Внутреннее окружение менеджера в организации
В любой организации основными внутренними условиями и факторами работы менеджера являются структура, цели, задачи, функции, технология и люди. Все организации разделены на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления. Структура организации является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации. Среда часто имеет большое значение и влияние на поведение работника, и руководители должны стараться сделать ее способствующей достижению целей организации.
Структура организации
Самая лучшая структура не гарантирует хороших результатов. Но неверная структура – гарантия невыполнения задач: упор делается не на те проблемы; усиливаются конфликты и пустяки вырастают до огромных размеров; акцентируются слабости и дефекты. Чем крупнее организация, тем сложнее структура. В первую очередь необходимо выделить и организовать структурные блоки, функциональные подразделения организации, т.е. те виды деятельности, которые будут выполнять в организации; определить какой вклад они внесут в результаты и достижение целей предприятия.
Некоторые основные формальные требования к организационной структуре независимо от целей, которые предъявляются к структуре любого предприятия – большого или малого, простого или сложного, а также к любым организациям вне сферы бизнеса:
1. Ясность. Каждое подразделение предприятия, каждый его сотрудник (особенно менеджер) должны четко знать, где они находятся и куда им обращаться за информацией, помощью или решением. Это не просто.
Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает работников и задерживает решения.
2. Экономичность. Контроль, надзор и стимулирование должны требовать минимум усилий. Организационная структура должна способствовать самоконтролю мотивации.
3. Должна направлять внимание всех сотрудников не на усилия, а на результаты работы предприятия в целом. Как можно больше менеджеров должны быть бизнесменами, а не экспертами ими администраторами. Их работу нужно оценивать по экономическим результатам, а не по стандартам узко профессиональной компетентности или административного мастерства. Вредно ориентировать людей на интенсификацию усилий (рост затрат), а также мастерство превращать в самоцель. Например, контролеры качества должны в первую очередь подчиняться требованиям покупателей, а не требованиям технологии контроля.
4. Должна помогать каждому сотруднику понимать его задачу, которая должна быть четко определена и снабжена спецификациями. Каждый должен понимать общую задачу организации, соотносить свои усилия, свой вклад с общей задачей. Нужно поощрять открытость, свободный обмен информацией.
5. Должна расцениваться в соответствии с тем, облегчает она или затрудняет процесс принятия решений. Нельзя подталкивать решения вверх, вместо решения на низком уровне, а также оттягивать критически важные решения, концентрировать внимание на лишних, второстепенных проблемах.
6. Стабильность. Должна делать свою работу. Независимо от ее условий, опираться на достижения прошлого и планировать будущее. Организация должна стать вторым домом для сотрудников, где их ждут, знают, где они имеют прочное место.
7. Приспособляемость. Жесткая структура нестабильна, хрупка.
8. Устойчивость во времени.
9. Способность к самообновлению.
10. Должна быть способна подготавливать и выдвигать лидеров на завтра.
11. Минимум уровней управления.
12. Сокращать путь карьеры способных менеджеров.
13. Структура должна помогать каждому сотруднику учиться и развиваться на любой должности, предусматривать непрерывное обучение.
14. Должна предусматривать проверку готовности менеджеров низшего и среднего уровня к работе на более высоких должностях.
15. Должна поощрять новые идеи и новые виды деятельности.
Проектируя структуру новой организации необходимо ответить на четыре вопроса:
- Каковы основные компоненты организации?
- Какие компоненты нужно соединить или обособить?
- Какого размера и формы должны быть компоненты?
- Как их разместить и какие должны быть между ними отношения?
Для ответов на эти вопросы нужно проанализировать все виды деятельности, необходимые для работы предприятия, выявить типичные функции, а затем сравнить их с требуемыми результатами.
Проектирование структуры организации начинается с решения главных проблем основных ключевых звеньев:
- в каких областях осуществление целей компании требует максимально достижимого превосходного уровня работы?
- в какой области плохая работа поставит под угрозу результаты, даже существование организации?
- какие ценности важны организации: безопасность, чистота продукта; качество продукта, послепродажное обслуживание?
- как соединить или обособить работы, чтобы получить от них определенный вклад? Обычно имеется четыре группы работ:
а) дающие измеримые результаты, которые можно связать с результатами работы всего предприятия, либо прямо приносящие доход;
б) производство, кадры, обучение и переподготовка, снабжение и распределение, технологический цикл;
в) информационная деятельность как продукция, которой в системе пользуются все, но сама по себе прямых доходов она не дает.
Это работы собственно менеджеров (общий надзор, стандарты, направление, штабные функции, патентная проработка, юридические консультации, реклама, маркетинг и т.д.);
г) чисто вспомогательные работа – уборка и содержание помещений, столовые, душевые, медпункт, архив и т.д.
Эта группа работ помогает определить место работников и их ранг. Кроме того, ключевые работы никогда не должны подчиняться второстепенным, доходные работы не должны подчиняться работам, не приносящим доход, не смешивать доходные работы со вспомогательными, нужно их обособлять.
Многим из основных требований к структуре удовлетворяет функциональная структура: обладает ясностью, высоко экономична, стабильна, сплачивает, восприимчива к новациям, легко управляется; легче решаются проблемы организации, координации, коммуникации, согласования и т.д.; спокойнее обстановка, занятость. К людям наименьшие психологические требования; отношения и работа обеспечены.
Слабые стороны функциональной структуры: слишком высокая жесткость, сопротивляемость адаптации; не готовит людей к завтрашнему дню, не обучает и не испытывает их; потребность в менеджерской «помощи» координаторов, комиссий, совещаний, примирителей, диспетчеров, отнимающих у всех массу времени, ничего, как правило, не решая. В каждой крупной функциональной единице, с ее подразделениями и субфункциями, быстро растет внутренняя неэффективность, тоже требующая все больше менеджерских усилий, посвященных лишь тому, чтобы работа организации не остановилась, при узких границах размера и сложности возникает эмоциональная напряженность, враждебность и незащищенность: людям кажется, что они и их функции уязвимы, принижены под угрозой.
Таким образом, главная сила и главная слабость функциональной организации заключается в том, что люди сосредоточены на усилиях, а не на результатах. Каждый менеджер функционального подразделения считает свою функцию самой важной. Это требует высокого мастерства и профессиональных стандартов, но это же заставляет исполнителей функций приносить интересы других функций, а то и всего предприятия в жертву интересам своего подразделения. Таково внутреннее противоречие функциональной организации, от которого нет и никогда не будет полного исцеления. И еще серьезный недостаток функциональной структуры – очень трудно готовить менеджеров именно потому, что упор делается на функциональное мастерство, а не на конечные результаты. И чем выше будет уровень профессионализма в подразделении, тем меньше оно будет ценить менеджмент и работать над подготовкой менеджеров.
Формирование функциональной структуры начинается с постановки целей и разработки стратегии организации.
Цели
Цели – это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе.
Формулирование и сообщение целей представляет собой важное средство координации работы, поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подразделений увязаны с целями организации в целом.
Основные требования к целям организации:
1) цели должны выводится из определения предназначения организации в данное время и в будущем. Цели не могут быть абстрактными. Это обязательства действовать. Это и стандарты, меры, которыми измеряется выполнение работы. То есть в целях выражается фундаментальная стратегия предприятия;
2) цели должны быть операциональными в конкретные задачи и рабочие задания;
3) цели должны помогать концентрации ресурсов и усилий. Среди многочисленных задач они должны выделить фундаментальные, чтобы сосредоточить на них ключевые человеческие, денежные и материальные ресурсы. Поэтому цели должны быть селективными, а не пытаться объять все;
4) цели должны быть множественными. Менеджер должен уметь сбалансировать цели с потребностями;
5) цели необходимы во всех областях, от которых зависит выживание организации. Конкретные задачи в любой целевой области зависят от стратегии данной организации. Цели должны быть установлены в восьми ключевых областях: маркетинг, инновация, человеческая организация, финансовые ресурсы, материальные ресурсы, производительность, социальная ответственность, прибыль.
Наличие целей в этих областях становится основанием для рабочих заданий; текущих и перспективных планов и программ; формирования структуры организации и подбора исполнителей; работы отдельных менеджеров.
Цели в ключевых областях позволяют подготовить предприятие к решению многих важнейших проблем:
- по организации и объяснению всего диапазона явлений, связанных с предприятием в нескольких общих приложениях;
- по проверке этих положений на опыте;
- по предсказанию поведения;
- по оценке разумности решений в момент, когда они еще выносятся;
- представляют менеджерам всех уровней возможность анализировать собственный опыт и в результате улучшить свою работу;
- цели не определяют будущее, а являются средством мобилизации ресурсов предприятия для создания будущего.
Маркетинг и инновация – основа установления целей. Именно в этих двух областях предприятие получает результаты. Именно за выполнение работы и вклад в эти области платит покупатель. Во всех остальных областях цель деятельности – сделать возможной реализацию целей в сфере маркетинга и инноваций.
Маркетинг требует ряда целей:
- по выпускаемой продукции и услугам на имеющихся рынках;
- по отделению устаревшего в продукции, услугах и рынках;
- по новой продукции и услугам для имеющихся рынков;
- по организации распределения и продаж;
- по стандартам и результатам в обслуживании;
- по стандартам и результатам в сфере кредитов.
Но при всем этом очень важно помнить, что цели в ключевых областях устанавливаются только после того, как приняты два главных решения.
О специализации:Основой эффективной стратегии при этом является превращение предназначения организации и ее цели в значимые операциональные обязательства.
О рыночной позиции:Нацеленность на оптимум, что требует тщательного анализа покупателей, продуктов или услуг, рыночных сегментов, каналов распределения, рыночной стратегии и высоко рискованных решений.
Итак, цели определяют структуру организации. От структуры зависит достижение цели. Механизмом этой взаимозависимости является стратегия организации, разработкой которой занимается менеджмент.
Стратегия
Стратегия – (переводится с греческого как искусство генерала). Для организации стратегия предполагает набор правил, действий и решений, которыми она руководствуется в своей деятельности для реализации цели, трансформации потребностей организации в ресурсы ее преобразования.
Обычно выделяют четыре группы правил:
- правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и перспективе (качественно – ориентир, количественно – задание);
- правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой и определяющие, какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса;
- правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами;
- правила, по которым строятся отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций организации.
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Это требует сосредоточения внимания на определенных участках и возможностях, отвлечения от остальных как несовместимых со стратегией.
Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь организация, а стратегия – средства для достижения цели. Ориентир – это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся, она ориентир более низкого уровня. Важно, чтобы стратегия стада делом не только менеджеров организации, но и многочисленных работников, причастных к
ней. Иными словами, существуют различные пути достижения цели. Их можно назвать стратегиями. Например, организацией поставлена цель: к концу трехлетнего периода необходимо обеспечить 50%-й рост оборота и 60%-й рост прибыли.
Есть различные пути для достижения этой цели:
- увеличение доли рынка за счет, уже выпускаемых продуктов;
- расширение рынка за счет увеличения наименований выпускаемой продукции;
- выход на новые рынки, возможно, международные;
- уменьшение издержек производства;
- расширение объектов производства за счет вертикальной интеграции без изменения объема продажи конечного продукта;
- рост за счет приобретений других предприятий или слияний и т.п.
Возможны и другие стратегии.
При построении стратегии организации за основу берутся три информационных блока: прогнозы экономической обстановки; анализ возможности организации; стратегия организации.
Прогнозирование экономической обстановки обычно рассматривается в трех аспектах: анализ будущих угроз и благоприятных возможностей; исключение неожиданностей; поиск новых конкурирующих технологий в сфере бизнеса.
Одним из условий жизненно необходимого обращения к стратегии является возникновение внезапных изменений во внешней среде организации. Их причиной могут стать насыщение спроса, крупные изменения в технологии внутри или вне фирмы, неожиданное возникновение крупных конкурентов. Оказавшись в такой ситуации, организация решает две чрезвычайно трудных проблемы:
- выбор нужного направления роста из многочисленных альтернатив, которые трудно поддаются оценке;
- направление усилий многочисленного коллектива в нужное русло. Собственно, ответ на эти вопросы и составляет сущность выработки и
- реализации стратегий. Именно в такие моменты стратегия становится управленческим инструментом, жизненно важным и необходимым. Можно привести примеры возможных стратегий:
- наступательная стратегия с высоким риском, высокой возможностью окупаемости требует определенной квалификации в осуществлении научно- технических нововведений, способности видеть новые рыночные перспективы;
- защитная стратегия пригодна для организаций прибыльных в условиях конкуренции, сильных в вопросах маркетинга и производства;
- лицензирование – используют чаще фирмы с наступательной стратегией;
- промежуточная стратегия строится на сознательном уклонении от прямой конфронтации с конкурентами, выявлении их слабых сторон и развитии свои сильных;
- создание нового рынка, на котором передовая технология позволяет выпускать совершенно новый продукт;
- разбойничья стратегия обычно применяется отстающими фирмами, которым терять нечего, и они внедряют новую технологию, тогда как лидеры уменьшают рынок, организованный по старому принципу;
- привлечение специалистов (либо ведущих работников, либо всей «команды») – альтернатива приобретению технологий, но имеет преимущество перед ней;
- приобретение компаний или объединение ресурсов. Наука и техника здесь могут выступать решающим фактором.
Очевидно, что потребность в новой стратегии организации может быть актуализирована изменениями требований со стороны общества.
В систематической форме процесс формирования стратегии может быть представлен цепочкой: предназначение организации – ее цели – оценка и анализ внешней среды – анализ ресурсов организации – выработка стратегических альтернатив – анализ и выбор стратегии – реализация стратегии – оценка реализация – коррекция стратегии.
Мы рассмотрели все звенья этой цепи. При оценке реализации стратегии и коррекции стратегии выявляются и трудности процесса освоения стратегии. Главные из них:
1. стратегия приносит тот элемент рационализма, который разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может подорвать политику руководства. Естественная реакция организации – бороться против разрушения традиционных взаимоотношений и структуры власти, но не брать на себя решение задач, которые ставит перед нею внешнее окружение;
2. внедрение стратегического планирования приводит к коллизии между прежними видами деятельности, обеспечивающими прибыль, и новыми. Как правило, в организациях нет ни традиций, ни склонности к тому, чтобы мыслить и действовать стратегически, ни соответствующей мотивации;
3. организации обычно не располагают информацией о себе и своем окружении достаточной для эффективного стратегического планирования. Требуются и поиски талантливых управляющих, которые могли бы заниматься выработкой стратегии и ее реализацией.
Говоря о стратегии, нельзя не отметить, что она оформляется чаще всего в виде планов – перспективных или текущих. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство организации снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование помогает создать единство общей цели внутри организации и сформировать функциональную структуру.
Функции менеджера
Рассматривая организацию как систему, мы сталкиваемся с фактом, что функция системы как целого интегрирует и определяет функции, которые выполняет каждый элемент системы для ее сохранения, совершенствования и развития. Думается, есть смысл в идее автора монографии «Основы функциональной теории организации» (Л., 1972. – с.31) И. И. Сетрова, рассматривающего функции и цели как часть и целое.
Интеграция функций во многом определяется следующими моментами:
- целесообразностью функций. То есть функции системы и ее элементов закреплены в той или иной степени с субстанцией системы – деятельностью по реализации цели и стратегии – и организуют внешние или внутренние связи, действия;
- относительной самостоятельностью функций, связанной с тем, что выполняющие их люди индивидуальны, со своими физическими особенностями, чертами характера, умственными способностями, деловыми и моральными качествами и т.д.;
- соотношением координации и субординации как согласованием функций по горизонтали и вертикали;
- причинной обусловленностью интеграции функций системы и элементов. Причина может быть как явной, непосредственной, так и опосредованной, неявной. Причинная обусловленность функций определяется причинной обусловленностью связей внутри системы и с внешней средой. Причины могут носить детерминантный, закономерный характер, но могут быть и случайными, чаще всего привнесенными из внешней среды;
- наличием механизмов качественного преобразования системы. Без них система обречена на застой, деградацию, распад. Механизмы качественного преобразования нужно искать во взаимодействии персонала организации с внешней средой, в регуляторах, нормирующих и планирующих деятельность организации;
- причинной обусловленностью (связями внутри и вне системы);
- наличием механизмов качественного преобразования системы.
Каждая функция во многом приспособлена для определенного вида работ и рабочих мест. Выступая в качестве определителя должности, функция предполагает различную степень социальной перспективы, служебного продвижения, карьеры и т.д. В этом раскрываются не сущностные стороны системных связей, а те, которые зависят от условий и факторов, учитывают человеческую психологию и закономерности человеческих реакций на стимулы действия.
Прежде чем говорить о конкретных функциях в организации, их распределении, закреплении формальном и неформальном, необходимо высказать ряд важных, на наш взгляд, суждений.
1. Все функции могут быть легко выполнимы с позиции руководителя или с позиции самого исполнителя. Это происходит от того, что руководитель в своей деятельности сталкивался с теми или иными функциями и знает различные способы их выполнения.
Исполнитель же часто не имеет такого опыта, знаний, умений, способностей. Противоречие может оказать сильное влияние на такие стороны деятельности, как взаимоотношения руководитель – подчиненный заниженная оценка действий исполнителя и вывод о его несоответствии должности; снижение мотивации труда, увольнение и т. д.
2. О функциях можно говорить в каком-то приближении как о сходных, идентичных, но это не совсем точно. Лучше говорить о типах функций – руководящих и исполнительских. Преимущества такого подхода очевидны: можно перевести анализ функций на анализ и определение конкретно существующих должностей; во многом известен потребный уровень умственного приложения энергии, творчества и связать их с образовательным уровнем, специальностью и квалификацией исполнителя; можно выйти на измерение и нормирование труда.
3.Должностные функции и перечень должностных обязанностей – не тождественны. Прежде всего потому, что обязанности, зафиксированные каким-либо официальным актом, играющим, конкретную правовую роль, являются уточнением функций. Но пропасти между ними тоже нет. Если обнаружится серьезное расхождение, т.е. должностные обязанности не укладываются в должностные функции, то его можно устранить либо реорганизацией должности с расширением функций (с расширением полномочий, добавлением средств, увеличением стимулов), либо волевым решением вменить лишние функции в обязанности должности, не обращая внимание на формальные функции, либо обязанность отменить.
4.Мировая практика показывает, что конкретизация функций имеет больше положительных сторон, чем отрицательных. Из положительных выделим главные:
- улучшение организации рабочих мест;
- упрощение и полезность в формировании структур подразделений организаций выявляет качество структуры;
- показывает качество должности (полезность, бесполезность, адекватность структуре и т.д.);
- помогает распределению работы, стимулов, отпусков, степени ответственности и т.п.;
- помогает профессиональной ориентации и профотбору кадров;
- дисциплинирует исполнителей функций.
Как отрицательные последствия конкретизации функций можно назвать следующие моменты:
- ограничивает руководящие и организаторские действия руководителей;
- не стимулирует творчество в труде.
5. При всей полезности конкретизации должностных обязанностей, составляющих и уточняющих функции, часть функций остается неформализованной и ее невозможно зафиксировать какими-либо актами без ущерба для действия и поведения людей. Это касается в первую очередь стереотипов, социальных установок, общественного мнения, морально-психологического климата, неформальных связей и отношений, личных пристрастий, авторитета и т.д. Конечно, можно, например, запретительными мерами добиться, чтобы на рабочих местах не проводили неформальные мероприятия (не отмечали дни рождения, юбилеи, Новый год и другие народные праздники и т.д.), но кроме недовольства, озлобления к руководителям это ни к чему не приведет.
Потери организации будут от этого больше. Вывод: любая конкретизация функций имеет свои границы.
6. Сегодня, в период активного развития двух фундаментальных тенденций в жизнедеятельности людей -дифференциации и интеграции социальных явлений и процессов, фактически сугубо уникальные, локальные для конкретной должности функции (1) встречаются очень редко, зато возросла доля типовых официальных (2) и типовых неформальных (3) функций.
Анализ мирового опыта работы организаций и литературы, а также результатов наших исследований показали, что все основные функции укладываются в 8 типов:
1-й тип – производственно-исполнительские функции. Они включают в себя обязанности, связанные с многообразными физическими и умственными работами по проектированию, конструированию, освоению, изготовлению, отчетностью, расчетами, подготовкой справок, контролем выполнения и т.д. Широкий спектр профессий и должностей рядовых работников предприятий и организаций не исключает того, что исполнительские обязанности существуют в должностях и руководителей всех уровней. Совершенно не означает, что функции этого типа выполняются под чьим-то руководством, контролем, началом. Отличительной чертой этого типа при всех вышеназванных признаках является отсутствие обязанностей, связанных с воздействием, влиянием на сотрудников (по организации, руководству, управлению, воспитанию, контролю, оценке). Эти обязанности разнообразны по приложению физической и умственной энергии, содержанию и характеру труда, потребности в знаниях, образовании, опыте. Первый тип – наиболее распространенный тип функций. Доля времени, затрачиваемая постоянно на выполнение действий этого типа, наибольшая в структуре выполняемых функций.
2-й тип – организаторские функции. Это действия, способствующие созданию возможностей членам организации работать сообща для достижения ее целей. Организаторские процессы многообразны и складываются – из многих составляющих. Назовем некоторые, на наш взгляд, основные:
- процессы формирования организационной структуры в соответствии со стратегией цели и тактикой ее достижения;
- процессы организации отношений между сотрудниками;
- процессы организации отношений руководителей и подчиненных;
- процессы организации отношений между смежниками, поставщиками и т.д.;
- процессы планирования деятельности организации и подразделений;
- процессы самоорганизации труда;
- организация связей;
- рационализация рабочих мест и рабочего времени;
- распределение работы;
- делегирование полномочий и ответственности между должностями.
Организаторские обязанности и организаторские действия далеко не всегда совпадают. Это зависит во многом от того, в какой степени данная должность и ее исполнитель заняты распределением и координацией задач в организации. Самоорганизация, рационализация своего рабочего места, времени, способностей, знаний и квалификации обычно не фиксируются официальными должностными актами, но, на наш взгляд, являются организаторскими функциями, поскольку активно и целенаправленно участвуют в организации совместных действий по достижению целей. Организаторские обязанности чаще всего включены в должностные инструкции руководителей любого ранга.
Рациональная организация работы любого участника трудового процесса включает следующие элементы:
- определение, уточнение, сверка с официальными должностными актами и осознание своих должностных функций. При выявлении расхождений между реальными обязанностями и официально установленными, необходимо их устранить или откорректировать;
- выявление наиболее важных функций, установления с помощью экспертизы степени их важности с тем, чтобы в «патовых» экстремальных и сложных рабочих ситуациях в первую очередь решать задачи, соответствующие этим функциям, принимать их в качестве исходного пункта при планировании работы;
- стратегическое и текущее планирование действий: рациональное использование оборудования, сотрудников, подчиненных, рабочего места, времени, морально-психологического состояния группы и организации, материальные и финансовые ресурсы, социально-культурные возможности организации, идеологическую обстановку и т.д.
- определение первоочередных задач исходя из критериев срочности, важности, общественной и личной полезности, предвидения возможности конфликта и т.п. Кроме названных критериев необходимо установить, насколько соблюдается принцип «компетенции» данных действий и не пересекаются ли действия с компетенцией других должностей и работников; нет ли дублирования работы; какова степень ответственности данных должностных обязанностей, особенно при пересечении их с другими должностями; сколько следует применить физических и умственных усилий, чтобы они согласовались с имеющимися или обещанными материальными стимулами, чтобы не «отнимать хлеб», у своих руководителей или подчиненных и т.д.
- многие моменты из предыдущих действий предполагают налаживание отношений с окружением по вертикали и горизонтали – сотрудниками, руководителями и подчиненными. То есть важно владеть информацией о действиях своих сотрудников, руководителей и подчиненных, а также в соседних подразделениях, иметь представление о методах и средствах выполнения подобных или похожих обязанностей, наконец, сравнить диапазон, масштаб, четкость, интенсивность, ориентированность своих должностных функций с функциями своих коллег;
- умение увидеть, показать и использовать в полной мере результаты работы. Увидеть, чтобы оценить, скорректировать свои действия, иметь надежную обратную связь в выполнении должностных обязанностей. Показать «товар лицом» очень важно во многих отношениях: ради претензии на карьеру, авторитета среди сотрудников, возможности роста материальных стимулов, проявления своих способностей и т.п. Использовать результаты в полной мере означает не только реализовать ту часть цели организации или подразделения, которая возложена на должность вместе с функцией, но и получить определенный опыт, иметь достаточный запас способностей и сил для достижения следующего результата, сработать на свое совершенствование.
И еще один момент относительно внешних ограничений организаторских функций. В конкретной организации они могут быть ограничены внешней и кадровой политикой, определенными традициями в отношениях руководитель – подчиненный, коллега – коллега, правилами и должностными инструкциями (письменными или устными), процедурами реализации цели организации.
3-й тип – руководящие функции. Под ними понимаются должностные обязанности для звена руководитель-подчиненный основывающиеся на воздействии как на коллективы работающих, так и на отдельные должности. Субъект руководящих функций – единоначальник, полностью отвечающий перед звеньями вышестоящего уровня управления за деятельность вверенного ему звена (системы). Отличаются обязанности линейного руководства, направленные непосредственно на управляющее воздействие на объект управления в целом (министерство, организация, завод, цех, участок и т.д.), от функционального руководства, которое участвует в управлении опосредованно через рекомендации, инструкции и требования к использованию оборудования, техники и т.д. Среди многообразных руководящих функций необходимо выделить главные, основные:
- четко представлять цель деятельности системы в целом и возглавляемого подразделения в частности и те вытекающие из нее задачи, решение которых приведет к достижению цели;
- для реализации цели распределять людские, финансовые, материальные и другие виды ресурсов;
- четко представлять условия и все существенные факторы, могущие повлиять на реализацию цели;
- оптимально распределять функции для достижения цели между собой и подчиненными;
- добиваться сочетания интересов подчиненных с интересами службы, организации;
- разработка программы деятельности службы, организации, ее корректировка, уточнение, изменение;
- контроль и оценка своевременности и качества выполнения обязанностей подчиненными;
- объединить, организовать людей, убедить их в правильности и актуальности цели организации;
– находить оптимальные решения возможных конфликтных ситуаций.
Руководящие функции имеют ту особенность, что, с одной стороны, являются следствием, производной от обязанностей вышестоящих должностей (доводится приказом, распоряжением, заданием, поручением); с другой стороны, являются источником определенных обязанностей своих подчиненных. Если действия руководителя в системе организации считать внешним источником движения системы, то функции руководителя имеют интегральный критерий успешного функционирования системы – надежность системы, которая проявляется в оптимальных действиях руководителя и подчиненных, безотказности деятельности всех звеньев системы, устойчивой и прочной связи организации (или службы) с другими организациями и подразделениями, надежной работы обратной связи системы и т.д. Поскольку это интегральное свойство определяет во многом надежную работу системы, по нему можно судить о качестве выполнения руководящих функций, качестве руководства. И чем выше уровень руководящих функций, тем выше качество руководства.
4-й тип – воспитательные функции. Их чаще всего связывают с гражданским, морально-этическим, культурологическим и психологическим воздействием на сотрудников и подчиненных. Они рассматриваются в двух основных аспектах: воспитание кого-либо и самовоспитание. Сегодня в нашей стране не принято включать воспитательные обязанности (а самовоспитательные тем более) в структуру должностных функций. И это, на наш взгляд, неоправданно. Думается, обязанностью каждого нормального работника (тем более руководителя) должно быть привитие коллегам и подчиненным высоких гражданских, морально-этических качеств, гуманного отношения к собственности и сотрудникам, чувства товарищеской взаимопомощи, наставничества, сознательности, ответственности, активности, принципиальности и др.; быть образцом высоконравственного поведения. Кроме того, это помощь в усвоении определенных знаний, умений, нравственных ценностей, нужных для активного участия в общественном производстве и социальной жизни. Это также воздействие на установки, мотивы, ценностные ориентации, осознание потребностей и интересов. Наконец, воспитательные функции включают процессы самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, помогающие в труде, жизни и общении.
Многообразный опыт западноевропейских, американских и японских организаций говорит о том, что оба аспекта воспитательных функций признаются очень важными элементами в функционировании системы организации. Разнообразно и фиксирование воспитательных функции в этих организациях: в кодексах организаций, в виде советов и реко