Тема 1. Введение в инновационный менеджмент
Тема 1. Введение в инновационный менеджмент
Становление теории инноватики и ее современные концепции
Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некое свойство, присущее экономике машинного производства. В свою очередь, государственно-монополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения породил в известной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного производства.
В табл. 1 приводится краткое содержание технологических укладов мировой экономики.
Таблица 1
Краткое содержание технологических укладов отечественной экономики
Порядковый номер технологического уклада | Период доминирования | Ключевой фактор технологического уклада | Основные компоненты доминирования технологического уклада | Формирующийся новый уклад | Преимущества данного технологического уклада |
1880-1930 гг. | Электродвигатель, сталь | Электротехническое и тяжелое машиностроение, производство стали, ЛЭП, неорганическая химия | Автомобилестроение, органическая химия, цветная металлургия | Повышение гибкости производства на основе электродвигателя, стандартизация производства | |
1930-1980 гг. | Двигатель внутреннего сгорания | Авто-и тракторостроение, цветная металлургия, синтетика, органическая химия | Радары, строительство трубопроводов, авиапромышленность, космотехника | Массовое и серийное производство | |
1980-2030 гг. | Микроэлектронные элементы | Электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, роботостроение | Биотехнология, тонкая химия, термоядерный синтез | Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, новые формы собственности |
В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства». Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Как первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости продукции и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазы жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.
Инновационная активность предприятия как
Тема 2. Основы инновационной деятельности
Концепция инновационной деятельности
Конце́пция, или конце́пт, (от лат. Conceptio - понимание, система) - генеральный замысел, руководящая идея инновационного устойчивого и прогрессивного развития субъекта инновационной деятельности на долгосрочную перспективу. Концепция определяет стратегическую цель, стратегию и тактику инновационного развития и функционирования субъекта инновационной деятельности на долгосрочную перспективу.
Тема 3. Инновационный менеджмент
Тема 4. Инновационный процесс
Предварительная разработка целей и задач инновационного проекта
На данном этапе субъекты инновационной деятельности определяются с профилем системы инновационных целей, их приоритетностью и направленностью, функциональной составляющей и содержанием.
В рамках данного этапа реализуются следующие управленческие действия:
· построение целевого поля и группировка инновационных целей и задач;
· построение системы целей инновационного развития субъекта на прогно-зируемую временную перспективу;
· определение приоритетных целей и задач инновационного развития предприятия на прогнозируемую временную перспективу.
В конце проведенного мероприятия по определению профиля системы целей предприятия оформляются документы - схема системы целей субъекта и отчет-обоснование приоритетных целей субъекта, программа инновационного развития субъекта на прогнозируемую временную перспективу. Методически процесс разработки системы инновационных целей может базироваться на применении таких методик как: методика аналитического планирования иерархических систем, методика построения дерева целей субъекта и др.
Процесс целеполагания, как правило, осуществляется силами руководства и топ-менеджмента организации. Вместе с тем желательно участие в этом процессе представителей всех подразделений предприятия. Это позволит, при условии наличия у респондентов соответствующего уровня экспертной квалификации, а также при достаточном уровне конвергенции целей всех участников мероприятия и потенциальной согласованности их дальнейших действий, расширить информационное поле разрабатываемых инновационных решений, что положительно отразится на их качестве.
Цели и задачи инновационного развития предприятия должны быть четко сформулированы, так как только при этом условии проектный анализ может быть проведен качественно.
Хотя, на стадии целеполагания инновационные цели и задачи предприятия прорабатываются предварительно, только формируется профиль системы целей, от качества управленческой деятельности на данном этапе будет фактически зависеть то, в каком направлении будет развиваться предприятие в сфере инноваций.
Виды рисков
С точки зрения бизнеса риски различаются по источникам, характеру деятельности, возможным результатам (рис. 5).
Аспекты риска
Риск имеет много аспектов. Он касается многообразных интересов многих людей и групп. Дадим характеристики различных аспектов делового риска фирмы (рис.6 ).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
а) основная литература
1. Гончаренко Л.П. Инновационная политика: Учебник.- М.: КНОРУС, 2009. - 352с.
2. Вертакова Ю.В. Управление инновациями: теория и практика: Учеб. пособ. - М.: Эксмо, 2008. – 432 с.
3. Воронина Л.А. Научно-инновационные сети в России: опыт, проблемы, перспективы. – М.: ИНФРА – М, 2010.- 254 с.
4. Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент: Учебн. пособ. - М.: Кнорус, 2009. – 416 с.
5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА - М, 2010. – 624 с.
6. Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2009. -464 с.
7. Кольцова И.В. Практика финансовой диагностики и оценки проектов.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 416с.
8. Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособ. / Под ред. проф. В.В. Косова. – магистр, 2009.- 429 с.
9. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: Инфра - М, 2008. - 368 с.
10. Теория инновационной экономики: Учебник. / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 376 с.
б) дополнительная литература
1. Внутрифиремнное управление интеллектуальными активами./ Под ред. Л.И. Лукичевой. – М.: Омега – Л, 2004. – 192 с.
2. Воробьев С.Н., Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве. – М.: Дашков и К , 2005. – 772 с.
3. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации».Модуль 7. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 272 с.
4. Иванов И.И., Баранов В.В. и др. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации – М.: Альпина Паблишер, 2003 – 416 с.
5. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации: Учеб. пособ. /Под ред. Гапоненко А.Л. – М.: Изд. дом «Социальные отношения», 2003. - 184 с.
6. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Дашков и К , 2005. – 884 с.
7. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста. - М.: Марке ДС, 2003. – 432 с.
8. Советова О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации. - СПб.: Изд-во С.- Петер. ун-та, 2004. – 256 с.
9. Управление инновационной деятельностью на основе информационных технологий: Монография. О.А. Горленко, В.В. Мирошников, В.И. Галкин, И.В. Федоров, А.В. Шевелев. - М.: Машиностроение – 1, 2004. – 160 с.
10. Управление проектами: Учеб. пособ./ Под ред. И.И. Мазур. – 3-е изд. – М.: Омега – Л, 2004. – 664 с.
11. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа: Пер. с англ./ Под ред. И. Прокопенко, К. Норта: В 2 ч. – ч. II. – М.: Дело, 2001. – 608 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 892 с.
в) интернет ресурсы
1.dist-cons.ru
2. iteam.ru
3. planovik.ru
4. eup.ru
5. cfin.ru
6. anticrisis.ru
7. dis.ru
8. expert.ru
Тема 1. Введение в инновационный менеджмент