Исследования в области связей с общественностью
Экономические и социологические исследования как прикладной инструментарий для изучения объекта PR-деятельности. Использование статистической информации для изучения PR-объекта. Социологические методы исследования PR-объекта (аудитории, общественного мнения): наблюдение, опрос, анализ документов (тематические и проблемные обзоры материалов СМИ, контент-анализ), и др
21. СМИ как основной канал воздействия PR-технологий.Взаимодействие организации со СМИ: цель, принципы, объект. Выбор СМИ в деятельности по связям с общественностью. Организационные формы взаимодействия государственных, общественных и бизнес структур со СМИ. СМИ как медиа-политическая система: понятие, уровни и их характеристика
22. Управление информацией и конструирование новостей.Менеджмент новостей: понятие, этапы. Механизм управления новостной информацией. Приемы конструирования новостной информации и их характеристика. Продвижение новостей: оптимизация формы и стиля подачи новостного материала.
23. Формы подачи информационных материалов.Понятие PR-информации и PR-текста Источники и объект PR-текста. Типология PR-текстов и их характеристика по жанровым группам
24. Управление кризисными ситуациями.Кризис: понятие и характеристика. Слухи: факторы распространения, борьба со слухами. Основные характеристики PR-деятельности в условиях кризиса. Рекомендации по успешному преодолению кризиса
25. Специальные новостные PR-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.Понятие новостных мероприятий и их разновидности: презентация, пресс-конференция, брифинг, интервью, выставка, прием, клубный вечер, деловой завтрак, пресс-тур и др.
26. PR-кампании в сети Интернет.Интернет-коммуникаций: особенности, свойства. PR-кампаний в сети Интернет: задачи, преимущества, недостатки, основные элементы. Модели Интернет-присутствия. Веб-сайт как базисная модель Интернет-присутствия и его характеристика.
27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.. Корпоративный имидж: понятие, структура, требования. Модель корпоративного имиджа А.Н. Чумикова. Стратегия конструирования имиджа и политика информационной открытости.
28. Технологии использования связей с общественностью в социальных кампаниях.Социальная ответственность компании: понятие, принципы, уровни. Спонсорство и благотворительность: понятие и характеристика. Фандрайзинг: мотивация спонсоров, подготовка документов (спонсорский пакет, письмо-запрос, заявка)
29. Технологии использования связей с общественностью в политических коммуникационных кампаниях.PR в избирательной кампании: понятие, характеристика основных направлений. Использование «черных» PR-технологии в избирательных кампаниях. Формирование имиджа политика: понятие, этапы формирования имиджа политика.. Современные избирательные PR – технологии.
Раздел 3. Дисциплина «Социология массовых коммуникаций»
30. Массовая коммуникация как социальное явление.Возникновение МК: причины, этапы и тенденции эволюции. Технологические и социальные революции как факторы изменений СМК. «Информационное общество». Глобализация информационных процессов и СМК.
31. Массовая коммуникация как социальная подсистема.МК в ее отличии от межличностной и специальной. СМК как ретранслятор и производитель информации. Факторы отбора информации в деятельности информационных органов: профессиональные факторы, факторы групп интересов. Структура и функции СМК. Специфика функций СМК как следствие различий их выразительных средств. Функции СМК на индивидуальном и общественном уровне.
32. СМК и власть. Понятие четвертой власти.Концепция "четвертой власти". Ф. Сиберт, У. Шрамм и Т. Питерсон о четырех теориях прессы. Цензура. Проблема социальной ответственности СМК. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Представления социологов о роли СМК в жизни индивида. Теоретические модели взаимоотношений: одноступенчатая и двухступенчатая модели. Понятие лидера мнений.
33. СМК как социальный институт.Особенности и задачи СМК как социального института. СМК в системе социальных институтов общества. Массово-коммуникативная деятельность как форма социального контроля. Типы СМК (государственно-общественные, государственные, коммерческие). Влияние форм собственности на функционирование информационных органов. Концепция общественного вещания. Дж. Рейт о четырех основных принципах общественного вещания. Возможности общественного вещания в Российской Федерации.
34. Общественное мнение как состояние массового сознания.Социальная природа сознания. Понятие массы. Подходы к исследованию массового сознания. Понятие и структура общественного мнения. Общественное мнение как оценочное состояние массового сознания. Функции общественного мнения: экспрессивная, контрольная, консультативная, директивная. Роль СМК в формировании и функционировании общественного мнения.
35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса. Социологические исследования СМК. Медиаметрия. Социологические способы изучения коммуникатора. Контент-анализ как метод изучения содержания текстовых массивов. Количественные и качественные методы исследования аудитории. Анненбергская школа о взаимовлиянии аудитории и СМК. Аудиометры: плюсы и минусы получаемой информации. «Коммерческие» исследования СМК.
36. Эффекты и эффективность СМК. Эффекты и эффективность коммуникации. Факторы, обеспечивающие эффективность МК. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровне (планируемые, непланируемые, кратковременные, долгосрочные). Антисоциальные эффекты массовой коммуникации.
Раздел 4. Дисциплина «Основы теории коммуникаций»
37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Коммуникативные революции. Генезис массовых коммуникаций. Истоки и основные парадигмы теории коммуникации. Развитие теорий массовой коммуникации и информации в ХХ веке.
38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Понятия “коммуникативный процесс” и “коммуникационный процесс”. Содержание коммуникационного процесса. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы. Обеспечение процесса коммуникации. Общение как коммуникативный процесс.
39. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации.Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Способы воздействия в межличностной коммуникации. Различные подходы к выделению специализированных коммуникаций. Коммуникации в государственных, некоммерческих и коммерческих структурах, в политической, экономической, социальной и других сферах общественной жизни. Коммуникации в организации.Сущность и функции массовой коммуникации. Средства массовой информации(СМИ). Факторы, способствующие возрастающему влиянию СМИ на социум.
40. Структурные представления о коммуникации: многообразие моделей коммуникационного процесса.Модель Аристотеля. Модель Лассуэла. Модель Шеннона-Уивера. Циркулярные модели. Двухканальная модель речевой коммуникации. Модель двухступенчатой коммуникации. Достоинства и недостатки различных моделей коммуникационного процесса.
41. Структурные компоненты коммуникационного процесса. Коммуникатор и коммуникант. Сообщение(информация), код(кодирование и декодирование), канал, ситуация, реакция как составные части коммуникативной цепи. Влияние каждого звена на эффективность коммуникации.