Кафедра экономики производства
Кафедра экономики производства
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Стратегическое планирование»
регионального компонента
Цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения
для подготовки бакалавров
По направлению 080100.62 «Экономика»
Казань 2009
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства, протокол № 13 от 02.06.09 г.
Утверждена научно-методическим Советом института, протокол №
Составитель: к.э.н., доцент Киреева-Каримова А.М.
Рецензенты: д.э.н., профессор Абдуллина С.Н.
к.э.н., доцент Хисамова Э.Д.
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения, по направлению 080100.62 «Экономика»
I. Организационно – методический раздел.
1.Цель изучения дисциплины
Цель курса – дать системные знания теории разработки и принятия стратегических решений, направленных на достижение целей предприятия, и практические навыки выбора и обоснования стратегии предприятия, реализация которых обеспечит эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию его к меняющимся внешним условиям.
2.Задачи дисциплины
Задачи курса состоят в обучении студентов и освоении ими знаний:
1. Основ теории стратегического планирования в зарубежной и отечественной литературе.
2. Особенностей стратегического планирования в условиях глобализации экономики, отличий стратегического планирования от долгосрочного планирования.
3. Исследования и использования моделей, инструментов стратегического планирования применительно к предприятию в конкретных ситуациях.
4. Определения стратегии фирмы путем установления ее видения и миссии, анализа стратегических позиций, исследования внешних и внутренних факторов, выбора стратегических вариантов.
5. Процесса реализации стратегического плана фирмы с последующим контролем за реализацией стратегического плана и его корректировкой.
3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После успешного прохождения курса уровень знаний должен позволять осуществлять аналитическую деятельность в области прогнозирования, моделирования, сценарного и стратегического планирования экономических, производственных и коммерческих процессов на фирме, предприятии, компании любой формы собственности и в некоммерческих организациях.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- сущность, основные концепции, цели и задачи стратегического планирования,
- этапы, методы и модели процесса стратегического планирования,
- подходы к стратегическому выбору плана развития предприятия;
Студент должен уметь:
- обосновывать формирование миссии и цепей предприятия,
- использовать инструменты ситуационного и позиционного анализов,
- формировать портфельную и корпоративную стратегии предприятия;
Студент должен иметь практические навыки:
- использования PEST-, SWOT-, SNW-анализов внешней и внутренней среды,
- расчета показателей матриц БКГ, General Electric – Mac-Kinsey, Shell/DPM, ADL,
- оценки набора видов деятельности предприятия на перспективу,
- оценки уровней гибкости и синергизма предприятия,
- оценки стратегического набора при множественных ориентирах развития видов деятельности предприятия.
4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студента.
Дисциплина «Стратегическое планирование» является важнейшей частью общепрофессиональных дисциплин как региональный компонент. Курс является частью стратегического менеджмента, его началом, выделенным в отдельную дисциплину. На базе стратегического планирования строится курс «Внутрифирменное планирование». Целесообразно опережение изучения курса «Стратегическое планирование» преподаванием маркетинга, логистики, экономики труда с целью системного научного изучения механизма управления предприятием в новых рыночных условиях развития экономики.
II. Содержание дисциплины.
Разделы курса.
I. Необходимость стратегического планирования при современных тенденциях развития экономики (темы 1-2);
II. Стратегическое целеполагание и сегментация (темы 3-4);
III. Стратегическое позиционирование (темы 5-11);
IV. Стратегический выбор плана развития предприятия (темы 12-15);
V. Синтез стратегического планирования и стратегического управления посредством реализации стратегии развития предприятия (темы 16-18).
2. Разделы, темы и краткое содержание курса.
Раздел I. Необходимость стратегического планирования при современных тенденциях развития экономики.
Тема 1. Методологические основы стратегического планирования предприятия.
Новая идеология планирования. Интернационализация условий бизнеса при глобализации бизнес-процессов. Кризис инсорсинговых предприятий в условиях суперконкуренции. Партнерство и интеграция транс-национального бизнеса (аутсорсинг гипер-организаций). Интегрирование планирования - планология. Влияние реформ на качество и горизонты планирования.
Сущность, необходимость стратегического планирования в современных условиях рыночной экономики. Понятия, основные правила, модели стратегии. Задачи, специфические особенности, подходы стратегического планирования. Отличительные характеристики стратегического планирования от долгосрочного планирования. Принципы стратегического планирования: участие, непрерывность, гибкость, холизм, концентрация внимания на критических звеньях, замена оптимальных решений предпочтительными и др. Процесс стратегического планирования: основные компоненты разработки и принятия стратегического плана.
Тема 2. Стратегическое мышление и фазы внутрифирменного определения функций планирования.
Классические концепции стратегического планирования: целеполагание, позиционирование и стратегический выбор. Кризис теории классического стратегического планирования.
Постиндустриальные отношения, влияние процессов глобализации на новую парадигму планирования и современные тенденции развития компании.
Структура стратегического планирования. Долгосрочное и стратегическое планирование. Пирамида планирования. Горизонты планирования. Оперативное и стратегическое планирование. Сценарии развития предприятий: понятие, виды. Планирование сценариев и турбуленция.
Тема 5. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) и оценка привлекательности СЗХ в выборе конкурентных позиций предприятия.
Задачи предприятия применительно к стратегическим зонам хозяйствования. Матрица БКГ, ее значение, методика разработки, показатели. Оригинальный вариант матрицы ВСG и модели БКГ, предложенные различными исследователями.
Параметры выделения СЗХ, общая схема, формула расчета оценки привлекательности СЗХ. Последовательность оценки привлекательности. Критерии оценки роста, рентабельности, уровня нестабильности.
Тема 6. Оценка конкурентного статуса предприятия с позиций стратегических капитальных вложений.
Конкурентный статус предприятия: понятие, необходимость и позиции оценки. Методика оценки конкурентного статуса фирмы с позиции стратегических капитальных вложений. Кривая рентабельности. Критическая и оптимальная точки стратегических капитальных вложений. Формула будущего конкурентного статуса с позиции стратегических капитальных вложений.
Тема 7. Эффективность действующей стратегии и будущего потенциала предприятия, их оценка.
Характеристика конкурентной стратегии и факторы ее определяющие. Продуктовая и рыночная дифференциации и их признаки. Компоненты стратегий. Методика оценки эффективности конкурентной стратегии.
Факторы, влияющие на потенциал фирмы. Текущий и необходимый потенциалы, стратегический норматив оценки.
Конкурентный статус фирмы с учетом уровня капвложений, стратегического норматива и норматива возможностей и выбор позиции фирмы: сильный, средний, слабый.
Примерная тематика курсовых работ.
1. Обоснование и выбор миссии предприятия.
2. Определение целей компании с учетом цикличности развития экономических систем.
3. Организация процесса и процедура стратегического планирования на предприятии.
4. Анализ и оценка внешней среды фирмы (SWOT, PEST, многофакторный системный анализ).
5. Анализ ресурсного потенциала фирмы (SNW - подход).
6. Стратегические альтернативы и процесс их выбора в условиях глобальной экономики.
7. Использование методов сценарного анализа стратегической неопределенности при обосновании стратегии развития фирмы.
8. Инструменты позиционирования и прогнозирования, применяемые при стратегическом планировании деятельности компании.
9. Выбор и обоснование стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц).
10. Стратегические, хозяйственные центры, обоснование их функций, структуры и назначения.
11. Преимущества и недостатки базовой модели ВКГ.
12. Обоснование стратегии по моделям Мак Кинзи (GE/Mс Kinsey, 7S).
13. Сфера применения модели Shell/DPM.
14. Преимущества модели ADL/LC и условия ее применения.
15. Содержание модели 7S и ее интерпретации.
16. Целевое использование модели Hofer/Shendel.
17. Оценка бизнес-портфеля фирмы с позиций моделей Хофера/Шендела, ADL/LС.
18. Оценка различных подходов к выбору эталонной стратегии на уровне фирмы (модели: BCG, GE/Mc Kinsey, Shell/DPM, Hofer/Schendel, ADL/LC)
19. Отличительные особенности современного инструментария выбора вариантов стратегии фирмы в условиях кризиса инсоринговых организаций.
20. Аутсорсинг, партнерство и интеграция компаний в современных условиях глобализации бизнес-процессов.
21. Методы совершенствования процессов планирования при современных тенденциях развития компании (реинжиниринг, бенчмаркинг, аутсорсинг)
22. Реализация стратегического плана на уровне бизнес-единиц.
23. Оценка и выбор продуктово-маркетинговой стратегии.
24. Выбор и реализация стратегии диверсификации.
25. Выбор и реализация стратегии интеграции.
26. Стратегия совместного развития конкурентных и предпринимательских видов деятельности.
27. Обоснование стратегий ведения отдельных видов бизнеса и их системы в условиях локальных и глобальных конкурентных преимуществ.
28. Выбор стратегии функциональных подсистем (производственная, финансовая, управления персоналом и др.).
29. Привлекательность стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц) и их оценка при выборе стратегии фирмы.
30. Оценка уровня стратегических капитальных вложений при определении конкурентного статуса фирмы (КСФ).
31. Оценка будущей эффективности действий стратегии при определении КСФ.
32. Оценка потенциала фирмы при реализации глобальной стратегии.
33. Оценка потенциала фирмы при реализации локальной стратегии.
34. Выбор и оценка позиций фирмы в конкуренции.
35. Постановка стратегических задач и их выбор в антикризисном управлении.
36. Управление набором стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц) фирмы.
37. Стратегическая гибкость фирмы и ее оценка.
38. Синергизм фирмы и оценка его уровня.
39. Создание преимуществ стратегического синергизма фирмы.
40. Управление стратегическим набором при множественных ориентирах.
41. Обоснование технологической стратегии бизнеса.
42. Обоснование сценария развития общества и выбор стратегии фирмы.
43. Согласование идей социальной ответственности бизнеса и стратегии фирмы по отношению к обществу.
44. Влияние на предпринимательскую стратегию идей социальной ответственности.
45. Процесс интернационализации и реализация выбранной стратегии.
46. Планирование реализации стратегии и выполнение долгосрочного плана.
47. Управление и контроль за процессом реализации стратегии фирмы.
48. Информационное обеспечение стратегического планирования.
49. Организационная культура в стратегическом планировании.
50. Управление изменениями на базе инновационной стратегии.
51. Управление кругооборотом капитала по модели Андертона.
52. Обоснование обновления производства на основе графиков спроса и технологий.
53. Риски, их выявление и учет в обосновании стратегии фирмы.
54. Анализ стратегических позиций с учетом изменчивости среды фирмы и управление изменениями.
55. Приведение потенциала фирмы в соответствии с изменчивостью ее среды.
56. Обоснование мероприятий по устранению разрыва между стратегией и возможностями фирмы.
57. Планирование и анализ стратегической позиции при применении модели управления изменениями.
3.Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Понятие и значение планирования в рыночной системе, этапы ее развития.
2. Концентрация стратегического планирования: сущность, принципы и функции.
3. Миссия предприятия, ее обоснования.
4. Отличительные черты стратегического планирования.
5. Стратегическое планирование на уровне страны, региона, отрасли и фирмы.
6. Стратегическая сегментация, определение СЗХ и их стратегий.
7. Стратегическое хозяйствование центры (СХЦ), их функции.
8. Жизненные циклы спроса и технологий, их фазы.
9. Параметры СЗХ и порядок из выделения.
10. Анализ внешней среды по важнейшим группам факторов, показатели их характеризующие.
11. Пять функций обследования предприятия, его сильных и слабых сторон.
12. Анализ состояния маркетинга на предприятии.
13. Финансовый (бухгалтерский) учет, его состояние как важнейший фактор внутреннего анализа.
14. Анализ функций производства.
15. Анализ человеческих ресурсов, культуры и образа компаний.
16. Четыре стратегические альтернативы предприятия.
17. Выбор стратегии с учетом международных целей.
18. Характеристика матрицы БКГ.
19. Управление путем ранжирования стратегических задач.
20. Инструментарий стратегического анализа деятельности предприятия.
21. Реакция руководства предприятия на слабые сигналы.
22. Управление в условиях неожиданных событий.
23. Необходимость и порядок оценки привлекательности СЗХ.
24. Оценка уровня стратегических капитальных вложений.
25. Типовые стратегии.
26. Характеристика модели Мак-Кинзи и условия ее применимости.
27. Оценка конкурентного статуса фирмы.
28. Характеристика матрицы Артура Де’Литла.
29. Матрица 7S.
30. Характеристика 4-х матричной модели анализа.
31. Преимущества 4-х матричной модели по сравнению с другими матрицами.
32. Анализ набора СЗХ.
33. Сущность стратегической гибкости и условия применения.
34. Оценка стратегической гибкости.
35. Концепция и закономерности синергизма.
36. Оценка синергизма, синергетический эффект.
37. Синергизм в области НИОКР.
38. Управление набором СЗХ при множественных ориентирах.
39. Обоснование стратегических позиций на основе использования всего комплекса инструментария.
40. Выработка концепции набора СЗХ на перспективу (балансировка набора СЗХ).
41. Выполнение плана и внесение в него изменений.
42. Организационная схема планирования и взаимосвязь видов функциональной деятельности.
43. Изменчивость технологий и функций управления.
44. Инновации, их влияние на технологию.
45. Значение исследования и разработок в стратегии развития предприятия.
46. Относительные размеры инвестиций в НИОРК.
47. Понятие контроллинга на примере НИОКР.
48. Показатели НИОКР, методика определения.
49. Стратегия фирмы по отношению к обществу.
50. Условия и этапы выхода предприятия за рубеж.
51. Глобальный синергизм.
52. Потенциал фирмы в развитии.
53. Конкурентная стратегия, ее зависимость от диагностики внешней и внутренней среды.
54. Анализ стратегических позиций и изменчивость среды.
Примерный перечень вопросов к экзаменам.
Тестовые задания находятся в УМК дисциплины на кафедре, электронный вариант – в библиотеке.
V. Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Рекомендуемая литература (основная):
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.:, 1989 – 519с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2002. – 296с.
4. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Финпресс, 2001. – 240с.
5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Уч. пос. – М.: Финпресс,1998.
6. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предпрятии: Уч. пос. – М.: ПРИОР, 2001 (Г).
7. Прокопчук Л.О. и др. Стратегическое планирование: Конспект лекций – СПб: Изд. Михайлова, 2000.
8. Стратегическое планирование: Конспект лекций/Под ред. Найденкова В.И. – М.: Приор, 2004.
9. Стратегическое планирование (Под ред. Петрова А.М.: уч. пос. – СПб: Знание, 2003 (Г)).
10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2000.
11. Уткин Э.А. Стратегическое планирование: Учеб. – М.: Экмос, 1998, 1999.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная):
1. Абдуллина С.Н. Совершенствование планирования на предприятии в условиях рыночных отношений. Учебное пособие, Казань, Изд-во КГФЭИ, 1992.
2. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991 – 239с.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992 – 703с.
4. Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. Казань, Изд-во КГТУ, 1995 – 163с.
5. Минцберг Г., Куин Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – Спб.: Питер, 2001 – 688с.
6. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001 – 336с.
7. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 304с.
8. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Изд. дом “Вильямс”, 2000.
9. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. – М.: ПРИОР, 2000. – 288с.
10. Хасси Д. Стратегия и планирование/ Пер. с англ. под ред. Л.А. Трофимовой. – СПб. Питер, 2001 – 384с.
3. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ:
1. ППП «PORTFOLIO» для анализа рынка.
2. Mind Manadger Pro6 – для управления процессом стратегического планирования
3. Precision Tree Professional - для разработки стратегических планов, анализа альтернативных решений.
Кафедра экономики производства
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Стратегическое планирование»
регионального компонента