Вопрос 5 Сущность и понятия всеобщего управления качеством (TQM).

Всеобщее управление качеством— это подход к управлению организацией, наце­ленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направ­лен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований по­требителя, так и выгоды для членов организации и общества.

Принятая аббревиатура термина — TQM (Total Quality Management).

Цель TQM:достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлет­ворения запросов потребителей, сотрудников и общества.

Задачи TQM:постоянное улучшение качества посредством регулярного ана­лиза результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Тактика TQM:предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудни­ков в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использова­ние научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.

Методические средства TQM:средства для сбора данных; средства представле­ния данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмен­та; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты, системный анализ производства, управление с помощью планирования.

На основании концепции TQM может быть построена система качества.

Различия основных принципов традиционного управления качеством и систе­мы Всеобщего управления качеством приведены в табл. 2

Различия основных принципов традиционной системы управления качеством и системы TQM

Таблица 2.

Традиционные принципы управления Принципы системы TQM
Удовлетворение потребностей заказчика Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации
Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества продукции в циклическом режиме Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и системы в непрерывном режиме
Разработка преимущественно корректирующих воздействий Разработка преимущественно предупреждающих воздействий
Обучение управлению качеством только сотрудников отдела контроля качества Обучение управлению качеством всего персонала
Возложение функций обеспечения качества на отдел контроля качества Возложение функций управления качеством на всех сотрудников, на органы управления всех уровней
Решение в области качества только «горящих» вопросов и задач сегодняшнего дня Регулярное выявление и решение в области качества хронических проблем, долгосрочное планирование качества и мер его достижения
Выполнение каждым автономно поставленной задачи Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в области качества
Деятельность фокусируется на методах и средствах, ориентируется на обсуждение Деятельность направлена на результат, ориентируется на эффективные действия
Решения принимаются на основе мнений Решения принимаются на основе фактов


Всеобщее управление качеством – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности: от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании технических возможностей.

TQM включает:

- контроль в процессе разработки новой техники;

- оценку качества опытного образца, планирование качества продукции

- и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества

- поставляемого материала;

- входной контроль материалов;

- контроль готовой продукции;

- оценку качества продукции;

- оценку качества производственного процесса;

- контроль качества продукции и производственного процесса;

- анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);

- контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

- обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

- гарантийное обслуживание;

- координацию работ в области качества;

- совместную работу по качеству с поставщиками;

- работу кружков качества;

- управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

- работу в области качества по методу межфункционального управления;

- участие в национальных компаниях по качеству;

- выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

- участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

- проведение мер по формированию культуры качества;

- подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

- возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Список литературы

1. Мазур, И.И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. 6-е изд. – М. : Омега-Л, 2009. – 399 с.

2. Всеобщее управление качеством : учебное пособие / Е.А. Горбашко, Ю.А. Рыкова, Э.А. Циталовский, М.В. Кузнецова; под ред. проф. Е.А. Горбашко. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 99 с.

3. Рожков, В.Н. Управление качеством : учебник / В.Н. Рожков. – М. : ФОРУМ, 2012. – 336с.

4. Мерзликина, Н. В. Управление качеством. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / Н. В. Мерзликина, А. А. Недбай. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008.

Наши рекомендации