Вопрос 4. «Мотивация деятельности человека»
Путь к эффективному менеджменту лежит через понимание мотивации человека. Для этого необходимо знать, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как осуществляется мотивирование людей.
Мотивация – это психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих.
Мотивация – это процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии делегированными им обязанностями. Мотивация является одной из функций менеджмента.
Потребности – (риды) – это то, возникает и находится внутри человека, в чем объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека как личности.
Человеческие потребности растут по мере развития общества.
Потребности человека классифицируются по различным критериям:
1) Материальные и духовные;
2) Индивидуальные и групповые;
3) Производственные и непроизводственные;
4) Жизненно-важные и второстепенные.
Поведение человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий. Каждый человек имеет свою структуру мотивов, которая формируется в процессе его развития.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности.
Выделяют два основных типа мотивирования:
1. В первом случае путем внешних воздействий;
2. Во втором случае основное внимание обращается на то, чтобы развивать и усилить желательные для организации мотивы действия человека, и наоборот ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.
Стимулы – это внешние раздражители вызывающие действие определенных мотивов.
Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей и достижения поставленных целей.
Стимулирование имеет различные формы: материальное стимулирование.
Вознаграждение – это то, что человек считает ценным для себя.
Различают внутреннее и внешнее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение – это то, что организация предоставляет работнику за выполненную работу (заработная плата, продвижение по службе, признание, дополнительные выплаты).
Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое приносит работа (достигнутые результаты, значимость выполненной работы, дружба, общение возникающие в процессе работы).
Вознаграждения предназначены для устранения потребностей.
Мотивацию можно представить в виде шести стадий.
|
|
|
|
|
|
Схема мотивационного процесса
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существуют различные теории мотивации. Их обычно делят на две большие группы.
Первая группа – это теория содержаниямотивации (содержательные теории). Эти теории анализируют потребности и их влияние на мотивацию человека.
Вторая группа – это процессуальные теории. Эти теории изучают механизм удовлетворения потребностей и поведение людей с учетом восприятия ими ситуации.
Наиболее известными теориями содержания мотивации являются:
1) Теория иерархии потребностей А. Маслоу;
2) Теория существования, связи и роста К. Альдерфера;
3) Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда;
4) Теория двух факторов Ф. Герцберга.
Теория процесса мотивации состоит из:
- Теория справедливости;
- Теория ожидания;
- Теория постановка целей.
Теория справедливости
Эффективное управление человеком может быть обеспечено через понимание его мотивации.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности для достижения определенных целей.
Мотивирование может быть представлено в виде шести стадий:
- возникновение потребности;
- поиск путей устранения потребности;
- определение направления (цели) действия;
- осуществление действия;
- вознаграждения за осуществление действия;
- устранение потребности.
Список литературы
1. Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 216 с.
2. Беляев В.И. Менеджмент : учеб. пособие. – М. : КНОРУС, 2009. – 250с.
3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2009. – 285 с.
4. Глухов В.В. Менеджмент : учебник. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 608 с.
5. Кнышова, Е.Н. Менеджмент : учеб. пособие / Е.Н. Кнышова. – М. : ФОРУМ; ИНФРА–М, 2010. – 304 с.
6. Менеджмент : учебник / под ред. М.М. Максимцеева, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 320 с.