микс, 2000.— № 5— С. 23.
131 Заварухин В. Указ. соч.— С. 23–25.
Однако не всегда в странах Европы наблюдалась радуж-ная ситуация с поддержкой инноваций. Так, например, «в нача-ле 90-х годов ХХ в., несмотря на то, что в Англии были сдела-ны открытия “прорывного” характера и накоплен богатый ин-новационный опыт, особенно в стенах государственных и уни-верситетских лабораторий, культурная и образовательная про-пасть между этими учреждениями и частным сектором создава-ла ситуацию, когда британские компании упускали из виду коммерческое применение открытий или инноваций и идеи продавались иностранным компаниям»132. В то же время, осоз-навая данную тенденцию, государство в силу высокого уровня бюрократичности структур исполнительной власти не могло кардинально повлиять на ситуацию. Однако программы рефор-мирования государственной службы в Англии (реализуемые в рамках программ «Модернизация государственного управле-ния» и «Реформа государственной службы»133), рассчитанные на снижение уровня бюрократизации государственных струк-тур, повышение их открытости и ориентацию государства на инновационный сектор экономики, к концу ХХ в. существенно улучшили коммерциализацию инноваций, и в настоящее время процент внедренных инноваций в Англии достаточно высок.
При этом основная английская программа в сфере разви-тия инноваций, получившая название «Форсайт» и направлен-ная на преодоление вышеописанных негативных инновацион-ных тенденций, начала реализовываться с начала 90-х годов. С помощью этой государственной программы планировалось «…создать новую культуру взаимодействия между учеными и бизнесом, определить ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей». В качестве организатора программы вы-ступило Управление по науке и технологии министерства тор-говли и промышленности, а возглавил ее Правительственный комитет, куда вошли представители 17 министерств и ве-
Хэмилтон А. Указ. соч.— С. 37 |
133 Модернизация государственного управления в Соединенном Королевстве // Человек и труд.— 2002.— № 1.— С. 6–7.
домств» 134. Первый этап программы «Форсайт» начался в 1994 г. и продолжался до 1999 г. Данный этап характеризовался в основном ориентацией на поддержку технологических инно-ваций. Модернизированная программа «Форсайт 2» (сроки реа-лизации 2002–2004 гг.) уже отличалась интеграцией технологи-ческих, рыночных и социальных факторов, а также привлече-нием широкого круга участников135. Необходимо отметить, что первый этап программы был выполнен практически полностью, второй — также имеет хорошие перспективы выполнения.
На сегодняшний день основным ориентиром современной инновационной политики ЕС является ориентация на поддерж-ку цифровых инноваций (digital innovations) как основного пути перехода к новой цифровой экономике, экономике знаний (digital & knowledge economy) и информационному обществу (information society).
При этом качество товаров и услуг в электронной сфере продолжает расти, а цены на электронные услуги становятся все более приемлемыми для рядового европейца. Использова-ние новых компьютерных и коммуникационных технологий (НККТ) за последнее время резко увеличилось, а деловая и по-требительская электронная торговля позволяет предположить ее стабильный рост в ближайшие 5–10 лет. Например, в Фин-ляндии и Ирландии за 1996–2001 гг. значительный процент об-щего роста производительности труда составил рост именно в сфере НККТ136. В этом контексте понятна заинтересованность Евросоюза в расширении государственной поддержки иннова-ций в области экономики знаний, а также инноваций в сфере современных коммуникаций137.
134 Шелюбская Н. «Форсайт» — новый механизм определения приоритетов
государственной научно-технической политики // Проблемы теории и практи-
ки управления.— 2004.— № 2.— С. 18.
135 Там же.— С. 18–20.
136 Pilat D. Digital economy: Going for growth // OECD observer internet-portal.—
2004 [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.oecdobserver.org/
news/fullstory.php/aid/991/Digital_economy:_Going_for_growth.html.
137 Franklin D. Beyond the e-business revolution // OECD observer internet-portal.—
2004 [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.oecdobserver.org/
news/fullstory.php/aid/518/Beyond_the_e-business_revolution.html.
[Инновационный менеджмент, государственная инно-вационная политика, виды государственной инновационной политики; цели государственной инновационной политики.]
Что касается российского «инновационного опыта», то не-обходимо отметить, что в начале ХХI в. стало совершенно ясно, что для дальнейшего роста в последующие годы необходимо обеспечить активизацию внутренних факторов развития эконо-мики, а также повысить конкурентоспособность за счет инвести-ций в инновационные сферы производства и технологии, при одновременном снижении издержек производства. Именно в это время произошло резкое повышение спроса на инновации как со стороны бурно развивающегося бизнеса, так и со стороны госу-дарства. Так, например, в начале ХХI в. усилиями бизнеса и при активной поддержке правительства в России уже действовало более 40 различных венчурных фондов, представленных как рос-сийским, так и иностранным капиталом, а к началу 2003 г. в Рос-сии функционировало уже 111 таких фондов138.
Кроме того, начиная с 2000 г., в нашей стране стали про-водиться ежегодные венчурные ярмарки (что является довольно показательным индикатором усиления инновационной активно-сти). Для иллюстрации серьезности данных мероприятий можно привести следующую статистическую информацию. Так, напри-мер, на третьей венчурной ярмарке, проходившей 17–18 октября 2002 г. в Санкт-Петербурге, оргкомитет направил на экспертизу более 100 заявок от компаний, 90 из них получили положитель-ную оценку специалистов. Причем объем требуемых инвестиций составил от 250 тыс. до 10 млн долларов, а их суммарный уро-вень превысил 40 млн долларов. На четвертой венчурной ярмар-ке, проходившей в г. Перми, на конкурсный отбор было пред-ставлено более 150 заявок от компаний, заинтересованных в привлечении инвестиций для развития своего бизнеса. В резуль-тате экспертизы положительный ответ получили проекты 54 компаний из 20 городов России, представляющих такие сек-тора экономики, как телекоммуникации и программное обеспе-чение (12 %), приборостроение (12 %), машиностроение (27 %),
138 Атоян В., Плотников А. О законодательном обеспечении инновационной деятельности // Персонал-микс.— 2003.— № 4.— С. 16–19.
новые материалы (10 %), медицинская техника и фармакология (12 %), строительные технологии и прочее (27 %). Общий объем запрашиваемых компаниями средств уже превышал 90 млн дол-ларов. При этом уже на пятой Российской венчурной ярмарке, проходившей 7–8 октября 2004 г. в Санкт-Петербурге, на кон-курсный отбор было представлено более 160 заявок от различ-ных компаний, специалисты экспертной комиссии дали положи-тельную оценку проектам 73 компаний из 25 городов России, специализирующимся в самых различных отраслях — от инфор-матики до упаковки продуктов, от оборудования горнорудной промышленности до биоминеральных удобрений, а общий объем запрашиваемых компаниями средств превысил 200 млн долларов (за три года рост запрашиваемых средств составил 500 %!). Кро-ме того, в России создана и успешно функционирует Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)139.
Действительно, кардинальные шаги в сфере государствен-ного инновационного регулирования были сделаны в России лишь в 2001 г. Начиная именно с этого времени, был принят ряд принципиальных правовых актов, направленных на государст-венную поддержку инноваций. Правительством была сделана ставка не на принятие законов, так или иначе поддерживающих инновационные процессы, а на реализацию четких мер по реаль-ному внедрению инноваций в различные сегменты российской экономики. Эта цель была реализована в создании ряда феде-ральных целевых программ стимулирования инноваций140.
В настоящее время в нашей стране сложилась ситуация, благоприятная для внедрения существенных инноваций (в том
139 Информационный бюллютень (декабрь 2004 г.) // Интернет-портал РАВИ.—
2004 [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.rvca.ru/webrvca/
homerus1.html.
140 См., например: О Федеральной целевой программе «Развитие единой обра-
зовательной информационной среды (2001–2005 годы)»: постановление Пра-
вительства РФ от 28 авг. 2001 г. № 630 // СЗ РФ.— 2001.— № 36.— Ст. 3578;
О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)»:
постановление Правительства РФ от 28 янв. 2002 г. № 65 (с изм. и доп. от
26 июля 2004 г.) // Там же.— 2002.— № 5.— Ст. 531; О федеральной целевой
программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002–
2006 годы»: постановление Правительства РФ от 5 сент. 2001 г. № 660 // Там
же.— 2001.— № 37.— Ст. 3695 и др.
числе и кадровых) в различные организации. При этом основ-ным стержнем современных кадровых инноваций является по-вышение уровня творческой активности и автономизации ра-ботников с одновременной децентрализацией и «горизонтали-зацией» организационных структур. Такого рода инновации позволят резко повысить уровень креативности каждого со-трудника организации, сформируют партисипативные мотива-ционные структуры специалиста, предоставят возможности для личностной реализации работников в рамках профессиональ-ной деятельности.
В этой связи государственная политика в сфере иннова-ционного менеджмента в кадровой работе должна строиться на основании двух глобальных целей. Во-первых, государство должно содействовать созданию благоприятных условий по внедрению кадровых инноваций в структуры частных предпри-ятий, причем данный процесс должен иметь динамику не ниже уровня развитых стран. Во-вторых, должны быть разработаны стандарты дозированной инновационно-кадровой эволюции государственных органов власти. Эти стандарты могут базиро-ваться на учете положительного инновационно-кадрового опы-та частных компаний с одновременной адаптацией данных ин-новаций относительно уместности их применения в системе государственного управления.
9.2. Инновационно-кадровая политика в сфере государственного управления
Инновационно-кадровая государственная политика—
это вид инновационной политики, направленной на инновационную модернизацию системы кадрового управления как в негосударственных, так и в государственных организациях.
[^ Реформа государственной службы России: интересы и приоритеты.]
[Инновационный менеджмент, государственная инновационная политика, виды государственной инновационной политики, инновационно-кадровая политика в сфере государственного управления.]
Совершенно иную инновационную специфику имеет государственная политика в отношении кадровых инноваций в системе государственной службы. Во-первых, деятельность персонала государственных организаций, в отличие от организаций частных, имеет четкие инструктивные ограничения. Во-вторых, любая реформа государственных организаций несет в себе чрезвычайную ответственность — ведь данные структуры играют важнейшую роль в глобальном управлении страной. Однако несмотря на данные особенности, инновации в кадровом сегменте государственной службы необходимы, об этом говорит сам факт начала административной реформы в России.
В историческом контексте началом планомерной кадровой работы с момента создания Российской Федерации как независимого государства можно считать 1991 г.141, когда, несмотря на формальное вхождение Российской Федеративной Социалистической Республики в состав СССР, фактически Россия стала отдельным государством. Ряд вышедших в 1991 г. документов ка-
141 Наиболее подробно ранние исторические этапы развития государственной службы в России изложены в коллективной монографии: Реформа государст-венной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 г. / Барабашев А. Г., Беков Х. А., Зайцева Т. В. и др.; Общ. ред. Т. В. Зайцевой; Всемир. Банк, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр.— М.: Всемир. Банк: Весь Мир, 2003.— 303 с.
сался сохранения кадрового потенциала государственной служ-бы СССР, а также центров подготовки и переподготовки кадров для государственной службы. Такими документами явились, на-пример, постановление Правительства РСФСР от 23 ноября 1991 г. № 16 «Об образовании Департамента государственной службы РСФСР» и распоряжение Президента РСФСР «Об учеб-ных и научных учреждениях ЦК КПСС, ЦК компартии РСФСР, крайкомов и обкомов КПСС».
На основании данных указаний удалось сохранить ценные кадровые ресурсы и «базу» для их подготовки. Кроме того, Де-партамент государственной службы РСФСР, изменивший свое название после очередной реорганизации на Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Прави-тельстве РФ (Роскадры), провел, действительно, огромную орга-низационную работу по документальному и организационному сопровождению кадровой сферы государственной службы в не-зависимой России. Однако самая ценная деятельность проводи-лась Роскадрами в сфере сохранения системы подготовки, пере-подготовки и повышения квалификации сотрудников государст-венной службы. Несмотря на серьезные сложности в первой по-ловине 90-х годов, удалось создать на базе бывших высших пар-тийных школ142 «головной» и ряд региональных кадровых цен-тров. Важность этой работы трудно переоценить. Это была одна из первых и, безусловно, удачных инноваций в системе государ-ственной службы России. По сути, в начале 90-х годов в России, несмотря на тяжелейший финансовый кризис, была создана на-циональная сеть высших учебных заведений, специализирую-щихся на подготовке кадров для госслужбы, причем материаль-ная база и профессорско-преподавательский состав данных уч-реждений были и остаются на очень высоком уровне.
В 1994 г. Роскадры, выполнив миссию антикризисного управления кадровой политикой в системе государственной службы, были ликвидированы (их функции были перераспреде-
142 Необходимо отметить, что еще в конце 80-х — начале 90-х годов центры подготовки и переподготовки кадров для системы государственной службы СССР (высшие партийные школы) были переименованы в социально-политические институты.
лены между администрацией президента и правительством), при этом образовательная система — главнейшее и наиболее успеш-ное направление деятельности Роскадров — была сохранена и преобразована в сеть академий государственной службы, кото-рые и по сей день успешно функционируют и выполняют важ-нейшую роль в формировании кадрового потенциала современ-ной государственной службы России.
Первой законодательно закрепленной инновационной инициативой в сфере кадрового менеджмента в системе государ-ственной службы России можно считать появление 31 июля 1995 г. федерального закона № 119-Ф3 «Об основах государст-венной службы Российской Федерации». В данном законе впер-вые были закреплены основные правила кадрового управления в системе государственной службы, в частности, было установле-но, что должности различаются в зависимости от вида государ-ственной службы и распределяются по группам и (или) катего-риям в соответствии с федеральными законами о видах государ-ственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе. В соответствии с феде-ральными законами о видах государственной службы вводились классные чины, дипломатические ранги, воинские и специаль-ные звания.
При этом в законе наряду с ранговыми условиями и струк-турированием кадрового состава государственных служащих был введен и ряд, безусловно, инновационных предложений. В частности, говорилось, что федеральными законами о видах го-сударственной службы и иными нормативными правовыми ак-тами Российской Федерации устанавливаются: порядок поступ-ления на государственную службу и порядок замещения вакант-ных должностей государственной службы на конкурсной основе (однако этот вариант не был обязательным); условия формиро-вания конкурсных комиссий; правила опубликования информа-ции о конкурсах в средствах массовой информации, а также пре-дусматривается и другой порядок поступления на государствен-ную службу и замещения вакантных должностей государствен-ной службы. Несмотря на расплывчатость формулировок и в об-щем-то опциональный подход к конкурсному замещению госу-дарственных вакансий, сам факт введения отбора на основе кон-
курса в федеральный закон, касающийся основ построения госу-дарственной службы, был безусловной удачей разработчиков. В данном законе также вводилась система контроля за эффектив-ностью деятельности госслужащих, причем такой контроль был возложен именно на кадровые службы государственного органа. Кроме того, законом вводилось понятие кадрового резерва.
Кадровый резерв в органах государственной власти— это пул специалистов системы государственной службы (ото-бранных по определенной технологии), обеспечивающий фор-мирование кадрового состава государственной службы.
Однако стоит признать, что инновационные положения «Об основах государственной службы Российской Федерации» по большей части так и не были реализованы. Конкурсный отбор так и не стал действительно конкурсной процедурой, превра-тившись, по сути, в формальное и закрытое продление полномо-чий действующей административной команды, а в кадровый ре-зерв в большинстве своем входили лишь действующие сотруд-ники, рекомендованные начальниками на дальнейшее продвиже-ние по службе. Введенная система оценки часто основывалась на формальных показателях и проводилась в форме «закрытой» ат-тестации.
С 1995 г. по 2000 г. в России практически не предприни-малось серьезных попыток реформирования государственной службы (и естественно, как следствие, не было попыток рефор-мировать кадровый менеджмент), при этом ряд указов президен-та с формулировками о «совершенствовании…»143 и другими ее вариантами были, скорее, попытками сохранить и зафиксировать сложившуюся бюрократическую структуру «новой России». Следует однако признать, что работа по концепции реформиро-вания государственной службы, включавшая также и коренную реформу в кадровой сфере (чего стоит намерение разработчиков ввести в раздел, посвященный кадровой реформе, принципы
143 См., например: О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. / Рос. газ.— 1997.— 19 марта.
merit system144), в конце 90-х годов велась145, но не получила окончательного одобрения для преобразования в реальную реформу.
Кадровая реформа в системе государственной служ
бы— это действия государственных органов, направленные на
введение новых инновационных принципов деятельности персо
нала государственной службы для реализации государственными
служащими своих функций наиболее эффективно._________
Необходимо четко осознавать, что инструментом реализации инновационной кадровой политики являются современные кадровые технологии, реализуемые квалифицированными сотрудниками кадровых служб по единым стандартам на основе общих принципов и закономерностей, принятых во всем мире. В настоящее время имеется значительное количество таких технологий в режиме открытого доступа и, более того, технологий, апробированных и внедренных в деятельность государственных служб других стран.
Так, например, очень интересен и показателен опыт США, где еще в 1978-1979 гг. была проведена реформа государственной службы146, в ходе которой коренным образом изменился статус государственного служащего за счет применения ряда инновационных кадровых технологий. Примером такой работы может являться опыт введения принципов merit system147(«системы заслуг»).
[^Принципы Merit System и этические принципы в федеральной государственной службе США: история и современность. Подготовка госслужащих: зарубежный опыт.]
144 «Система заслуг и достоинств», формально введенная в систему государ-
ственной службы США еще в конце XIX в., однако реально начавшая свою
деятельность после знаменитой административной реформы администрации
Д. Картера 1978-1979 гг.
145 См.: Реформа государственной службы России: История попыток рефор-
мирования с 1992 по 2000 г.
146 Реформа проводилась кабинетом действующего тогда президента США
Джимми Картера.
147 См. соответствующую статью в хрестоматии по дисциплине «Инноваци-
онный менеджмент».
В США в результате административной реформы была введена регулярная аттестация и контроль результативности служащих госаппарата, а также упорядочена система органов управления государственной службой.
В Германии реформа в сфере государственного управле-ния148 до конца ХХ в. была построена на высокой централизации и некоторой (в хорошем смысле) бюрократизации управления.
Однако, несмотря на то, что государственная служба в Германии отличается высокой эффективностью, является пре-стижной и пользуется уважением среди населения, в условиях новых реалий для адаптации государственной службы к изме-няющимся условиям современного мира была выбрана тактика «большого качественного скачка посредством маленьких ша-гов». Среди таких «шагов» «…можно отметить децентрализацию гражданской службы, дивергенцию статуса госслужащих, пере-ориентацию государственной службы на “клиентные” отноше-ния с гражданами»149.
Схожие реформы были проведены и во Франции. Так, в рамках общей децентрализации управления страной были при-няты решения о постепенной децентрализации государственной службы и повышении инициативности государственных служа-щих. Кроме того, приоритетом в реформе государственной службы во Франции стало нормативное закрепление моральных стандартов, норм профессиональной этики государственных служащих и создание учреждений по контролю за соблюдением этих норм.
Учитывая данный опыт, в 2001 г. в администрации Пре-зидента и Правительстве на основании поручения Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № Пр-1496 нача-лась разработка основных положений (концепций) реформиро-
148 Реформа продолжалась около 30 лет (с конца 60-х до середины 90-х годов).
За это время был принят ряд основополагающих законов: например, Закон о
федеральных чиновниках, Рамочный закон о праве чиновников, Закон об ок-
ладах федеральных служащих, Положение о прохождении государственной
службы в Федерации, Федеральный дисциплинарный устав.
149 Старовойтов А. В. Указ. электрон. ресурс.
вания системы государственной службы150, при этом особое внимание уделялось исследованию кадровой составляющей системы государственной службы.
Согласно результатам проведенного исследования, на на-чало 2002 г. была зафиксирована следующая ситуация в кадро-вой сфере системы государственной службы РФ151. Общая чис-ленность государственных служащих и иных работников госу-дарственных органов РФ, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления составила 1053,1 тыс. человек152. Крайне интересной представляется часть исследования, касающаяся изучения половозрастных характе-ристик государственных служащих. Так, в общей численности государственных служащих, занимающих государственные должности, женщины составляли более 70 %, в органах испол-нительной власти — 71,8 %, в аппаратах органов судебной вла-сти и прокуратуры — 67,6 %, в аппаратах органов законода-тельной власти — 55,8 %, аппаратах иных государственных ор-ганов — 55,4 %. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объяснялся преобладани-ем женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.
При этом средний возраст служащих, занимающих госу-дарственные должности, составлял 40 лет. Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,5 %, однако более 30 % государственных служащих в аппаратах законодательных и иных государственных органов имели воз-
150 Одновременно с утверждением Концепции реформирования государствен-
ной службы распоряжением Президента РФ от 15 августа 2001 г. № 436-рп
были образованы Комиссия по вопросам реформирования государственной
службы Российской Федерации и Межведомственная рабочая группа по под-
готовке проектов программы реформирования государственной службы Рос-
сийской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых
актов о государственной службе. (См.: СЗ РФ.— 2001.— № 34.— Ст. 3502).
151 На основании исследований, проведенных в рамках Федеральной про-
граммы «Реформирование государственной службы Российской Федерации
(2003–2005 год)» // Рос. газ.— 2002.— 23 нояб.
152 В 1999 г. на 1000 человек населения России приходилось
2,8 государственного служащего федеральных органов исполнительной вла-
сти, в Великобритании — 5,2, США — 3,9.
раст 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста в этих органах составляли соответственно 11,1 и 6,9 %. Большинство из «потенциальных пенсионеров» имели более чем 5-летний стаж работы в государственной службе. Таким образом, по несложным подсчетам, в течение ближайших 10 лет произой-дет высвобождение более половины государственных служа-щих, занимающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением служа-щих, в связи с отсутствием специалистов, имеющих достаточ-ный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Кроме того, на период до 2002 г. сохранялась тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствовало квали-фикационным требованиям по занимаемой должности. Так, на указанный период не имели профессионального образования 26,7 тыс. человек, или 4,6 % от общей численности государст-венных служащих153.
Не менее негативные тенденции сложились на начало XXI в. и в сфере материального стимулирования труда государ-ственных служащих. По сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Не-большая дифференциация в оплате труда государственных слу-жащих слабо стимулировала эффективность их деятельности. В 2002 г. оплата труда главных менеджеров (руководителей орга-низаций и их заместителей) превышала оплату труда государст-венных служащих, замещающих соотносимые должности, в 10– 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных под-разделений организаций) — в 7–10 раз, менеджеров (специали-стов, руководителей отдельных проектов) — в 3–7 раз, админи-страторов (исполнителей проектов) в 1,5–3 раза. Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципаль-ными служащими и работниками негосударственного сектора экономики, безусловно, затрудняет привлечение на государст-венную и муниципальную службу квалифицированных специа-
153 Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003– 2005 год): Федеральная программа // Рос. газ.— 2002.— 23 нояб.
листов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных ка-тегорий), что снижает эффективность деятельности государст-венных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих154.
Такие негативные тенденции еще больше усложнили за-дачу разработчикам программы реформирования, однако не-смотря на все трудности, в конце 2002 г. федеральная програм-ма «Реформирование государственной службы Российской Фе-дерации (2003–2005 гг.)»155 была разработана и начала реализо-вываться в начале 2003 г.
Целью программы определялось повышение эффективно-сти государственной службы в целом, ее видов и уровней, оп-тимизация затрат на государственных служащих и развитие ре-сурсного обеспечения государственной службы.
Программа реформирования государственной службы, заложив основной фундамент в кадровых инновациях на бли-жайшие несколько лет, явилась основой для дальнейших шагов как в сфере общего реформирования системы государственной службы, так и в области кадровых реформ.
В этой связи одной из самых больших инноваций в со-временной кадровой политике в области государственной службы России можно считать разработку и принятие закона «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции» (далее — закон)156. Стоит отметить, что данный закон яв-ляется не только программным в общей концепции админист-ративной реформы России, но и крайне важным в аспекте кад-ровых преобразований. Это практически первый законодатель-
154 Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–
2005 год): Федеральная программа // Рос. газ.— 2002.— 23 нояб.
155 Программа утверждена указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г.
№ 1336. Текст программы см.: Рос. газ.— 2002.— 23 нояб.
156 О государственной гражданской службе Российской Федерации: феде-
ральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Рос.
газ.— 2004.— 31 июля. Закон принят Государственной Думой 7 июля 2004 г.,
одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г. и вступил в силу с 1 февраля
2005 г.
ный акт современной России, в котором воплощено большин
ство кадровых инноваций, имеющихся в арсенале современного
кадрового управления.
гл [Инновационный менеджмент, государственная инно-
вационная политика, виды государственной инновационной политики, инновационно-кадровая политика в сфере государственного управления, реализация инноваций.]
Что касается анализа основных положений закона, то здесь можно сказать следующее. Его главной инновационной удачей, на наш взгляд, является не большое количество закрепленных кадровых новшеств (проанализированных нами ниже), а тезис, выраженный в подпункте 6 пункта 2 статьи 60, который говорит о том, что одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы является пр