Государственная инновационная политика


Роль государства в управлении инновационным развитием во всех странах постиндустриального общества определяется как ведущая. В управлении инновационным развитием государство обеспечивает законодательное и нормативно-правовое регулирование, разрабатывает порядок отбора и реализации важнейших инновационных проектов для поддержки и софинансирования, содействует ускоренному развитию приоритетных отраслей и производств, содействует развитию инновационных предприятий в сфере малого инновационного бизнеса, формирует территории концентрации инновационного бизнеса - технопарки, наукограды, особые экономические зоны. Вместе с тем вопросы о том, как организовать благоприятную среду для инновационного развития, привлечь инвестиции в венчурный бизнес, в каких правовых формах хозяйственных обществ инновации лучше реализуются, как обеспечить кадрами предприятия инновационной сферы и многие другие, остаются не до конца решенными.

Итак, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок. Следует различать понятия «новшество» и «инновация». Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации - это новшества, доведенные до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определенного положительного эффекта.

Любая политика направлена на соблюдение баланса интересов участников либо процессов, направленных на достижение единой для всех цели. Целью инновационной политики является внедрение инноваций, обеспечение поступательного общественного развития, а также развития производственного и непроизводственного сектора национальной экономики.

Основной составляющей инновационной политики для государства и процесса развития научно-технической и инновационной деятельности для регионов являются их принципы, цели, задачи и приоритеты.

Основными задачами инновационной политики в России является: выделение ее приоритетов, разработка механизмов их реализации, активизация развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов, ускорение внедрения в практику закона об инновационной деятельности, принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную отрасль внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов.

Концепция инновационной сферы применима в практике региональной политики России с учетом ее сугубо специфических черт.

Цель инновационной политики – обеспечение перехода к устойчивому экономическому развитию. Основополагающий принцип, раскрывающий суть и содержание данной цели, – это обеспечение перехода за счет внедрения новых технологий производства и выпуска инновационной продукции предприятия.

Формирование инновационного климата – это создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на отечественном и мировом рынке продукции.

Формирование инновационной инфраструктуры. Цель – создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности путем обеспечения комплексной и адресной поддержки в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, финансовом, имущественном. При этом формирование инновационной инфраструктуры должно быть основано на взаимодействии научно-исследовательских организаций, ВУЗов, малых внедренческих фирм, промышленных предприятий и других организаций, участников инновационных процессов.

Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

- уровень технологического развития (отношение объема продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объему реализованной продукции);
- уровень экспортной ориентации (отношение объема продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объему реализованной продукции);
- уровень сертификации (отношение объема продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объему произведенной продукции);
- уровень обновления (отношение объема новой продукции, освоенной в производстве, к общему объему произведенной продукции).

Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Наши рекомендации