Государственная инновационная политика: понятие, особенности формирования и реализации в разных странах мира.

В РБ основные направления реализации ин.политики:

1. Предоставление высокотехнологичным малым пр-ем преференций в ин.д-ти.

2. Разработка нов.системы начислений амортизации в пром-ти, стимулирующих ускорение обновления осн.фондов.

3. Выбор эф-ных видов иннов-инвест д-ти в стране, дающий значит.положительный эффект и обладающий тесными кооперац.связями с мировыми центрами инноваций.

Примером м служить Южно-корейские пром.группы, кот.принимают участие в глобальной технологической конкуренции на наиболее передовых направлениях НТ-развития

- микроэлектроника

- средства связи

- нанотехнологии

4. Налог.льготы и преференции транснацион.корпорациям в приоритетных секторах и направлениях НТП.

5. Исп-ние селективного принципа для привлечения иностр инвестиций, что позволило новым индустриальным странам создать соврем технологич.базу.

6. Формирование организационных форм иннов.д-ти.

Появление новых организац.форм ин.д-ти связано с установлением тесного взаимодействия между академическо-вузовским сектором и пр-вом; связ.с формир-ем наукоемких и высокотехнологичных производств; связ.с внедрением высокоэф-ных НТ и технологических новшеств.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

· формирование институциональных и законодат-х условий для внедрения ииноваций.

· гос.поддержка и стимул-ние инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

· совершенствование налог.системы с целью создания условий для ведения иннов.деят-ти всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования;

· выделение прямых гос.инвестиций для реализации иннов-х программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но непривлекательных для частных инвесторов.

Механизм формирования и реализации научно-технической и иннов.политики в странах мирового сообщества различен, также различны организац-е структуры упр-я наукой. Однако в странах с рыночной эк.сходны закон-ти развития произв-ва и одинаковы подходы к иннов.д-ти. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять:

· Государственные стратегии активного вмешательства;

· Стратегия децентрализованного регулирования;

· Смешанные

Европейские страны с начала 1990-х годов активно стимулируют иннов.предприн-во. Повышенное внимание уделяется созданию и развитию малых иннов.компаний, также значительное внимание европейские правительства уделяют развитию патентного законод-ва и аспектов его практического применения.

Важным направлением реализации гос.политики в развитии иннов.д-ти в США является поддержка малого инновационного предприн-ва. К основным формам поддержки относятся:

*специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;

* займы по линии государственной поддержки инноваций;

* государственные финансовые вложения;

* создание разветвленной сети венчурных фондов;

* финансирование из средств частного сектора и др.

Государство Японии стимулирует малое иннов.предприн-во через контракты и гос.заказы на разработку новых технических решений и изделий. Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% -- фундаментальные исследования; 25 -- прикладные исследования; 62% -- опытно-конструкторские разработки.

Независимо от уровня регулирования сферы иннов.д-ти в различных странах осущ-ся мероприятия гос.иннов-й политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с:

* финансированием,

* распространением технических знаний,

* конкуренцией.

Для фирм участие в гос.научно-технических и иннов.проектах служит источником знаний и опыта. Выполняя гос.заказы, фирмы получают от гос-ва финансовые средства и доступ к уникальному и дорогостоящему научно-техническому оборудованию и другим технологическим и нетехнологическим ресурсам, которыми располагает государство

Можно выделить главные аспекты успешной ин.политики гос-ва (на примере заруб-х стран: США, Японии и стран Зап.Европы). Для проведения эф-ной политики необх.:

* активизация деят-ти гос.пр-й, различных ведомств, АО и др.структур по исп-нию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику гос-ва изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.

* создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Нац-ным институтом стандартов Министерства торговли США).

* разработка программ по исп-нию передовых технологий, кот.следует поручить соотв. ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необх..средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для гос-ва программ - секретные разработки, оборона и т.д.)

* формирование иннов.инфраструктуры, кот.может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определ.научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;

* выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

Во многих странах все больше внимания уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:

1) ориентирование и поддержка научных исследований;

2) регулирование направлений научно-технического развития;

3)защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

4) совершенствование системы стимулирования НТП;

5) содействие процессам обращения информации;

6) совершенствование системы организации передачи технологий;

7) лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

8) косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);

9) разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

10) развитие методов управления научно-техническим развитием;

11) расширение масштабов международного разделения труда и сотрудничества;

12) прямая государственная помощь предприятиям (например, финансовая, инф. и т. п.);

13) изучение закономерностей инновационного процесса;

14) дальнейшее развитие и совершенствование интенсифицирующих методов.

Наши рекомендации