Конкуренция как объект теории и практики менеджмента
Решающим фактором коммерческого успеха любого предприятия является его конкурентоспособность. Для выживания на рынке или победы в жесткой конкурентной борьбе любое предприятие должно обладать определенными преимуществами перед конкурентами.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Иначе говоря, под конкурентоспособностью предприятия понимается способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на рынке. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей.
Количественная оценка конкурентоспособности складывается из трех этапов:
- анализа рынка и выбора конкурента или конкурентов в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности предприятия;
- определения набора сравниваемых параметров фирм;
- расчет показателя конкурентоспособности предприятия по одной из существующих методик.
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
- цена товара (услуги) с возможной наценкой;
- финансы – как собственные, так и заемные;
- торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рис.2).
Рисунок 2 Многоугольник конкурентоспособности
Для расчета показателя конкурентоспособности наиболее часто применяются следующие методы:
- интегральный метод;
- дифференциальный метод;
- комплексный метод;
- экспертный метод.
Задачи для самостоятельного решения
1. В рамках сравнительного анализа конкурентоспособности авиакомпаний был проведен независимый экспертный анализ с целью выявления сильных и слабых сторон сравниваемых компаний. Результаты исследования конкурентов представлены в виде сравнительной таблицы. Построить многоугольник конкурентоспособности.
Таблица
Оценка конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности | Атлант-Союз | Конкуренты | ||||
Аэрофлот | Сиби рь | ТрансАэро | Рос сия | ЮТ эйр | ||
«1Р» (продукт) - Product | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
«2Р» (цена) – Price | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
«3Р» (регион и каналы сбыта) - Place | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
«4Р» (продвижение на рынке) - Promotion | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Итог: |
Факторы конкурентоспособности | Удельный вес | ООО «Красноярсктеплосервиc» | ООО «Монтажсервис» | ООО «Оптима-Т» | ||||
Баллы | Оценка | Баллы | оценка | баллы | оценка | |||
Организация продаж | ||||||||
Профессионализм персонала | 0,09 | 0,36 | 0,45 | 0,27 | ||||
Система качества продаж | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | ||||
Итого | 0,66 | 0,95 | 0,57 | |||||
Маркетинг | ||||||||
Известность | 0,05 | 0,1 | 0,25 | 0,15 | ||||
Реклама | 0,09 | 0,27 | 0,45 | 0,27 | ||||
Цена | 0,12 | 0,48 | 0,6 | 0,24 | ||||
Качество товара | 0,15 | 0,6 | 0,75 | 0,6 | ||||
Итого | 1,45 | 2,05 | 1,26 | |||||
Производство | ||||||||
Система контроля качества товара | 0,1 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | ||||
Широта ассортимента | 0,1 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | ||||
Срок сдачи объекта | 0,1 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | ||||
Гарантия | 0,1 | 0,4 | 0,5 | 0,3 | ||||
Итого | 1,7 | 1,9 | 1,6 | |||||
ИТОГО | 3,81 | 4,9 | 3,43 | |||||
2. В рамках сравнительного анализа конкурентоспособности предприятия был проведен независимый экспертный анализ с целью выявления сильных и слабых сторон сравниваемых компаний. Результаты исследования конкурентов представлены в виде сравнительной таблицы. Построить многоугольник конкурентоспособности.
3. В рамках сравнительного анализа конкурентоспособности предприятия был проведен независимый экспертный анализ с целью выявления сильных и слабых сторон сравниваемых компаний. Результаты исследования конкурентов представлены в виде сравнительной таблицы. Построить многоугольник конкурентоспособности.