Раздел 3. Теории, школы и практики менеджмента в ХХ-XXI вв.

Тема 3.1. Научная и административная школы менеджмента.

Влияние естествознания на развитие техники и организации производства. Монополистический капитал и его роль. Причины разделения и специализации в производстве и управлении.

Формирование концепции эффективного менеджмента. Складывание основных школ менеджмента в период монополистического капитализма. Технологический инженерный менеджмент. Школа научного управления: Ф.Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г.Эмерсон, Г.Форд, Г.Ганнт.

Организация менеджмента как системы. Управление как администрирование. Принципы и функции управления - А.Файоль. Теория бюрократии М. Вебера. Формальная логика Д.Муни и А.Рейли. «Синтетический подход» Л.Урвика и Л.Гьюлика.

Тема 3.2. Развитие психологических и поведенческих аспектов управленческой мысли.

Роль человеческого фактора в развитии науки менеджмента. Хоторнские исследования и социализация менеджмента. Преодоление кризиса технократизма. Потребности, мотивация и их использование в развитии теории менеджмента.

Мотивационный менеджмент Э.Мэйо, М.Фоллет. Иерархия потребностей А.Маслоу. Двухфакторная теория Ф.Херцберга. Теория стилей руководства Д.Макгрегора. «Формула успеха» Дж.Аткинсона.

Тема 3.3. Управленческая мысль и практика в России и СССР в ХХ в.

Соотношение плановых и рыночных начал в советской системе в разные периоды. Основные недостатки плановой системы управления, попытки ее реформирования в 20-е, 60-е и 80-е годы ХХ века.

Тектология А.А.Богданова. «Индустриальная утопия» О.А.Ерманского. Советская теория научного управления. Концепция НОТ А.Ф.Журавского. Культура труда и управлени А.К.Гастева. Система материальных балансов С.Г.Струмилина. Теория оптимального распределения ресурсов Л.В.Канторовича. Разработка автоматизированных систем управления в СССР.

Тема 3.4. Развитие управленческой мысли и практики в конце ХХ-н.XXI в.

Концепции соотношения государственного и рыночного начал в экономической жизни на основе социал-демократических идей. Демократизация менеджмента в частном секторе. Новые идеи в технологическом менеджменте (ситуационный подход, количественные методы, стратегический менеджмент). Натуралистические школы трактовки менеджмента как системы. Деятельностно-гуманистический подход в теории менеджмента. Международное разделение труда и виды современного менеджмента.

Тема 3.5.Национально-исторические особенности и модели управления

Американская модель управления. Инфраструктура американского менеджмента. Конкуретоспособность и лидерство в американском менеджменте. Факторы эффективности.

Европейская модель управления. Особенности формирования французского, немецкого, шведского, финского менеджмента. Характеристика отличительных черт и сходства национальных моделей европейского менеджмента.

Японская модель управления. Специфические формы работы с персоналом в японских фирмах. Организация инновационного менеджмента в Японии. Организация и роль самоуправления в крупных организациях.

Российская модель управления. Революционные трансформации и новые методы управления организацией в России в 1990-е гг. 6. Российская модель менеджмента: проблемы и перспективы развития

Содержание лекционного курса

Введение. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

i Лекция 1.2 часа. Форма проведения: лекция-беседа. При изложении лекционного материала преподаватель организует обсуждение вопросов::

1. Актуальность дисциплины «История управленческой мысли» для современного менеджера.

2. Факторы для развития управленческой мысли.

3. Причины возникновения потребности в осознании управленческого опыта.

4. Подходы к периодизации практики управления и управленческйо мысли.

Наши рекомендации