Вопрос 4. «Мотивация деятельности человека»

Путь к эффективному менеджменту лежит через понимание мотивации человека. Для этого необходимо знать, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как осуществляется мотивирование людей.

Мотивация – это психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих.

Мотивация – это процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии делегированными им обязанностями. Мотивация является одной из функций менеджмента.

Потребности – (риды) – это то, возникает и находится внутри человека, в чем объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека как личности.

Человеческие потребности растут по мере развития общества.

Потребности человека классифицируются по различным критериям:

1) Материальные и духовные;

2) Индивидуальные и групповые;

3) Производственные и непроизводственные;

4) Жизненно-важные и второстепенные.

Поведение человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий. Каждый человек имеет свою структуру мотивов, которая формируется в процессе его развития.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности.

Выделяют два основных типа мотивирования:

1. В первом случае путем внешних воздействий;

2. Во втором случае основное внимание обращается на то, чтобы развивать и усилить желательные для организации мотивы действия человека, и наоборот ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.

Стимулы – это внешние раздражители вызывающие действие определенных мотивов.

Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей и достижения поставленных целей.

Стимулирование имеет различные формы: материальное стимулирование.

Вознаграждение – это то, что человек считает ценным для себя.

Различают внутреннее и внешнее вознаграждение.

Внешнее вознаграждение – это то, что организация предоставляет работнику за выполненную работу (заработная плата, продвижение по службе, признание, дополнительные выплаты).

Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое приносит работа (достигнутые результаты, значимость выполненной работы, дружба, общение возникающие в процессе работы).

Вознаграждения предназначены для устранения потребностей.

Мотивацию можно представить в виде шести стадий.

5. Возникновение потребностей
4. Поиск путей устранения потребностей

3. Определение направления действий
2. Осуществление действий

       
 
6. Получение вознаграждения
 
1. Устранение потребностей

Схема мотивационного процесса

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существуют различные теории мотивации. Их обычно делят на две большие группы.

Первая группа – это теория содержаниямотивации (содержательные теории). Эти теории анализируют потребности и их влияние на мотивацию человека.

Вторая группа – это процессуальные теории. Эти теории изучают механизм удовлетворения потребностей и поведение людей с учетом восприятия ими ситуации.

Наиболее известными теориями содержания мотивации являются:

1) Теория иерархии потребностей А. Маслоу;

2) Теория существования, связи и роста К. Альдерфера;

3) Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда;

4) Теория двух факторов Ф. Герцберга.

Теория процесса мотивации состоит из:

- Теория справедливости;

- Теория ожидания;

- Теория постановка целей.

Теория справедливости

Эффективное управление человеком может быть обеспечено через понимание его мотивации.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности для достижения определенных целей.

Мотивирование может быть представлено в виде шести стадий:

- возникновение потребности;

- поиск путей устранения потребности;

- определение направления (цели) действия;

- осуществление действия;

- вознаграждения за осуществление действия;

- устранение потребности.

Список литературы

1. Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 216 с.

2. Беляев В.И. Менеджмент : учеб. пособие. – М. : КНОРУС, 2009. – 250с.

3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2009. – 285 с.

4. Глухов В.В. Менеджмент : учебник. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 608 с.

5. Кнышова, Е.Н. Менеджмент : учеб. пособие / Е.Н. Кнышова. – М. : ФОРУМ; ИНФРА–М, 2010. – 304 с.

6. Менеджмент : учебник / под ред. М.М. Максимцеева, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 320 с.

Наши рекомендации