Понятие менеджмента и управления, их характеристика и главные отличия.

Менеджмент не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей . В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

Термин «менеджмент» имеет несколько значений.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

Сущность менеджмента как подхода к управлению предприятием, аспекты его характеризующие: наука, искусство, область деятельности, отдельная профессия.

Организация - группа состоящая из двух и более людей, имеющая общую цель и ведущих совместную деятельность для достижения этой цели.

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств, и форм управления организации с целью повышения эффективности ее деятельности.

Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:

1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;

2. Менеджмент - это область человеческих знаний.

3. Менеджмент - это категория людей кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент характеризуется как наука, искусство, область деятельности, отдельная профессия.

1) Менеджмент как наука.Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Менеджмент - это социально-гуманитарная наука.

Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор. Признаки менеджмента как науки:

1-основан на научном методе познания,

2-имеет специфическую предметную область - законы, методы, принципы.

Менеджмент как искусство.

- организации – сложные социально-технические системы;

- люди, работающие в них, – главный фактор эффективности их функционирования;

- практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;

- при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;

- никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано. Признаки менеджмента как искусства:

1-предметом являются сложные неопределенные системы, атрибутом которых является человек.

2-эфективный руководитель должен уметь ладить с людьми, 3-иметь талант.

Наши рекомендации