Менеджмент, как область деятельности
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
• хозяйственную самостоятельность, свободу принятия решений;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы.
Менеджмент, как профессия людей.
Людей профессионально занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается определенная категория людей и аппарат управления конкретной фирмой.
Менеджер - это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту.
Цели и задачи менеджмента.
Цель — это конечное состояние, желaeмый peзyльтaт, кoтopoгo cтpeмитcя дoбитьcя любая opгaнизaция. Пocтaвлeнныe мeнeджмeнтoм цели opгaнизaции иcпoльзyют для ycтaнoвлeния cтaндapтoв для oцeнки эффeктивнocти opгaнизaции, дают oбщий opиeнтиp для дeятeльнocти. Целью может быть либо приобретение, либо coxpaнeниe oпpeдeлeнныx фaктopoв.
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Цели обладают рядом характеристик:
- конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
- ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
- взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Классификация целей может осуществляться :
- по охватываемой сфере (общая, частная цели);
- значению (главная, промежуточная, второстепенная);
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).
Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Методы менеджмента.
Методы – совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для реализации целей организации. Классификация:
1. Организационно – административные. Основаны на прямых директивных указаниях. Реализуются в 3 формах: обязательные предписания, согласительная форма, рекомендательная форма.
2. Экономические методы. Воздействие через экономические интересы объекта управления, экономическое стимулирование.
3. Социально – психологические. Основаны на результатах исследований наук о человеке.
4. Методы самоуправления. Создание условий, при которых возможно участие персонала в разработке и реализации управленческих решений. Степень самоуправляемости определяется мерой децентрализации управления.
7.Основные функции менеджмента
Функции менеджмента.
Функции – специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью. Общие функции не зависят от ситуационных факторов. В настоящее время функции имеют вид:
- Прогнозирование и планирование
- Организация работ
- Мотивация
- Координация и регулирование
- Контроль, учет и анализ
По Мескону:
мотивация, контроль, планирование, организация как процесс и объект.
Частные функции - виды управленческой деятельности обусловленные спецификой деятельности организации:
- Учет и отчетность
- Техническая подготовка производств
- Метрологическое обеспечение
В соответствии с частными функциями выделяют разделы: финансовый, инновационный, стратегический, производственный менеджмент и др.