Характеристики целей (SMART)
- (S) Specific/Конкретность - Цель должна содержать ясную информацию для четкого понимания сотрудником того, что от него требуется
- (М) Measurable/Измеримость - Возможность измерения степени достижения цели
- (А) Achievable/Достижимость если менеджер решил поставить данную задачу сотруднику, то у него есть разумные, логические и объективные доводы, подтверждающие достижимость этой задачи
- R) Relevant/Релевантность–взаимосвязь с другими целями и направлениями деятельности организации
- (Т) Timebound/Временные сроки - это указание временных сроков исполнения целей
Пример.
К 31 декабря 2017 года достичь среднемесячной валовой прибыли не менее 50000 долл. за счет снижения постоянных издержек на 7% и увеличения объема продаж на 30% (до 180000долл.) для подготовки к выходу в феврале-апреле 2018 на рынок «А».
Типы планирования
Управление по целям (Managementbyobjectives, MBO) – метод планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, сотрудника, используемых для последующего мониторинга результатов работы организации.
Эффективный процесс МВО состоит из следующих этапов:
· Постановка целей
· Разработка планов действий
· Контроль продвижения к целям
· Оценка общих результатов работы
Одноразовые (единовременные) планы разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда-либо еще в будущем.
Постоянные планы используются для координации повторяющихся рабочих заданий.
Ситуационные планы определяют действия компании в случае возникновения аварий, препятствий или непредвиденных ситуаций.
Цикл Деминга
Традиционный подход к планированию Яна Грехема
Стратегический менеджмент — это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей
Основополагающая стратегия компании – это общий план основных действий, за счет которых фирма собирается достичь своих долгосрочных целей
РОСТ. Стратегия роста компании может базироваться на внутренних (инвестиции в расширение производства) или внешних (приобретение новых бизнес-подразделений) источниках. Внутренний рост осуществляется, как правило, в форме создания новых или изменения существующих товаров, или вывода существующих товаров на новые рынки. Внешний рост обычно происходит в форме диверсификации, когда компания поглощает имеющие сходные товарные линии или дающие возможность выхода в новые сферы бизнеса фирмы.
СТАБИЛИЗАЦИЯ. Стратегия стабилизации (или стратегия паузы) предполагает ограничение организацией масштабов производства, ставку на медленное, жестко контролируемое развитие, простое продолжение бизнесаК стратегии стабилизации организация переходит, как правило, после того, как преодолевает период бурного роста.
ЭКОНОМИЯ. Стратегия экономии означает, что организация переживает период спада и либо сокращает число своих подразделений, либо продает или ликвидирует целые направления бизнеса, проводится всеобщее сокращение штатов и расходов.
Под ликвидацией понимается продажа предприятия за цену, равную остаточной стоимости его активов, т. е. прекращение существования. Продажа бизнеса, который перестал играть для компании центральную роль, носит другое название — отказ от владения.
Уровни стратегии
Стратегия корпоративного уровня
Стратегия бизнес-единиц
Стратегия функционального уровня