Тема 8. Стратегическое управление персоналом.
Ценность – знания работников организации. Непрерывное обучение всего персонала. Стратегическое управление знаниями в организации. Участие сотрудников в формировании миссии организации. Организационные компетенции руководителей и управление ими. Система управления человеческими ресурсами организации. Векторно-стратегическое управление персоналом. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации. Синергизм«стратегия – персонал – время».Новационные структуры управления персоналом. Ротация персонала в организации. Творческий климат и партнерство руководителей с персоналом – стратегический ресурс развития.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.23 «Стратегический менеджмент», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1. Введение в дисциплину «Стратегическийменеджмент». | Дискуссия, тестирование |
Тема 2. Сущность перехода к стратегическому управлению. | Дискуссия, тестирование, эссе |
Тема 3. Стратегический маркетинг – аспект преобразований. | Тестирование, реферат |
Тема 4. Определение стратегии организации. | Тестирование, эссе |
Тема 5. Жизненный цикл товара в стратегическом управлении. | Дискуссия, тестирование |
Тема 6. Проектное управление – реализация СУР. | Тестирование, деловая игра |
Тема 7. Стратегический потенциал – вектор стратегического позиционирования организации. | Тестирование, практическое задание |
Тема 8. Стратегическое управление персоналом. | Дискуссия, тестирование |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в формезачета и экзамена. Зачет и экзаменпроводятся в форме устного опроса. Для проведения зачета и экзамена разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1.Введение в дисциплину «Стратегический менеджмент».
Дискуссия на темы
1. Составляющие стратегического управления и их взаимосвязь.
2. Факторы, определяющие выбор стратегии.
3. Особенности матриц, применяемых в стратегическом управлении.
4. Этапы процесса стратегического управления и их задачи.
5. Формирование цели организации и ее картина.
Тестовые задания
1. Эволюция стратегического управления происходит от:
а. китайских философов;
б. мыслителей;
в. философов древности;
г. развития общества.
Правильный ответ – г.
2. К элементам стратегического управления относятся:
а. стратегическое прогнозирование и бизнес-план;
б. стратегическое планирование;
в. стратегия, маркетинг, управление;
г. определение стратегической цели.
Правильный ответ – б, в.
3. Взаимосвязь тактического и оперативного плана:
а. оперативные планы позволяют спланировать крупные операции на рынке, а тактические — достигать отдельных тактических целей;
б. оперативные и тактические планы — это одно и то же;
в. тактический план шире оперативного;
г. взаимодополняют друг друга.
Правильный ответ – в, г.
4. Объекты стратегического управления:
а. коммерческие организации;
б. НИИ и некоммерческие организации;
в. некоммерческие организации;
г. этапы стратегического управления.
Правильный ответ – а, в.
5. Различие между стратегическим и долгосрочным планами:
а. долгосрочный план — разновидность стратегического плана;
б. стратегический и долгосрочный план — близкие, но в то же время различные понятия;
в. стратегический план шире долгосрочного;
г. необходимость сочетания.
Правильный ответ – в.
6. Организация использующая стратегическое управление, планирует свою деятельность исходя из того, что:
а. внешняя среда не будет изменяться;
б. в окружении не будет происходить изменений;
в. постоянно будут происходить изменения;
г. конъюнктура изменяется.
Правильный ответ – в, г.
7. В организации стратегический план разрабатывает:
а. плановый отдел;
б. внешние консультанты;
в. топ-менеджеры;
г. Совет директоров.
Правильный ответ – а, в.
8. Взаимосвязь понятий «программа», «план» и «проект»:
а. проект — понятие более широкое, в рамках которого может быть несколько программ
б. программа — понятие более широкое, чем план;
в. программа и проект — это, в принципе, одно и то же;
г. план определяет направленность проекта.
Правильный ответ – а, г.
Тема 2.. Сущность перехода к стратегическому управлению.
Дискуссия на темы
1. Необходимость анализа внешней среды.
2. Формирование миссии организации, ее сущность.
3. Эволюция перехода управленческих систем к стратегическому управлению.
4. Необходимость перехода от оперативного управлению к стратегическому.
5. Особенность анализа непосредственного окружения.
6. Анализ внутренней среды.
Эссе
Каждая организация в своей деятельности применяет различные стратегии или их сочетание, обеспечивающие ей стратегическое преимущество перед конкурентами и динамичное развитие.
Стратегия диверсификации – приобретение нового более новационного бизнеса или вхождение в другую отрасль (комбайн и трактор).
Вам необходимо проанализировать и обосновать необходимость такого гибкого стратегического управленческого решения.
Каждая организация в своей деятельности применяет различные стратегии или их сочетание, обеспечивающие ей стратегическое преимущество перед конкурентами и динамичное развитие.
Стратегия фокусирования (специализации, концентрации) (focusstrategy) – создание конкурентных преимуществ организации.
Вам необходимо проанализировать и раскрыть на какой сегмент концентрируется, что является ее основой.
Каждая организация в своей деятельности применяет различные стратегии или их сочетание, обеспечивающие ей стратегическое преимущество перед конкурентами и динамичное развитие.
Стратегия интернационализации (internationalizationstrategy) – освоение новых внутренних и зарубежных рынков с расширением экспорта товаров.
Вам необходимо проанализировать и определить когда нужно применять такую стратегию и для чего.
Каждая организация в своей деятельности применяет различные стратегии или их сочетание, обеспечивающие ей стратегическое преимущество перед конкурентами и динамичное развитие.
Социально-экономическая стратегия – направленность деятельности организации особенно в кризисной ситуации и улучшение жизни людей.
Вам необходимо проанализировать и доказать правильность действий топ-менеджеров, то есть какие действия надо реализовать
Каждая организация в своей деятельности применяет различные стратегии или их сочетание, обеспечивающие ей стратегическое преимущество перед конкурентами и динамичное развитие.
Корпоративная стратегия – реализация корпоративной миссии и создание конкурентных преимуществ, отвечающих взаимодействию внутренней и внешней среды.
Вам необходимо проанализировать и обосновать какие инструменты позволяют этого достичь.
Письменно на одной странице (А4) эссе изложить свое пониманиеи устно (не читая) доложить на семинаре.
Тестовые задания
1. Корпоративная стратегия делится только на:
а. стратегию отдельных бизнес-процессов;
б. корпоративную;
в. маркетинговую;
г. бизнес-единицу.
Правильный ответ – а.
2. Формы партнерства в стратегическом управлении:
а. горизонтальная интеграция;
б. интеграцией с конкурентами;
в. партнерством с аналогичной организацией;
г. партнерство с клиентами, поставщиками и конкурентами.
Правильный ответ – г.
3. Картина целей в стратегическом управлении включает:
а. реальность, достижимость, измеримость;
б. комплексность, непротиворечивость;
в. стратегичность, долгосрочность, тактичность;
г. качество, дизайн или сервис.
Правильный ответ – в, г.
4. Стратегическое управленческое решение – это:
а. анализ конкретной ситуации;
б. стратегические управленческие действия;
в. выбор стратегической альтернативы;
г. понимание стратегической проблемы.
Правильный ответ – в, г.
5. Стратегическая потребность – это:
а. понимание необходимости стратегического развития;
б. ощущение психологического недостатка чего-либо;
в. желание чего-либо;
г. возможно сочетание.
Правильный ответ – а.
6. Стратегические зоны хозяйствования – это:
а. перспективный сегмент рынка;
б. сегмент окружающей бизнес-среды, на который организация имеет (или хочет получить) выход;
в. свободная экономическая зона;
г. сочетание с другой зоной.
Правильный ответ – а, г.
Тема 3. Стратегический маркетинг – аспект преобразований.
Тестовые задания
1. Вектор стратегического маркетинга:
а. концентрация исключительно на конкурентном потребителе;
б. анализ разработки и принятия стратегических решений;
в. ориентация клиентов на новые виды продукции или все продукты;
г. стратегическая информация организации.
Правильный ответ – в, г.
2. Стратегии сегментации имеют место при:
а. организации торговли в регионе;
б. оказании заказных элитных услуг;
в. массовом производстве товаров;
г. реализации единичного продукта.
Правильный ответ – а.
3. Стратегический маркетинговый подход в стратегическом управлении предопределяет:
а. ориентацию на партнерство с конкретными клиентами;
б.осуществление маркетинга как интегрирующей функции управления;
в.анализ и прогнозирование сильных и слабых сторон окружающей среды, а также деятельности конкурентов;
г. концентрацию на конкретном потребителе.
Правильный ответ – а.
4. Определение маркетинговой стратегии гарантирует:
а. захват максимальной ниши рынка;
б.оптимальное достижение целей организации на рынке;
в.правильный выбор рыночных целей;
г. формирование корпоративной миссии.
Правильный ответ – а, в.
5. Цель стратегического анализа внешней среды организации:
а. информация, которую надо учитывать при формулировании миссии организации;
б. информация об угрозах, которую надо учитывать при разработке конкретной стратегии организации;
в. изучение специфики товара конкурентов;
г. стратегическое развитие.
Правильный ответ – б.
6. Информация стратегического маркетинга предопределяет:
а. анализ поведения предпринимателей на рынке;
б. изучение рынка и формирование ценовой политики;
в. работу маркетологов по формированию новой политики ценностей для захвата максимальной доли рынка;
г. анализ только возможностей и стратегий конкурентов.
Правильный ответ – в, г.
7. Стратегия маркетинга организации изменяется при:
а. новых требованиях конкретных клиентов;
б. изменении конъюнктуры спроса на новые товары;
в. появлении новых партнеров фирмы;
г. атакующей стратегии конкурентов.
Правильный ответ – а, б.
8. Обратный стратегический маркетинг это:
а. действия, исключающие отношения партнерства;
б. взаимодействие, осуществляемое организацией с ее поставщиками;
в. направленность не от производителя к потребителю, а от клиента к производителю;
г. партнерство с клиентами и поставщиками.
Правильный ответ – г.
Темы рефератов
1. Продуктовая динамика —гибкий аспект стратегического управления.
2. Стратегический маркетинг взаимодействия в стратегическом управлении.
3. Определение продуктовой стратегии фирмы.
4. Значимость мониторинга продвижения товара.
5. Стратегический маркетинг – инструмент конкурентоспособности организации.
6. Аспект маркетинговых стратегий: стратегии имиджа, привлекательности, инфраструктуры и персонала.
7. Эволюция стратегического маркетинга в новой экономике.
8. Стратегический имидж организации – успех в бизнесе.