Модели и стили экономического поведения менеджеров
Говоря о моделях и стилях экономического поведения менеджеров, мы прекрасно понимаем, что содержание труда, мир менеджера значительно богаче любой модели. И не собираемся давать образ этакого супермена с горящими глазами, все умеющего, все знающего и всего достигающего.
Модели и стили экономического поведения дают представление об отдельных сторонах деятельности менеджеров, отдельных их ролях. Основные задачи, которые мы ставили перед моделями, заключаются в том, чтобы они в большой мере соответствовали социальной реальности, а их характеристики базировались на операционализированных переменных (индикаторах). Мы стремимся к сравнительно небольшому числу индикаторов, чтобы получить максимальное соответствие реальным ролям менеджеров. Реальная, жизненная модель строится по своей сути в пределах детерминация вероятность, т.е. между крайними значениями от полной зависимости поведения до полной свободы в действиях. Приближение к тому или другому пределу связано с различными условиями и факторами, влияющими на деятельность менеджера (социальная принадлежность организации, служебное положение, социальный статус, место в иерархической структуре организации, выполняемые функции, мотивация деятельности, степень подконтрольности и т.п.). Исходя из этих же условий и факторов обычно различают два предела поведения рациональное эмоциональное.
Эмоциональное поведение заключено в самих менеджерах: цели, удовлетворение, ценности, потребности, интересы. Рациональное поведение чаще выступает в роли средств для достижения цели; ценность его зависит от конечного результата, ожидаемого после выполнения рациональных действий. Эти два вида поведения заметно различаются во временном континууме. Эмоциональные действия вообще не распространяются на будущее. Напротив, рациональное поведение может быть рассчитано даже на неопределенную перспективу. В соответствии с этими предварительными указаниями модели менеджеров могут состоять из ряда элементов.
Первыйэлемент определяет социальное положение менеджера (отрасль хозяйства, место работы, отношение к собственности, место в социальной структуре общества; тип организации, учреждения, предприятия; служебное положение в организации).
Второйэлемент характеризует служебные функции менеджера – формальные и неформальные.
Третийохватывает особые обязанности менеджера, связанные с чрезвычайными, кризисными, конфликтными ситуациями (жалобы потребителей, появление сильного конкурента, закрытие рынка, аварии и т.п.).
Четвертыйотражает социально-психологические связи и отношения менеджера (наличие авторитета, является ли неформальным лидером, отношения с руководителями, подчиненными и коллегами и т.п.).
Пятыйэлемент включает целевую психологическую и моральную характеристику менеджера. Каждый из элементов может быть детализован и вынесен отдельным, самостоятельным элементом.
Суммируя мировой опыт деятельности менеджеров можно предложить несколько ведущих моделей их: менеджер-руководитель, администратор, организатор, предприниматель, бизнесмен, коммерсант, командир, кадровик, маркетолог, инновационный, стратегический, общественный деятель, социальный работник, в малом и сервисном бизнесе, банковский.
Например, инновационный менеджер уже при определении содержания понятия «менеджер» отклоняется от общепринятого значения – управляющего, агента, маклера. Он должен быть прежде всего организатором инновационного процесса. Инновационным менеджером можно считать изобретателя, который преодолевает препятствия, связанные с использованием изобретения; предпринимателя, который пользуясь монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, борется за реализацию чужой идеи инициирует ее практическое осуществление; активного консультанта, ориентирующего общественное мнение на применение нововведения. Это лицо, способное решать необычную экономическую (техническую) проблему.
Для реализации своих идей инновационный менеджер должен обладать широкими знаниями, высокой культурой, незаурядной способностью видеть и решать проблемы. Он достигает цели посредством развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкой кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому техническому развитию и рыночной экспансии. Его тактика состоит в смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие и надежно развивающиеся функциональные системы, селекции, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует мощный «прорыв» к новому состоянию организации. Для менеджера инновация – это средство осуществления долгосрочных целей, форма и содержание предпринимательской деятельности.
Менеджеры в организациях демонстрируют разнообразие поведенческих стилей. В данном случае под стилем понимается определенный тип экономического поведения менеджеров, позволяющий сосредоточить внимание на субъективной стороне деятельности менеджеров, их мотивах, ориентации решений, поступков, повседневного поведения. Нам удалось выделить в экономическом поведении 14 стилей:
Для примера приведем сравнительные характеристики двух стилей экономического поведения – стабильного и предпринимательского (см. табл.1). Пример заимствован из книги Бизнес и менеджер. – М.: Азимут-Центр, 1992. – С.23-23.
Стиль экономического поведения | Стабильный | Предпринимательский |
Характеристика | ||
1.Цели | Оптимизация | Оптимизация потенциала прибыльности |
2. Пути достижения целей | Экстраполяция прошлых доходов | Определяются взаимодействием возможностей получения прибыли и качеств управления |
3. Ограничения | 1 По окружающей среде 2. По внутренним возможностям | 1 . Способность изменить окружающую среду 2. Способность создать требуемые специальности 3. Способность воспринять различные способы поведения |
4. Система поощрений и взысканий | 1 . Поощрения за стабильность, эффективность 2. Поощрения за прошлую деятельность | 1 . Поощрения за творчество, инициативу 2. Взыскания за отсутствие инициативы |
5. Информация | 1 . Внутренняя: деятельность 2. Внешняя: долгосрочный объем возможностей | 1 Внутренняя: возможности 2. Внешняя: глобальный объем возможностей |
6. Проблема | Повторяющаяся, знакомая | Неповторяющаяся, новая |
7. Стиль руководства | 1. Популярность 2. Умение установить единство подходов | 1 . Допущение рискованных действий 2. Умение вдохновить людей на восприятие изменений |
8. Организационная структура | 1 . Стабильная или расширяющаяся 2. Деятельность организована в соответствии с процессом переработки ресурсов 3. Стремление к экономии на масштабах производства 4. Виды деятельности увязаны слабо | 1 . Гибкая, структурно меняющаяся 2. Деятельность организована в -соответствии с характером проблем 3. Виды деятельности жестко увязаны (комплексный, системный подход) |
9. Решение управленческих проблем: а) признание необходимости действовать 6) поиск альтернатив в) оценка альтернатив г) отношение к риску | 1. Реакция в ответ на возникшую проблему 2. С запаздыванием по отношению к проявлению проблем 1. Ориентация на прошлый опыт 2. Незначительное отклонение от статус-кво 3. Рассматривается единственная альтернатива Принимается первая удовлетворяющая потребности 1 . Минимизация риска 2. Соответствие прошлого опыта | 1. Активный поиск возможностей 2. Предвидение проблем 1. Творческий поиск 2. Большие отклонения от статус-кво 3 Рассматриваются различные альтернативы Выбирается лучшая из набора альтернатив 1 . Созидательный риск 2. Балансировка совокупности рискованных вариантов |
Число характеристик можно добавить. В частности, можно ввести в таблицу следующие характеристики: «принцип подбора кадров», «неформальные связи», «моральная готовность группы», «отношение к ответственности» и т.п. Такие таблицы могут быть составлены по любому из названных стилей. Их знание поднимает научный уровень деятельности менеджера.
ОТ АВТОРА
Тезисная, фрагментарная форма изложения предлагаемого курса лекций вызвана радом обстоятельств.
Менеджмент как комплексная научная дисциплина охватывает обширный и разноплановый материал из многих отраслей знания: социологии, организации, технологии, общей психологии, социальной психологии, управления, инноватики и др. Описать вклад каждой науки в менеджмент, не расширяя объем учебного пособия и соблюдая условие соответствия содержания курса государственному стандарту по дисциплине «Менеджмент», просто невозможно. Именно это обстоятельство определило тезисное изложение программного материала.
Кроме того, чтобы освоить мировой опыт в сфере менеджмента и не потонуть в море конкретных советов и рекомендаций, заполнивших зарубежную и отечественную литературу по данной проблеме, автор сделал попытку переложить эти знания на язык принципов, подходов, моделей и типов деятельности менеджера.
Немаловажен также и факт известной ограниченности полиграфической базы института.
Вслед за первой частью курса будет издана вторая часть, включающая такие важные для изучения дисциплины «Менеджмент» проблемы, как сфера руководства, мотивация, коммуникация, контроль в менеджменте, его культура и особенные сферы приложения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Абросимов И. Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. – М., 1992.
2.Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1992.
3.Азбука бизнеса. – Л., 1991.
4.Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.
5.Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир, 1982. – Ч.1, II.
6.Ансафф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
7.Арутюнян В. А. Как стать бизнесменом. – М., 1992.
8.Афанасьев В. Г. Человек в системах управления//3нание. Философия. – 1975.-№4.
9.Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994.
10.Бизнес и менеджер. – М.: Азимут-Центр, 1992.
11.Биркенбиль В. Д. Как добиться успеха в жизни. – М.: Интерэксперт, 1992.
12.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука, 1989.
13.Бреев Б. Д. Человек и производство. – М., 1989.
14.Бляхман Л. С. Производственный коллектив. – М.: Политиздат, 1978.
15.Васильев Ю. П. Управление развитием производства. Опыт США. – М.: Экономика, 1991.
16.Вейлл Питер. Искусство менеджмента. – М.: Новости, 1993.
17.Вильховченко Э. Д. Критика современной буржуазной теории «человеческих отношений» в промышленности. – М.: Наука, 1971.
18.Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Социально- психологический практикум. -Л.: Лениздат, 1969.
19.Гант Х. Л. Организация труда. – П-т, 1923.
20.Гвишиани Д. М. Организация и управление. Изд.2-е.-М.: Наука, 1972.
21.Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. – М., 1992.
22.Грачев М. В. и др. Капиталистическое управление: уроки 60-х. – М.: Экономика, 1991.
23.Грахэй Д. Л. Влияние культуры на деловые переговоры. – М., 1985.
24.Григас Р. Социальная организация предприятия и ее функции. – Вильнюс: Минтае, 1986.
25.Джексон Грейсон-младший, Карла О'Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.
26.Динь Ле Хао. Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы. – М., 1993.
27.Драккер Питер. Управление нацеленное на результаты. – М., 1992.
28.Дэвис Н. Поведение в обществе. – М.: Прогресс, 1971.
29.Ерофеева В. А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. – М.: Финансы и статистика, 1992.
30.Жизнин С. З., Крупнов В. И. Как стать бизнесменом. – Минск: Предприниматель, 1990.
31.Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. – М.: Прогресс, 1971.
32.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.
33.Как работают японские предприятия. – М.: Экономика, 1991.
34.Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. – М.: Республика, 1992.
35.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.
36.Карапетян Л. М. Научное управление и демократия. – М.: Политиздат, 1979.
37.Касымжанов А. Х., Кельбуганов А. Ж. О культуре мышления.-М., 1981.
38.Карпик Я. Анализ господарьской деятельности. Пособие для бизнесменов. -Тернополь, 1993.
39.Карр Е. В., Химиу С. Р. Компьютерные коммуникации. -Нью-Йорк, 1982.
40.Катасонова Е. Л. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992.
41.Керов П. Менеджер и организация управления производством. – М.: Континент-Норд, 1990.
42.Кичанова И. М. Конфликт: за и против. – М., 1978.
43.Ковалевский С. Руководитель и подчиненный.-М.: Прогресс, 1973.
44.Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М.: Прогресс, 1987.
45.Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.
46.Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк.-М., 1987.
47.Краткий словарь менеджера. – М.: Союз менеджеров СССР, 1991.
48.Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. – Л.: Лениздат, 1974.
49.Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981.
50.Курс для высшего управленческого персонала/Под, ред. В.И.Терещенко. – М.: Экономика, 1970.
51.Левел Д. А. Эффективные коммуникации: Методы и ситуации. -М., 1972.
52.Лебедев В. Н. Морально-психологический климат коллектива // Знание. Этика. – 1970. – №3.
53.Лебедев А. Н. Социальное управление. – Л.: ЛГУ, 1982.
54.Леданов И. Д. Практический менеджмент. – М., 1993.
55.Маджаро С. Международный маркетинг. – М.: Международные отношения, 1979.
a. Маецкий 3. Социальные основы морального конфликта.-Л., 1974.
56.Маецкий 3. Проблемы морального конфликта // Философские науки. – 1973.-№6.
57.Макаров С. Д. Менеджер за работой. – М.: Молодая гвардия, 1989.
58.Мак-Дональд Дж. Игра называется бизнес. – М.: Экономика, 1979.
59.Мартанус Р. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. – М.: МГУ, 1986.
60.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Д. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1993.
61.Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесмена. – Белая церковь: Институт праксеологии, 1994.
62.Морито Акио. Сделано в Японии. – М.: Прогресс, 1990.
63.Не повторять ошибок: Практические советы руководителю. – М.: Экономика, 1988.
64.Нечипоренко Л. Н. Возникновение буржуазной социологии конфликта // Вестник МГУ. Сер. «Философия», 1976. – №4.
65.Ниссенен И., Ваутилайнен Э. Время руководителя: Эффективность использования. – М.: Экономика, 1988.
66.Омаров А. М. Управление: Искусство общения. – М.: Советская Россия, 1983.
67.Омаров А. М. Предприимчивость руководителя.-М.: Политиздат, 1990.
68.Организация и управление: Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1968.
69.О'Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой. – М.: Прогресс, 1979.
70.Попов А. В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. – М.: МГУ, 1989.
71.Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.
72.Пособие для международного предпринимателя. - Краснодар, 1990.
73.Пригожий А. И. Социология организации. – М.: Наука, 1980.
74.Пронников В. А. Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. – М.: Наука, 1989.
75.Раймонд В. Деловые коммуникации: теория и практика – М.: Прогресс, 1984.
76.Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М.: Экономика, 1980.
77.Розембаум Ю. А. Подготовка управленческих кадров. – М., 1981.
78.Руководитель. Коллектив. Личность: Пер. с нем. – М.: Экономика, 1974.
79.Рютингер Рольф. Культура предпринимательства. – М.: Экономика, 1992.
80.Севрук М. А. Система маркетинга (социально-экономический анализ, компьютеризация). – М.: 1992.
81.Селиванов В. А. США: монополии и государственное управление. – Киев: Наукова думка, 1989.
82.Сетров М. И. Основы функциональной теории организации. – Л., 1973.
83.Секреты умелого руководителя. – М: Экономика, 1991.
84.Советы управляющему. – Свердловск, 1991.
85.Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990.
86.Современный менеджмент: принципы и правила. – М.- Н.Новгород, 1992.
87.Современный маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 1991.
88.Скотт Синк Д. Управление производительностью. – М.: Прогресс, 1989.
89.Смолин Г. Л. Принципы исследования конфликта // Вопросы философии. – 1968. – №8.
90.Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. – М.: Профиздат, 1978.
91.Тачи Н., Девонн. Лидеры реорганизации: Из опыта американских корпораций. – М.: Экономика, 1990.
92.Тейлор Ф. У. Научные основы организации промышленных предприятий. – П-т, 1914.
93.Тейлор Ф. У. Научная организация труда. – М., 1925.
94.Тейлор Ф. У. Тейлор о тейлоризме. – Л.- М., 1931.
95.Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.
96.Томсон Б. Научная организация производства: Система Тейлора. – М., 1925.
97.Тимо Санталайнен и др. Управление по результатам. – М.: Прогресс, 1988.
98.Уильям Оучи. Методы организации производства. Японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.
99.Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.: Прогресс, 1988.
100.Управленческое консультирование. – М.: Интерэксперт, 1992. – Т, 1, 2.
101.Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1992.
102.Файоль А. Общее и промышленное управление. – Л.- М., 1924.
103.Фетисов Э. И., Яковлев И. Г. О Социальных аспектах предпринимательства // Социс - 1993. - №1. -С.24-30.
104.Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. – М.: Мысль, 1985.
105.Фиткин Л., Петросян Д. Хозяйственный руководитель – менеджер // Проблемы теории и практики управления. – 1990. – №3.
106.Форд Генри. Мои достижения, моя жизнь. – М.: Финансы и статистика, 1989.
107.Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. – М.: Прогресс, 1987.
108.Ходаков А. И. Доверено руководить и воспитывать. – Л.: Лениздат, 1983.
109.Хоейр В. Как делать бизнес в Европе. – М.: Прогресс, 1990.
110.Храмов В. О. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном коллективе. – М., 1977.
111.Цуцаев 3. Институт бизнеса // Экономика и жизнь. – 1991. – №5. – С.37-43.
112.Черников Г. П. Предприниматель – кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1992.
113.Чернина Н. В. Трудовое поведение в новых условиях хозяйствования. – Новосибирск: Наука, 1992.
114.Чудова Н. В. Имплицитная модель межличностного оценивания и ее роль в профессиональной коммуникации. – М., 1993.
115.Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент: теория и практика. – М.: Наука, 1993.
116.Шеманова С. Г. Что такое инновация // Финансы СССР. – 1990. – №12.-С.21-26.
117.Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992.
118.Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1987.
119.Щекин Г. Основы кадрового менеджмента. – Киев, 1993.
120.Энкельман Н. Путь к успеху. – М.: Экономика, 1992.
121.Эпштейн С. Индустриальная социология в США. – М.: Политиздат, 1972.
122.Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1992.
123.Якокка Л., Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек. Фирма. Маркетинг. – М.: Прогресс, 1990.
124.Япония: смена модели экономического роста. – М.: Наука, 1990.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.. 1
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН МЕНЕДЖМЕНТА.. 5
1. Предмет менеджмента. Область знания. 10
2. Метод менеджмента. 12
3. Законы и категории менеджмента. 13
4. Функции, задачи и проблемы менеджмента. 16
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.. 18
1. Менеджмент в управленческой мысли до XX в. 18
2. Начало институциализации менеджмента в XX в. 20
3. Два уровня знания менеджмента. 23
4. Современные тенденции развития менеджмента. 29
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕНЕДЖМЕНТА.. 33
1. Бихевиористский подход. 33
2. Ситуационный подход. 35
3. Количественный подход. 36
4. Процессный подход. 38
5. Деятельностный подход. 38
6. Системный подход. 38
ТЕМА 4. МИР МЕНЕДЖМЕНТА.. 40
1. Содержание работы менеджера. 40
2. Внутреннее окружение менеджера в организации. 45
ТЕМА 5. ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА.. 92
1. Определение внешней социальной среды.. 92
2. Экономическая ситуация в стране и регионе. 96
3. Политическая обстановка в стране и регионе. 97
4. Население как интегральный фактор социального окружения менеджера 98
6. Конкуренты как фактор активизации деятельности менеджеров. 103
ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СФЕРА МЕНЕДЖМЕНТА.. 109
1. Понятие организационной сферы менеджмента. 109
2. Организация производства. 114
3. Организация труда менеджера. 117
4. Организация использования трудовых ресурсов. 121
ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.. 130
1. Суть экономического поведения. 130
2. Формы экономического поведения менеджеров. 133
3. Модели и стили экономического поведения менеджеров. 141
ОТ АВТОРА.. 147
ЛИТЕРАТУРА.. 148