Система взглядов на управление в США
Американский менеджмент сформировался под влиянием знаменитых теорий Х и Y, выдвинутых Дугласом МакГрегором. В их основе лежит представление руководителя об основных качествах подчиненных. Вот основные положения теории "Х":
1. Обычный человек не желает трудиться и старается избежать работы любыми средствами.
2. Поскольку люди не склонны к труду, их приходится заставлять работать, угрожая наказанием, если они не будут прилагать необходимых усилий для достижения целей организации.
3. Как правило, человек нечестолюбив, более всего стремится к личному спокойствию и безопасности, старается избежать ответственности, предпочитает быть подчиненным, а не руководителем.
Мы можем представить себе, какие методы применяет руководитель, разделяющий положения теории "Х", во взаимоотношениях с подчиненными. Стиль его управления жесткий, он способствует выводу организации из критических ситуаций и предполагает высокую ответственность руководителя за принимаемые решения (мы рассмотрим эти вопросы подробнее в дальнейших главах).
Достаточное распространение получила и теория "Y", которая предполагает уже другие качества подчиненных:
1. Труд для человека так же естествен, как и отдых.
2. Человек способен осуществлять самоуправление и самоконтроль. Поэтому контроль и наказание не являются единственным способом достижения поставленных перед ним целей.
3. Усилия, которые затрачивает работник для достижения целей, пропорциональны ожидаемому вознаграждению.
4. Обычный человек при соответствующих условиях и требуемой подготовке не только берет на себя ответственность, но и стремится к ней.
5. Большинству работников при реализации целей организации свойственно стремление к творчеству, фантазии, изобретательству.
6. В современных условиях интеллектуальный потенциал человека в организациях используется далеко не полностью.
Естественно, эта теория предполагает уже совсем иные взаимоотношения с подчиненными. Американский менеджмент предполагает, что обе теории имеют право на жизнь, а руководитель вправе отдавать предпочтение одной из них в зависимости от конкретных условий, складывающихся в организации.
В последнее время американский менеджмент заинтересованно изучает особенности японской системы управления, результатом чего стала теория "Z", являющаяся по существу сводом рекомендаций по эффективному управлению организацией. Основные ее положения, приводимые ниже, сформулировал американский менеджер Уильям Оучи:
1. Долгосрочный наем кадров.
2. Групповое принятие решений.
3. Индивидуальная ответственность.
4. Неторопливая оценка и постепенное продвижение кадров.
5. Неформальный контроль четкими и вместе с тем ненормативными методами.
6. Неспециализированная карьера.
7. Всесторонняя забота о работниках.
Основные черты российского менеджмента
Глубокие политические и экономические преобразования в России вызвали также необходимость пересмотра методов управления. Страна все больше ориентируется на мировую экономику, стремясь занять в ней достойное место. В связи с этим необходимо: 1) заложить в систему управления принципы и механизмы, присущие мировому сообществу, и 2) учесть особенности предшествующего развития государства, национальной культуры, привычек и взглядов россиян.
Социалистический способ ведения хозяйства привел к концентрации производства на огромных заводах и фабриках, подчинявшихся единым народнохозяйственным планам. Со стороны государства осуществлялось прямое управление предприятиями, что ограничивало их хозяйственную самостоятельность и порождало колоссальную бюрократизацию управленческого аппарата. Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость децентрализации управления, предоставления организациям широкого круга самостоятельных полномочий. Это не значит, что государство полностью исключило свое влияние на рыночные структуры, оно должно оставить за собой подготовку своеобразных "правил игры" в виде различных законов, проведение лицензирования, контроль за экологической безопасностью и т.д.
Виды менеджмента
Уже отмечалось ранее, что менеджеры решают самые разные по содержанию задачи, используя различные методы. Вскоре мы познакомимся с различными должностями, структурными частями организации – все они выполняют специфические виды управленческой деятельности. Иными словами, менеджмент включает в себя разные направления деятельности в той или иной сфере. Ниже приведен примерный перечень таких направлений.
1. Организационное управление включает создание организации, распределение полномочий, обязанностей, подготовку различных положений, правил, должностных инструкций, проведение необходимой разъяснительной работы с персоналом, изучение с ним различных документов и т.д.
2. Производственный менеджмент занимается вопросами управления производственными процессами, выработкой технологий, повышением качества продукции и т.д. Можно сказать, что в каждой сфере деятельности человека производственный менеджмент носит ярко выраженные специфические черты. Приемы управления будут сильно отличаться, скажем, в таких сферах как рыбный промысел и строительство, торговля и обучение людей.
3. Управление снабжением охватывает широкий спектр проблем по обеспечению производства необходимыми ресурсами.
4. Управление маркетингом сводится к изучению предпочтений потребителей, разработке и продвижению соответствующих продуктов, установлению на них цены, развертыванию сервисной сети.
5. Финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками, включающими поступление средств в организацию и различные выплаты.
6. Стратегический менеджмент вырабатывает долговременные стратегические планы укрепления позиций организации в условиях быстро меняющейся окружающей среды.
7. Инновационный менеджмент является, пожалуй, самым молодым направлением управленческой деятельности. Он связан, прежде всего, с изучением новых научных открытий и изобретений, подготовке производственной базы для создания на их основе совершенно новых продуктов, полезных для человека.
8. Управление персоналом решает широких круг вопросов, связанных с человеческими ресурсами - главным богатством организации. Управление персоналом занимается поиском, отбором, обучением, а затем и оценкой работающих в организации людей. Неизбежно при этом возникают вопросы продвижения достойных людей по служебной лестнице.
Глава 4. Цикл менеджмента
Функции менеджмента
Рассматривая процессный подход к управлению, мы уже усвоили, что управление представляет собой следующие друг за другом действия. Большинство российских исследователей придерживаются мнения, что таких действий (функций) пять:
1) планирование – любому действию предшествует эта функция. После осмысливания ситуации человек всегда намечает план действий, который либо может существовать в сознании руководителя, либо приобретать форму документа;
2) организовывание – первоначальные действия по созданию органиации, воплощению любого плана в жизнь, которые могут заключаться в инструктировании людей, поиске ресурсов, подборе персонала и т.д.;
3) мотивация – побуждение людей к эффективному труду с помощью экономических и неэкономических стимулов;
4) контроль – деятельность по сопоставлению намеченного и реального хода событий, выработка на этой основе корректив по уменьшению негативных результатов;
5) координация, суть которой сводится к согласованию действий работников или же структурных подразделений организации по месту и по времени. Она включает такие процессы, как обмен управленческой информацией, разработка различных управленческих решений.
Система методов управления
Различают четыре типа основных методов, применяемых менеджерами при управлении организацией: организационные, административные, экономические и социально-психологические.
С помощью организационных методов формируются условия для создания, а затем и функционирования организации. Они предшествуют всем остальным, так как с их помощью происходит само проектирование организации, ее последующая деятельность обеспечивается целым набором документов: устава, инструкций, правил. Благодаря этому каждый человек в организации знает свои права и обязанности, ориентируется в системе подразделений и их предназначении.
Административные методы направлены на активное вмешательство в дела организации, они базируются на прямых директивных указаниях (приказ, запрет, разрешение, совет, предложение), обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок в организации. С помощью административных методов исполнителям выдаются конкретные задания, за успешное выполнение которых они поощряются, в противном случае к ним применяют санкции или дисциплинарные взыскания.
Экономические методы связаны с распределением ресурсов, получаемой прибыли, мерами стимулирования работников. Эти методы начали внедряться в управленческую науку в начале ХХ века и связаны они с работами Ф. Тейлора. Их действие в отличие от административных методов носит не прямой, а косвенный характер. В самом деле, если работник знает, сколько он получит за каждую изготовленную деталь, то его не нужно принуждать работать продуктивно, ведь сработает экономический метод управления.
Социально-психологические методы основаны на знании психологии работников, их характера и особенностей поведения, создании хорошего психологического климата. С одной стороны они развивают благожелательные отношения между работниками, а с другой – способствуют их творческому росту, раскрывают и развивают их личные способности.
Принципы управления
Перечисленные выше методы управления могут реализовываться только в соответствии с определенными принципами. Остановимся на наиболее важных из них.
Научность. Управление, как и другие виды деятельности человека, должно основываться на последних данных и выводах многих наук (в первую очередь психологии, социологии, педагогики). В предыдущих главах мы уже познакомились с тем, что менеджмент, как и другие науки, выдвигает гипотезы, которые проверяются экспериментом.
Целенаправленность. Все действия управленцев будут носить системный и осмысленный характер, если они подчинены главным целям организации.
Последовательность. В распределении действий по времени должна соблюдаться их логическая очередность.
Сочетание централизованного управления и самоуправления в отдельных элементах организации особенно важно сейчас, когда в меняющейся обстановке принятие решений на нижних уровнях управления обеспечивает оперативность в работе.
Баланс прав и ответственности. Чем больше предоставляется работнику прав, тем выше должна быть его ответственность.
Вовлечение исполнителей в процесс выработки решений повышает их качество (одна голова – хорошо, а две – лучше). Кроме того, такие решения исполнители считают своими и к их реализации подходят более ответственно.